«Святыни храма доступны для всех, кто пришёл в Третьяковскую галерею»

В этом году храму-музею святителя Николая в Толмачах исполняется 30 лет. Но это не вся история храма, а только тот период его существования, который неразрывно связан с Третьяковской галереей. Уникальный и первый в России случай, когда храм одновременно и музей, а его настоятель ещё и заведующий отделом галереи.
Об удивительной истории, которая привела в стены этого храма величайшую православную святыню, – Владимирскую икону Божией Матери, о благотворном содружестве власти и Церкви, о том, как храм стал частью Государственной Третьяковской галереи – наша беседа с настоятелем храма протоиереем Николаем СОКОЛОВЫМ.

Но сначала немного истории, которая была у этого храма ещё до того времени, как он стал храмом-музеем.
Она богата событиями, о них написано много исследований. Годом основания храма считается 1625 (первое упоминание о нём в летописи). В 1812 году во время нашествия Наполеона сам храм уцелел, но сгорели все его пристройки, и понадобился указ о восстановлении Николо-Толмачёвской церкви «в самостоятельности».
В 1851 году купцы Третьяковы купили дом в Лаврушинском переулке Замоскворечья, и храм святого Николая в Толмачах стал их приходским храмом. Здесь венчали, крестили, отпевали многих членов семьи. В том числе проводили в последний путь и одного из основателей картинной галереи – Павла Михайловича Третьякова. При восстановлении храма уже в наши дни на полу напротив стены с иконой святителя Николая (единственной из сохранившихся икон первого деревянного храма начала XVII века) установлена памятная плита с надписью о том, что на этом месте во время богослужений стоял П.М. Третьяков.
В 1929 году храм был закрыт, вернее, разграблен, с икон сняты ризы, унесена церковная утварь, похищены золотые и серебряные украшения. Вскоре здание храма перешло во владение Третьяковской галереи. Где-то в 80-х годах прошлого столетия в нём планировали устроить концертный зал, даже котлован выкопали, но, к счастью, не успели.
И в 1992 году после переговоров с Патриархией был подписан Устав домового храма Государственной Третьяковской галереи, его настоятелем назначен протоиерей Николай Соколов. А храмато как такового не было – одни руины, вместо алтаря развалины...
И началось настоящее возрождение порушенного храма: с участием государства, города, нередки были и субботники прихожан.
В 1993 году опять послабление церкви: власти разрешили «использовать в богослужебных целях Владимирскую икону Богоматери». В храме состоялось первое венчание, первое крещение, первое Пасхальное богослужение, первый крестный ход – словом, жизнь храма стала обычной: с исполнением тех обязательных богослужений, положенных по уставу Церкви.
Вскоре и колокола поднялись на звонницу, самый большой – весом 1380 кг.
Времена изменились настолько, что вот уже отца Николая попросили освятить саму Государственную Третьяковскую галерею. Дело неслыханное!
Даже молебен разрешили отслужить Святейшему Патриарху Алексию II перед Владимирской иконой Божией Матери. Правда, не в церкви ещё, а в Инженерном корпусе, где икона находилась в экспозиции галереи.
Но ещё понадобились годы, чтобы решение об окончательном переносе Владимирской иконы Божией Матери из галереи в храм было одобрено всеми сторонами власти и Церкви. И только в 2000 году Владимирская икона Божией Матери официально воцарилась в храме. А храм святителя Николая в Толмачах приобрёл статус первого в России храма-музея как полноправной части экспозиции Третьяковской галереи, каковым и остаётся по сегодняшний день. Теперь отец Николай Соколов – настоятель храма при Третьяковской галерее, которую он считает своим вторым домом.
А первый дом – это семья, в которой ему повезло родиться. Род Соколовых уже более трёх столетий служит Церкви и людям – священники, епископы, философы, религиозные деятели. Дедушка по материнской линии Николай
Евграфович Пестов – богослов, религиозный мыслитель, духовный писатель.
Каждое воскресное утро начиналось в семье с ранней литургии в церкви, куда водил мальчика дед. А уже потом бабушка Зоя Вениаминовна в обязательном порядке отправлялась с внуком в музеи, на концерты. И главным адресом среди них была Третьяковская галерея. Здесь впервые увидел маленький Коля Соколов чудотворную икону, поразился её красоте и восхищённо замер перед Божественным ликом. И уже в то время в галерее перед иконой всегда стояли цветы. Люди поклонялись и тайно молились чудотворной иконе, хоть и в галерее…
Судьбоносной стала эта икона для будущего отца Николая, и с тех пор вся его жизнь связана с её образом. Даже священническая хиротония была у батюшки на день Владимирской иконы Божией Матери – 8 сентября 1988 года.
А потом Владимирская привела отца Николая служить перед её образом в храм при Третьяковской галерее.
И здесь нет никаких совпадений, а в реальности подтверждается богословский постулат, что всё в нашей жизни не случайно, везде обнаруживаются глубинные связи, которые до времени скрыты от нас.
Про хор храма-музея – отдельный разговор. Русские православные храмы – это всегда трепетное прикосновение к иконе, сердечная молитва, проникновенная пастырская проповедь. И церковные песнопения. В этом храме
они – дивные. Владимирская святыня здесь находится в достойном обрамлении божественной музыки, великолепных голосов, сливающихся в единый поток высокого певческого искусства.
Иначе и не могло быть, ведь и отец Николай, и его матушка Светлана – выпускники Московской консерватории.
Они окружены музыкой, живут ею и с Божией помощью за эти годы создали в храме такую атмосферу, в которой состояние человеческого духа поднимается до своих высочайших вершин.
Матушка Светлана – всегда рядом с отцом Николаем. В эти 30 лет их усилиями восстанавливался храм, рождался необыкновенный хор, выросший из детского, которым долгое время руководила матушка. А позже она стала и
регентом «взрослого» профессионального коллектива.
С 1994 года хор храма святителя Николая в Толмачах является и хором Государственной Третьяковской галереи. Сейчас руководитель хора – Алексей Александрович Пузаков, заслуженный артист России. И это новая ступень
мастерства и творчества в хоровом искусстве. Когда звучит музыка «Всенощной» Рахманинова, «Литургии» Чайковского, прекрасными голосами исполняются каноны, кажется, что в храме нет купола, и сама Богородица
с иконы вместе с нами внимает этим чарующим звукам, устремляющимся прямо в небеса...
Сегодня хор из домового храма превратился в мощный певческий коллектив, входящий в состав Большого Синодального хора. Его участие делает честь любому концерту или фестивалю в нашей стране и за рубежом.
А теперь слово настоятелю храмамузея протоиерею Николаю Соколову.

