Крымский гений

7 октября 1977 г. 45 лет назад ОТОШЁЛ В МИР ИНОЙ Георгий Эдуардович БОСТРЕМ

Основателем рода Бостремов на юге Российской империи был шведский дворянин Хендрик Бострем, который приехал в Россию на строительство судоверфи по приглашению Петра Первого.
Родился Георгий Эдуардович Бострем в 1884 году. Окончил Одесское художественное училище. Затем обучался в Петербургской академии художеств имени Репина. А в 1905 году уехал в Мюнхен, где посещал школу Холлоши. В
1906 году Георгий Эдуардович Бострем совместно с В.В. Кандинским устроил в Петербурге свою первую выставку безпредметной живописи.
Но после окончания с отличием Мюнхенской академии в 1909 году Бострем сжёг свои академические работы.
Он говорил: «Я понял, что мы, новые художники, ничего нового не творим, мы только лишь попугайничаем, и я решил попутешествовать по свету, поискать мудрости».
Он берёт в руки посох и отправляется в путь по Германии и Франции, затем через Грецию в Персию, а оттуда через Алтай, посетив окрестности горы Белухи, возвращается в Россию. После своего паломничества по святым местам он больше никогда уже не возвращался к светскому искусству.
В 1930-х Бострем жил в Загорске, работал как иконописец, реставрировал иконы Троице-Сергиевой Лавры, эти росписи сохранились до сих пор.
Во время Великой Отечественной войны Бострем жил в Ташкенте. Затем художник работал в Архангельской церкви под Москвой и в Коломенском.
Георгий Эдуардович восстанавливал иконостасы и росписи. Одно время возглавлял реставрационные мастерские в Лавре. А когда Троице-Сергиеву Лавру закрывали, Г.Э. Бострем был арестован и приговорён к длительному сроку лагерей. Но ему удалось бежать, и долгие годы он скрывался в Средней Азии.
Ещё в период своих скитаний Бострем подобрал умирающую от голода женщину с ребёнком. Эту девочку Галину он впоследствии и удочерил.
Так, семья Бострем в 1914 году появилась в Одессе. Уже много позже, когда по окончании медицинского института дочка получила распределение в Крым, Георгий Эдуардович в 1961 году поселился в селе Заречное. Для жизни на крымской земле Бострема благословил сам святитель Лука, с которым они встречались ещё в Ташкенте.
Из Загорска Бострему часто привозили на реставрацию иконы. Монастырь снабжал его красками, кистями и даже продуктами. В основном художник писал на том материале, что в этот момент был у него под рукой, – на клеёнке, обрывках бумаги, фанере, картоне.
Большим другом Георгия Эдуардовича был Иван Семёнович Козловский.
Он часто бывал у него в деревне, где Бострем жил в старом доме с зияющей в крыше дырой. Великий тенор всякий раз порывался отремонтировать ему кровлю. На что старец отвечал ему без всякой рисовки: «Родной Иван Семёнович, вот вы в Москве можете полюбоваться звёздами, когда захотите?! Не можете. А я через мой потолок могу позволить себе эту радость, когда захочу».
В Крыму сейчас осталось приблизительно 15 работ мастера. Остальные рассыпаны по всему миру – в Троице-Сергиевой Лавре, Русском музее, Третьяковской галерее, Лувре, музее Соломона Гугенхайма (Нью-Йорк), а также у
потомков И.С. Козловского в Москве.
В 1967 году знаменитый гитарист Анатолий Шевченко познакомил Георгия Бострема с великим пианистом Аркадием Фёдоровым. Музыкант и художник впоследствии очень сдружились. Часто навещал его в деревне и знаменитый композитор Алемдар Собитович Караманов, уже написавший к тому времени музыку к фильму «Обыкновенный фашизм». Свой гонорар за музыку к этому фильму композитор передал симферопольскому храму Всех святых. Что знаменательно, несколько своих картин Г. Бострем назвал «Небесная симфония». Караманов, не зная об этом, так же назвал свои произведения на евангельские темы.
Бострем мог поддержать беседу на любую тему. Алемдара Караманова и Аркадия Фёдорова, выпускников Московской консерватории, поражало, как старец вполне профессионально мог судить о музыке. Птицы его не боялись и садились прямо на голову.
С благословения Георгия Эдуардовича Алемдар Собитович Караманов крестился и в крещении получил имя Александр. Всему миру известны его симфонические поэмы, основанные на библейских текстах, – «Аве Мария», «Херсонес», «Совершившиеся». Мне повезло, я слушал потрясающую музыку его произведения «Пролог, мысли, эпилог» в исполнении Аркадия Фёдорова. Их однокашник по консерватории А. Шнитке сказал: «Все мы композиторы, а Караманов – гений».
Интересно было слушать воспоминания старца. «В 1927 году во время Крымского землетрясения я шёл у подножия Демерджи, и вокруг меня летали огромные каменья, но я знал, что ни один из них не коснётся моего чела,
ибо у меня есть вера». С тридцатилетнего возраста Георгий Эдуардович не вкушал животной пищи. Лишь на Пасху он позволял себе одно крашеное яичко. До глубокой старости отличался хорошим здоровьем и силой. Писал
картины до последнего своего вздоха.
Душа старца покинула тело в 1977 году. Георгий Эдуардович Бострем прожил на этой земле 93 года. Последними словами, произнесёнными художником, стали слова молитвы: «Научи меня, Господи, оправданиям твоим». Он
ушёл, как уходят все праведники, – заснул и не проснулся.

Анатолий ТАВРИЧЕСКИЙ