Это давняя борьба тьмы со светом

Архив: 

Вплоть до недавних событий среди священнослужителей Русской Православной Церкви не очень-то было принято публично высказываться про Русский мир, Донбасс и украинский неонацизм. Отец Димитрий ШИШКИН, настоятель храма в посёлке Почтовое Республики Крым, один из тех немногих клириков РПЦ, который с 2014 года активно пишет и выступает в СМИ и соцсетях на эти темы.

– Отец Димитрий, почему именно вы, священник, взялись защищать Русский мир?

– Потому что на него идёт наступление по всем фронтам, надо как-то на этот вызов отвечать. А как? Что мне, священнику, остаётся? Только по слову апостола Павла: обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием. Вот и приходится говорить о каких-то вещах, казалось бы, очевидных, но которые вытесняются из голов и сердец не только молодёжи, но и взрослых людей духом века сего, духом заблуждения и лжи.
Ведь, казалось бы, очевидно: всё, что происходит сейчас на Украине, – это ползучая экспансия западного мира с его богопротивными ценностями и лукавством, в основе которого лежит антихристианский дух и против чего сражались во время Великой Отечественной войны наши предки. Но вот, оказывается, что не только молодёжь, но и зрелые люди порой начинают верить в какую-то белиберду и приходится проговаривать снова и снова очевидные истины, без которых русская жизнь невозможна.
Например, напоминать о том, что праздник победы в Великой Отечественной войне в наше время стал водоразделом между светом и тьмой, между истиной и ложью, между добром и злом.
Потому что этот праздник являет собой духовное торжество, возводящее нас к Празднику всех Праздников – Светлому Христову Воскресению! И победа советского народа над фашизмом – это, конечно, победа жизни над смертью, человеколюбия над ненавистью, победа света над тьмой.

– Но ведь Советский Союз был безбожным…

– Нет, безбожной была власть, а народ в большинстве своём хранил веру и согласный с ней духовный, нравственный уклад. И даже так: хранил тем более ревностно, что начинало уже приходить осознание того, в какую бездну страданий и бед вверг Святую Русь революционный переворот. И последствия этой катастрофы сказываются до сих пор…
Но при всём этом есть, конечно, и некая тайна единства Русского мира, настолько сложного и состоящего из такого множества разных элементов, что как-то рационально объяснить это единство невозможно. Можно только с уверенностью сказать снова и снова, что другого основания, кроме уже положенного, то есть Самого Христа и Его учения, православной веры, – у нас нет и не будет.
И если каким-то непостижимым образом чувствуют свою причастность этому миру иноверцы и даже люди, считающие себя атеистами, то это можно объяснить только словами Господа: «Кто не против вас, тот за вас», а остальное – Бог ведает.
Пока мы живы на земле, у каждого есть ещё возможность прийти к истинной вере.

– Либералы, бегущие сейчас из России, хотят, чтобы не было войны, чтобы всё было если не комильфо, то хотя бы так, как раньше. Они считают, что в мире и так достаточно проблем, которые надо решать, и война, по их мнению, лишь усугубляет и без того сложную жизнь. В чём они неправы?

– Они неправы во всём, что касается самих основ бытия. Потому что истина на самом деле сурова и даже порой может показаться жестокой. Она требует отказа от своего «я», от собственных страстей и похотей. Отказа ради причастности высшей правде. Но само это стремление возможно, только если есть вера. Если веры нет, то всё, чем живёт человек, кажется сторонним наблюдателям жестоким, пугающим и безсмысленным. В этом корень страха либерального мира перед Русским миром, противостояния ему и стремления «отгородиться от него», а желательно и сделать всё, чтобы он просто исчез и его не стало.

– Что происходит в душе украинца, бывшего электрика или хлебопашца, который пошёл воевать в неонацистское формирование типа полк «Азов» (террористическая организация, запрещённая в России)?

– А что происходило в душах недавних «электриков» во времена бандитского безпредела в лихие девяностые?
Как-то мне довелось пообщаться с родственницей одного из самых влиятельных бандитских «авторитетов» в Крыму – известного Виктора Башмакова. Так вот, эта родственница с изумлением рассказывала, что Витя работал себе тихо и мирно при советской власти, был хорошим водителем и автослесарем и вдруг – надо же тебе! – случилось. То есть рухнула внешняя власть, сменился порядок, иссякла сила, задерживающая до времени худшее в человеке, и проявилось демоническое начало, не сдерживаемое в человеке верою, сознательной борьбой со страстями и христианским образом жизни. Вот и всё.
Взяла своё растлевающая идеология вседозволенности. В девяностые эта идеология «развязала» человека по всем направлениям, так что каждый пустился «кто во что горазд», а на Украине эта «власть греха» обрела националистическую направленность: всё позволено, любое преступление и злодеяние, но только в отношении русских «нэдолюдкив». Это горько, но это действительно так, и это пестовалось, взращивалось даже не годами, а десятилетиями. Результат, что называется, налицо.