– Отец Николай, многие десятилетия москвичи, приходя в Третьяковку, с горечью наблюдали, как здесь, в центре столицы, рядом с храмом искусства рушатся стены другого храма – церковного, прорастая быльём и сорной травой...

– Да, 30 лет – это отсчёт с того времени, когда в нашем храме возобновились богослужения в 1992 году.
Тогда иначе как руинным храм и назвать было нельзя. После того, как Патриарх Алексий II освятил его полным освящением, у храма началась новая жизнь.
И самое важное событие этих 30 лет: в нашем храме на постоянном хранении пребывает первая и главная святыня России – Владимирская икона Божией Матери.

– Редкий случай! Извечный спор о том, где лучше находиться православным святыням. Музейные сотрудники утверждают, что только они могут сохранить в целости и сохранности эти величайшие памятники древнерусского искусства. А церковь считает, что они должны быть доступны не только посетителям музея или галереи, но и всем прихожанам храмов…

– Вспоминаю, как много было мнений и прений со стороны и церковных властей, и гражданских, и музейного сообщества – где находиться иконе. Ведь на протяжении столетий Владимирская икона Божией Матери находилась в Кремле. В революционное время после закрытия для богослужения кремлёвских соборов её на некоторое время перенесли в Исторический музей. Примерно с середины 30-х годов её местонахождение – Третьяковская галерея, и
она располагалась здесь в постоянной экспозиции. До тех пор, пока в 1941 году во время Великой Отечественной войны её не перевезли в Новосибирск. Это был единственный раз в XX веке, когда икона покидала Москву. Тогда эвакуировали все экспонаты галереи. Опасность была реальная: ведь в Третьяковку попало две бомбы! Но как только бомбёжки прекратились, икону вместе со всей коллекцией Третьяковской галереи вернули в столицу.
А уже в наше время состоялось совместное решение Патриарха, Президента, Министерства культуры, по которому Владимирская икона Божией Матери нашла своё место – во впервые образованном в России действующем храме-музее. Вот поэтому я не только настоятель храма при Третьяковской галерее, но и одновременно заведующий её отделом.
То есть храм функционирует как экспозиция галереи, как её подразделение.
Согласен, это редкий случай в истории. Но в нашем храме хранится не только Владимирская икона Божией Матери, здесь есть и другие величайшие православные ценности: Иверская икона – древний список с иконы, хранящейся на Афоне.
Ей более 350 лет. Дмитровский чудотворный Крест-Распятие XIII–ХIV вв. И ещё более 200 икон из собрания Третьяковской галереи. Это всё иконы Третьяковки! Храм – это же музейная территория.

