Когда мы прославляем Божию Матерь, мы прославляем Христа. Когда мы называем Её зарёй спасения, мы приносим поклонение Христу. Когда мы празднуем Её Рождество, мы обращаем наш взор к Рождеству Христову. Тайна одного рождения восходит к другому, возвещая сияние Солнца правды.
Свет Рождества Богородицы – первый луч жизни вечной, которую Христос приносит на землю. Рождение, освещающее дом праведных Иоакима и Анны, – не такое, как другие. Рождается Младенец, сокровенно избранный Богом. С самого начала Она уже отмечена особой печатью избранничества Божия, ещё невидимой, но проникающей глубины Её естества. Как и Её родители, на которых Она походит, Она – только человеческое существо и, как все люди, создана по образу Божию. Но в отличие от всех и даже от Своих родителей, которые были праведны пред Господом, Она – самый чистый образ послушания Богу. Рождение Её было в такой чистоте, что ничто не могло
ослабить Её устремлённости жить по воле Божией.
В каждом человеке после непослушания Адама сохраняется образ Божий, разум и свобода, способность предпочесть лучшее худшему. Но этот образ искажён вследствие первородного греха. Грех Адама и Евы заключался в непослушании воле Божией о них, в гордости приписать себе потрясающие дары, полученные от Бога. Самый чудесный разум, вышедший из рук Творца, соблазнил их на это, будучи сам опьянён собственной красотой и светом, носителем которого ему было доверено быть. Люцифер пожирает самого себя, ненавидя в себе то, что является самым сокровенным в нём, – подобие Божие. Именно в этом заключается ад – в полной неспособности выносить
себя из-за ненависти к Богу. Воля разумного и свободного существа утверждает себя навеки в отказе от самого себя. Непослушание отделяет грешника от единственного источника его блаженства и жизни. Одним фактом непослушания он утрачивает то, что получил от Бога, внутри и вовне. Желанная свобода обретена, но род человеческий может наследовать только искажённое грехом и смертью естество.
Первородный грех достигает нас, ибо мы – человеческие личности. Мы рождаемся с волей, которая противится Богу.
Лично мы не совершили этот грех, но он передаётся лично нам. Первородный грех не даёт нам осуществить наше призвание. Каждый человек рождается с первородным грехом, то есть отделённым от Бога – не абсолютно повреждённым, но неспособным возвратиться к Нему любовью. Мы любим всегда, но мы плохо любим, мы хотим быть с Богом, но не хотим этого больше всего на свете. Мы любим ближнего как самих себя, а самих себя мы любим не истинной любовью. Образ Божий в нас потемнён, всё первозданное потеряно. Пока не придёт день, когда Сам Бог восстановит всё. Ради этого Он станет человеком совершенным, способным любить, любить безконечно. Этот Человек отдаст Свою жизнь Богу в послушании Ему.
Второй Адам одержит победу там, где потерпел поражение первый Адам. Ради этого Он родится от Пречистой Девы, уготованной к Его принятию Духом Святым. Эта Дева, став Божией Материю, будет также способна по дару Христа всегда любить, «не имея пятна или порока или нечто от таковых» (Еф. 5, 27).
Ныне мир приходит к утверждению свободы греха. Но грех никогда не может явить величие человека, а только убожество его. Юным романтикам зла внушают бунт против всех нравственных норм, против Самого Бога. Эти самоубийственные для человечества игры могут раскрыться однажды, и уже раскрываются поистине «сатанинскими глубинами» (Откр. 2, 24), реальным отделением от Бога. Можно зайти слишком далеко. И часто бывает слишком поздно попытаться выбраться именно потому, что грех – деградация всех способностей человека, убивающая ум и волю страсть, мёртвый искусственный рай, открывающийся уже здесь на земле вечным адом. Мы знаем
многих очень талантливых людей, описавших его запахи и яды. Они хотели бы выйти из этого рабства, но не могут. Грех лишает их дара любить и не даёт им сделать свободный выбор.
Пречистая Дева, избранная Богом, с самого рождения будет возрастать в истинной свободе, устремляясь к совершенному соединению Своей человеческой воли с волей Божией.
Даром Духа Святого, как свидетельствуют святые отцы, Она будет сохранена от греха. Ибо, «где Дух Господень, там свобода».
Но это не значит, что Она не нуждалась в спасении. Как и мы, Пресвятая Богородица принадлежит к роду человеческому, к роду грешному. Как и мы, Она нуждалась в спасении. Кроме Христа все люди без исключения нуждаются в спасении, потому что в Адаме «все согрешили». Если мы исповедуем, что «Божия Матерь ни разу в жизни не согрешила» (преп. Силуан Афонский), это значит, что Её хранила совершенная преданность заповедям Божиим – по благодати искупительного подвига Её Божественного Сына. И это значит, что Она – Первая из искупленных Христом. Ничто и никто в сотворённом Богом мире не может обрести жизнь без искупительной любви Христовой. Ни настоящее, ни прошлое, ни будущее не могут обойтись без Его спасения. Свет Христов, исходящий от Его Креста, просвещает всех, и прежде всего – Его Пречистую Матерь. У Креста Христова раскрывается в полноте тайна Её Рождества.
Она рождается, чтобы родить Спасителя мира. И у Креста Христова, по слову Христову, в лице возлюбленного ученика Она становится Материю всех нас.
Мы празднуем сегодня явление в мир Честнейшей Херувим. Мы знаем, какое чудо – лицо каждого новорождённого, какой радостью наполняет оно нас. В этот день в Галилее открылись на мир глаза Младенца – Той, Которая станет Материю Божией и Материю всех спасённых людей. Никто ещё никогда не смотрел на мир, как Она.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