– Но украинских солдат настраивают думать, что они воюют и умирают за родину, «за нэньку нашу, ридну Украину», противостоя кровавым оккупантам…

– Именно настраивают. Это и есть прямое действие той идеологии, о которой мы говорим. Но на самом деле Россия не только не губит, но отстаивает и спасает историческую Украину со всем богатством её духовного и культурного своеобразия и наследия. Спасает от химеры, созданной Западом с единственной целью – чужими руками и чужой кровью досадить и напакостить России.
И те, кто думают, что они воюют за «ридну Украину» пусть честно признаются себе, что за спиной у них развевается звёзднополосатый флаг и что не Россия, а Запад давно уже оккупировал Украину и приложил все усилия, чтобы изменить её до неузнаваемости, опять же чужими руками – крайних и обезумевших от безнаказанности националистов.
У Конфуция есть замечательное высказывание: «Правитель подобен ветру, а народ – траве, когда ветер дует, трава склоняется». В девяностые на Украине явственно «подул» прозападный русофобский ветер, мечтающий смести Русский мир вместе с его основанием. Именно это происходит сейчас, и те, кто воюют на стороне нынешней Украины, пусть не обольщают себя, они воюют именно против Христа и Его учения. Против Святой Православной Церкви и истинной веры. Это очевидно, и не надо себя обманывать, ссылаясь на псевдодуховные авторитеты вроде УКГЦ, УАПЦ, ПЦУ и т. д.
Это всё опасные и губительные подмены, о которых говорил и предупреждал Господь.

– Украинское общество, смакующее или в лучшем случае снисходительно смотрящее на зверства, которые творят националистические батальоны над пленными русскими солдатами, – всё это не стало для нас новостью со времён их радости по поводу «зажаренных колорадов». Куда уходят корни такого вот «человеколюбия» современных украинцев?

– Да куда… в ад, это понятно. Куда могут уходить корни лютой ненависти?
В мир, где по попущению Божию правит человекоубийца искони, то есть диавол. Но этот мир находится не где-то «внизу», в конкретном месте. Впрочем, есть и бездна, и адский огонь, как говорят, заключённый «в сердце земли», но зло, увы, распространено, разлито везде в «поднебесной», то есть в том мире, где мы живём. И наша задача быть внимательными к себе, чтобы не только избежать всякого сочувствия злу, но и противостоять ему со смирением и решимостью, потому что зло упорно и наседает на человека, желая его поработить и подчинить, отрешить от Источника жизни, добра и света. Эта брань и противостояние неизбежны для каждого из нас, и мы должны это знать.

– «Прощение без справедливости есть капитуляция и слабость», – сказал в одной из своих недавних проповедей Патриарх Кирилл. Со всех сторон Украины от священноначалия, не говоря уже о рядовых священниках, звучат призывы к Путину «прекратить войну», а к Патриарху – немедленно и решительно её осудить. Что здесь больше – страха или реального возмущения? И должна ли Церковь стоять «над схваткой»?

– Послушайте, это просто смешно.
Прекратить войну, – это ведь не свет выключить в комнате. Ну, прекратит Россия внезапно свою спецоперацию – и что? Те люди, которые в одержимости и злобе копят силы, чтобы «взять реванш» и отомстить, а, желательно и уничтожить Россию, стереть её с лица земли, они что – исчезнут или перестанут вооружаться и готовиться к войне? Нет, конечно. Напротив – они внезапным «прекращением войны» воодушевятся и с утроенной
решимостью погрузятся в кипучую деятельность по воплощению своих замыслов в жизнь. И, в конце концов, «рванёт», условно говоря, уже не двести граммов тротила, а двести тонн. И что тогда будет в реальности со всеми нами тогда – страшно себе и представить. Нынешний кризис покажется просто трагическим, но малым эпизодом, необходимым средством предотвращения по-настоящему великих бедствий. По-моему, это очевидно. Как очевидно, что если распускаются почки на деревьях, то скоро наступит лето…

– Так всё-таки, это противостояние – с Украиной или с Западом?

– Противостояние с Западом на территории Украины, которую Запад просто «мягко оккупировал», очаровал, ввёл в состояние помешательства, соблазна и прелести. Когда люди, творя очевидное зло, уверены, что они вершат благо. Это явление духовного порядка, и здесь нужна усиленная молитва, прежде всего, но и прямые действия, которые мы видим теперь, чтобы разрушить планы, истребить последствия и отогнать волну беснования от наших границ. Условно говоря, вернуть Евроатлантическое болото в свои берега. Как минимум.

– А какова духовная суть этого явления – борьбы Запада против России?

– Это давняя борьба тьмы со светом, принявшая общемировой масштаб. Помните, как Господь говорил: «Восстанет народ на народ и царство на царство».
Кажется, мы живём в то время, когда эти слова сбываются с потрясающей точностью. И лидеры Западной коалиции открыто призывают объединённый «свободный мир» ополчиться против России.