– А где иконы раньше находились?

– В основном в запасниках галереи, и там их никто, кроме специалистов, не видел. Это считалось музейным хранением.

– То есть сегодня люди, приходя в эту великолепную художественную галерею мирового уровня и знакомясь с древнерусским искусством, имеют уникальную возможность увидеть в храме-музее эти иконы в их подлинном интерьере…

– Именно! Речь идёт о редчайших иконах, начиная с домонгольского периода и почти до наших дней. Это иконы центрального иконостаса, ярус иконостасный, чтимые иконы, местные – всё это можно увидеть в храме-музее. У людей есть возможность подойти к ним, рассмотреть, поклониться святыням. И среди всех святынь главное сокровище – Владимирская икона Божией Матери.

– У иконы такой оригинальный киот. Такой не часто увидишь в храме.

– А другого такого нигде и нет. Он уникальный. В нём создан полный искусственный климат для сохранения иконы, определённый температурный режим, влажность. Киот – пуленепробиваемый со специальным стеклом. В самой капсуле установлен такой режим, что даже если в храме возникнут неполадки, то автоматика в ней будет работать автономно, независимо от храма.

– Где изготовили такое техническое чудо?

– На Московском заводе полиметаллов. И по сей день моя глубокая благодарность коллективу этого завода, Валерию Викторовичу Крюкову, бывшему тогда его генеральным директором. Перед нами сегодня труд уникальных специалистов – капсула, которая отвечает всем требованиям безопасного хранения святыни.
Первая задача – это сохранность иконы. Еженедельно икону осматривает специальная группа сотрудников галереи, которые оценивают её состояние, дают нужные рекомендации. У нас в храме используются только восковые свечи, чтобы не было копоти и нагара. Один раз в году на месяц икону уносят для реставрации.
Она, конечно же, со временем подвергается некоторым изменениям, и её здоровье нужно поддерживать.
Самое главное то, что доступ к Владимирской иконе Божией Матери абсолютно свободный. Вот человек пришёл в наш храм. Хочет – смотрит, любуется иконой, хочет – плачет, молится перед ней. Эта всеобщая доступность – самый важный момент бытования иконы в современном мире и в нашем храме. Вот мы с вами сейчас разговариваем, а перед иконой наверняка кто-то стоит и молится. Не бывает такого дня, чтобы люди даже уже после службы не оставались бы перед святым ликом Божией Матери: читают акафисты, непрестанно молятся, свечи ставят. Икона здесь, в нашем храме, – всё время в молитвенном поминовении.

– Батюшка, а когда храм воссоздавался 30 лет назад, не было опасения, что сюда народ не пойдёт? Ведь вокруг так много старинных и действующих церквей со своей паствой, своим приходом…

– Нет, таких сомнений у нас изначально не было. На сегодняшний момент в плане посещения храма у нас есть две составляющие. В первую очередь, постоянные прихожане, формирующие костяк нашего прихода. Это все те люди, которые пришли вместе со мною в период восстановления храма из прихода храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, – учащиеся воскресной школы, их родители, друзья. В то время их уже было более 200 человек.
А во-вторых, прихожане нашего храма – это сотрудники Третьяковской галереи, по инициативе которых был открыт и зарегистрирован храм-музей. В начале 90-х годов они составляли человек 20-30. За 30 лет в храме крестились, венчались более 500 сотрудников Третьяковской галереи. Точной статистики посещения храма после его открытия у нас не проводилось, но сейчас в дни больших праздников – на Пасху, Рождество Христово, в дни празднования иконы Владимирской Богоматери – в храме на литургии бывает до 600 человек.

– Прочитала в Книге отзывов один из первых откликов от посещения храма, очень искренне написано: «Нравится то, что иконы большого размера. Но самая красивая икона – это Владимирская икона Божией Матери и самая располагающая к молитве».

– Эта тайная молитва сердца, которая явно проявляется перед этой иконой, просто невозможна, если икона будет находиться в каком-то другом месте. Даже в таком, как Храм Христа Спасителя, или в другом почитаемом
столичном храме. А такие предположения, к сожалению, время от времени появляются в нашей среде. Технически – да, можно обеспечить все условия хранения, но всё очень долго надо готовить. А здесь именно чудом (иначе не могу назвать!), и это не от меня шло, всё по крупицам за десятилетия свершилось. Мы пришли сюда в 1992 году, и только в 2000-м всё было окончательно решено.

– То есть всё это время перед Владимирской не служили молебнов?

– Нет, служили. Но где? Прямо в экспозиции. Первую службу совершил Патриарх Алексий II. Тогда впервые власти разрешили молитву перед иконой. И это был прорыв! Икону время от времени выставляли в галерее – в Инженерном корпусе, там Патриарх и отслужил первый молебен.
А когда капсула была готова, икону перенесли в наш храм.

– Ещё необычно то, что икона не прислонена к стене, а стоит обособленно, но в то же время как будто вместе с нами.

– Да, икона стоит в таком киоте, что к ней можно подойти со всех сторон, а не как обычно: одной стороной к стене. На другой стороне – изображение Креста Господня, орудия страстей. А недавно специалисты по реставрации определили, что там раньше был образ святителя Николая. Это тоже чудо, ведь наш храм носит имя святого Николая.

– Понятно, что во время богослужений икона доступна для всех в храме. А когда в храме нет службы, тогда как можно увидеть икону?

– Храм и его святыни доступны сегодня для всех, кто пришёл в Третьяковскую галерею. Сюда всегда можно прийти в то время, когда открыта галерея. В понедельник храм закрыт для посещения – это выходной день музея, как и всей галереи. В остальные дни сюда можно войти без специального билета и помолиться перед образом Владимирской Божией Матери, не ограничивая себя во времени.
В любой день и час, когда храммузей открыт, к иконе может подойти любой человек. Помолиться перед святыней можно во время богослужений, которые у нас совершают обычно с 9 утра и вечером до 19 часов. А в дни, когда службы нет, храм работает как экспозиция галереи. И каждый человек может прийти, поставить свечку, постоять и помолиться у иконы.

– Это очень важно. Вот недавно я была в поездке по Волге. В Костроме захотелось пойти в Ипатьевский монастырь. На входе охранник попросил билеты. Оказывается, монастырь – тоже храм-музей, но вход туда платный…

– Вот в том и дело, что если Владимирская икона Божией Матери будет помещена в другое место, скажем, в таких главных столичных храмах, как кремлёвские соборы, то доступ к ней будет затруднён.

– И поход туда обойдётся в копеечку. Сегодня прийти в Кремль можно, только купив билет, а он, прямо скажем, не дёшев.

– Да и раньше, ещё до 1917 года, икона в Кремле не была доступна народу, как думают. Она находилась в ризнице и имела два помпезных, богато украшенных золотых оклада.
Они сейчас экспонируются в Оружейной палате Московского Кремля.
А последующие «записи» скрывали её подлинный прекрасный лик, который сегодня открыт нам во всём своём величии. Владимирскую икону вносили только в большие праздники и в царские дни. Поэтому вопрос её бытования в Кремле спорный. Да, она была там, но не все могли помолиться перед ней.

– Это так удивительно, чтобы светские власти, музейное сообщество пошли на контакт с Церковью с таким пониманием…

– Мы всегда утверждали, что храм – это музей и есть. За прошедшие 30 лет мы никуда из музея не ушли! Это музейная территория с соблюдением всех принципов неделимости музейного фонда. Иконы галереи занимают своё достойное место согласно статусу – в действующем храме-музее при Государственной Третьяковской галерее.

* * *

У отца Николая Соколова за свою священническую жизнь есть множество наград. А в этом году он получил особенную и редкую – Орден преподобного Андрея Рублёва, который на практике вручается нечасто. Как удивительно подходит девиз этого Ордена ко всей благородной деятельности батюшки – «К Божественной красоте устремлялся»!
Божией помощи ему, творческого вдохновения в попечении о развитии церковного искусства.

Надежда Валентиновна
ПАВЛОВА

_______________________________________________

Икона Владимирской Божией Матери – самая ранняя и чтимая чудотворная икона из сохранившихся православных святынь. Икона датируется концом XI – началом XII века. По мнению уч¸ных, это древнейший список с иконы евангелиста Луки.
Сначала икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а уже в XII веке в качестве подарка киевскому князю Мстиславу Владимировичу попала на Русь. При княжении Андрея Боголюбского святыню перевезли во Владимир – столицу ВладимироСуздальского княжества (с этих пор икона получила сво¸ название – Владимирская).
В Москве икона пребывает с конца XIV столетия.
Не раз спасала Московское государство от иноплеменной опасности. И до сих пор Россия находится под её небесным покровительством.
Святыня Православия – икона Владимирской Божией Матери – это культурное национальное наследие, шедевр мировой живописи, чудо иконописного искусства.
В настоящее время икона находится на постоянном хранении в храме-музее Государственной Третьяковской галереи и доступна для поклонения.