– В 2014 году после Майдана и присоединения Крыма к России, можно сказать, почти весь восток Украины лелеял надежды возродить Новороссию. Был необыкновенный душевный, духовный подъём, то, что мы называем Русской весной. Сейчас ситуация, насколько известно, совершенно иная. За восемь лет произошли изменения далеко не в лучшую сторону. Как вы считаете, не был ли упущен чрезвычайно благоприятный шанс?

– Если вспомнить тогдашние события – то мир реально стоял на грани глобальной войны и на эту грань его поставил один только факт присоединения Крыма к России. Как развивались бы события, если бы Россия «пошла дальше» – этого не знает никто, и, может быть, слава Богу, что мы не знаем этого. Потому что вполне возможно, что горстка оставшихся на земле людей влачила бы сейчас жалкое существование на руинах ядерного «постапокалипсиса». Кто знает. Но такой сценарий не кажется фантастическим. На тот момент «остановка» России послужила всё-таки важным фактором, сдерживающим скатывание в общемировую катастрофу.
Это сейчас кажется, что Россия могла бы отстоять свои позиции. А на самом деле – были ли тогда у России необходимые силы (в том числе военные и экономические) для полномасштабного противостояния с коллективным Западом? Вопрос риторический.
Нам надо было собраться с силами, произвести мощнейшие системы «сдерживающего» вооружения, создать экономическую «подушку безопасности», в конце концов, употребить все возможные дипломатические меры к мирному урегулированию конфликта. И ведь Россия реально стремилась до последнего «договориться» с Западом, проявила огромное терпение и выдержку, доверие и доброжелательность. Это факт, и это очень по-русски, согласитесь. И только когда все возможности мирного урегулирования конфликта в Донбассе были исчерпаны, когда нам буквально не оставили другого выбора – Россия ответила прямо, жёстко и по существу. Думаю, Запад ещё и не понял по-настоящему, с чем он столкнулся и каковы будут последствия его надменного нежелания «договариваться с Россией».
Больше того, мне кажется, что началась уже активная фаза крушения «Великого Запада», утратившего свою христианскую идентичность, и мы с вами являемся свидетелями страшного и скорого его распада и краха. Увы… Говорю это безо всякого злорадства. Просто констатирую факт, неизбежность которого очевидна.

– А денацификация украинского общества – это реально? Можно ли поставить рядом с каждым прыгающим ненавистником России надсмотрщика?

– Нынешнее состояние украинского народа, если говорить в общем, это состояние большинства, замороченного и затерроризированного агрессивным и обезумевшим меньшинством. Конечно, остаётся значимая часть людей, сумевших сохранить добрую совесть и незамутнённый разум в отношении братской России.
Вот с этими людьми мы и должны взаимодействовать и сотрудничать, возрождая мирную жизнь, а дальше, хочется верить, – подтянутся те, кто были оболванены прозападной пропагандой, когда она прекратится. Дай Бог! И мы к этому должны приложить все усилия, осознавая их стратегическую важность. Какая-то часть населения, вероятно, останется «настороже», а кто-то – уйдёт в непримиримую оппозицию. Крайние радикалы, как я думаю, рассредоточатся: самые дерзкие погибнут, кто-то уйдёт в подполье, кто-то вынужденно покинет страну и будет «издалека» продолжать свою подрывную работу, как это происходило, например, на протяжении десятилетий со стороны украинской диаспоры в Канаде и других странах западного мира. Но и это всё предположения, потому что, как мне кажется, мы ещё не вполне осознаём масштаб нынешних перемен, в которых украинский конфликт – лишь малый, хоть и важный по своей значимости эпизод.

– Каким вы видите будущее Украины?

– О государственном устройстве Украины сложно сказать что-то определённое после тридцати лет безуспешного и провального строительства проекта под названием «Нэзалэжна Украина». Той Украины, которая просуществовала тридцать лет, по факту уже не существует. Будет ли создано новое государство с таким названием? Возможно. Однозначно это будет дружественная нам страна. Но возможно и то, что левобережная Украина присоединится к России, в составе Южного федерального округа. Возможно, часть нынешней правобережной Украины сформируется как прозападная Украина, возможно, какая-то часть нынешней Украины отойдёт Польше и (или) другие части, поменьше – другим государствам, претендующим на эти земли. Ввиду громадности происходящих сейчас перемен и событий – трудно прогнозировать что-то с точностью. Господь ведает. Но мне почему-то кажется, что по-настоящему масштабные и долгосрочные перемены на территории нынешней Украины настанут тогда, когда на Западе начнутся катастрофические и необратимые изменения.
Когда коллективному Западу (условно говоря) будет уже не до Украины.
Вот тогда, я думаю, народ Украины в своей совокупности действительно осознает всю горечь последствий бездумного преклонения перед Западом и гордого противостояния России. Но это и хорошо, на самом деле! Покаяние – светлое и радостное, жизнеутверждающее чувство, несмотря на его горечь. Покаяние дарует ясность осознания истины.

Беседовал Андрей Викторович
ПОЛЫНСКИЙ
«Российская газета»