Люпов крест

Архив: 

С иереем Павлом Фофановым я познакомился на святом роднике в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что недалеко от поселения Ермаково Самарской области. Здесь священник строил по просьбе верующих часовню.
Рассказав о строительстве, отец Павел неожиданно предложил:
– Хотите, покажу вам православную святыню, которая находится в поругании и забвении. Нам ехать – всего несколько километров…
Мы приехали на высокий левый берег Волги, осмотрели пятиметровый памятный крест из жёлтого металла. А затем по узкой тропинке среди зарослей дикой вишни начали спускаться к Волге.
– Это тропинка приведёт нас к часовне, которая была построена в 1914 году в память о штабс-капитане Алексее Николаевиче Люпове, – объяснил мне отец Павел.

Герой Порт-Артура

Алексей Николаевич Люпов родился 22 февраля 1872 года в Ставрополена-Волге в семье кадрового военного.
В 1892 году зачислен в Московское пехотное юнкерское училище, в 1894 году произведён в офицеры. В августе 1898 года Алексей Люпов прибыл в Порт-Артур. Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов участвовал в обороне Порт-Артура, командовал батареей 9-дюймовых мортир квантунской крепостной артиллерии. После падения города оказался в плену. Вступил в переписку, а позднее познакомился с епископом Николаем Японским. Общение с известным архиереем изменило мировоззрение офицера. Люпов, всегда относившийся к религии равнодушно, стал горячо проповедовать христианские православные ценности. Втайне от всех начал носить под одеждой вериги весом три четверти пуда.

За службу Отечеству

За свою службу на благо России Алексей Николаевич Люпов был награждён орденом Святого Станислава III степени с мечами (1901год); орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1901 год), которого был удостоен в виде исключения, поскольку награждение штабс-капитана этим орденом не предусмотрено по его статуту (представляемый к награде офицер должен быть в звании не ниже подполковника); орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость»; орденом святой Анны III степени с мечами и бантом. Он также имел два иностранных ордена: прусский орден Короны IV класса с мечами от германского императора и офицерский орден Дракона Аннама от президента Французской республики.

Кровью венчавшийся

2 февраля 1907 года, после возвращения в Россию, Алексей Люпов ушёл в отставку в чине капитана, получил пенсию, занимался изобретательством. С 1908 по 1911 годы в министерстве промышленности и торговли им было запатентовано 15 изобретений в области авиации, медицины и астрономии. А потом решил заняться хуторским хозяйством, для чего переехал в Жигули. Здесь он купил за 250 рублей у крестьян села Осиновки десятину непригодной к земледелию земли на крутом берегу Волги. И нанял за 35 рублей двух крестьян для строительства временного зимовья – землянки. Пока шло строительство, Люпов жил в дощатой будке дебаркадера на купеческой пристани у села Ермаково. В ночь на 25 сентября 1911 года спящий отставной капитан был убит приютившим его конторщиком пристани и местным крестьянином, рассчитывавшими его ограбить.
Они предполагали, что Люпов имеет при себе большую сумму наличных денег.
По полицейским протоколам, добыча убийц составила 226 рублей. Узнав о несчастье, из Ташкента приехал брат покойного полковник Семён Николаевич Люпов. Он дал обет построить на могиле Алексея часовню и крест. И слово сдержал.
Вырытая Алексеем Люповым землянка стала его могилой и основанием склепа-часовни. Трёхглавая часовняусыпальница с белым крестом была построена в 1914 году по проекту военного инженера Фёдора Ивановича Смирнова,
подполковника Туркестанского военного округа, сослуживца Сергея Люпова. А на вершине горы был сооружён тяжёлый многометровый крест из толстого листового железа.
Намогильный крест был украшен изображениями и надписями. На одной стороне креста, обращённой к могиле, был изображён распятый Христос и содержались цитаты из Евангелия. На другой стороне имелся портрет Алексея
Николаевича и надпись: «А.Н. Люпову» и надгробное слово: «Алёше, милому моему брату, кровью венчавшемуся».
Сергей Николаевич нанял двух монахинь для поддержания в часовне огня лампад. Ключ от часовни хранился у Осиновского волостного старосты Спиридона Евлампиевича Свербежкина, тоже, кстати, героя Русско-японской
войны.

«Религиозные развалины»

В годы советской власти могила царского офицера оказалась забыта и заброшена. Постепенно часовня обветшала и была превращена в отхожее место.
Послереволюционный период в истории часовни едва не привёл её к окончательному уничтожению. Общество воинствующих безбожников спилило крест. Но голод, обрушившийся на Среднее Поволжье в 30-х годах, вынудил людей тайно от властей поднять и кое-как укрепить тяжёлый крест.
…И вот мы с отцом Павлом у часовни. Первое, что бросилось в глаза – многочисленные выдолбленные в камне стен часовни надписи. Указаны и годы этого варварства: 1926, 1932, 1953… Оба креста и остатки куполов имели сквозные следы револьверных выстрелов. В центре нижнего яруса – полуразрушенные ступеньки, ведущие к Волге. На верхнем ярусе часовни видим характерные следы – судя по всему, здесь крепилась большая икона. Всё пространство вокруг часовни было замусорено и захламлено.
– В последние годы, – рассказывал отец Павел, – часовня подверглась разорению: с креста была сорвана памятная плита, с крыши часовни сорвали маковку, унесли чугунную кружевную решётку. Власти совершенно не обращали внимания на «религиозные развалины».

Борьба за святыню

В 1983 году на Кресты, как неофициально стало называться это место, обратили внимание тольяттинские водные туристы. Первый раз они только осмотрели это место, а затем приплыли сюда с лопатами, граблями и мётлами. На следующий год они побелили и покрасили часовню. Так у водных туристов родилась традиция посещать это памятное историческое место.
К водным туристам присоединились местные краеведы и работники национального парка «Самарская Лука».
Основной вклад в развернувшуюся поисковую работу внёс Юрий Константинович Рощевский – заместитель директора по науке «Самарской Луки».
Областные власти рассмотрели собранные им материалы, и в июне 1988 года Куйбышевский облисполком принял решение (№ 238) считать часовню и крест А.Н. Люпова села Винновка объектами культурного наследия регионального значения.
Но вандализм теперь уже на объекте культурного наследия продолжался. И снова люди забили тревогу. В ответ областное министерство имущественных отношений заявило, что часовня является «безхозным недвижимым имуществом» и разрешило администрации Ставропольского района начать процедуру оформления права собственности на часовню. В ответ администрация Ставропольского района заявила, что объект не является муниципальной собственностью и затраты на его содержание не заложены в бюджет…

Глас народа

…В тот год праздник в честь Казанской иконы Божией Матери многие жители Самарской области встретили в селе Винновка, в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре.
После богослужения в актовом зале монастыря прошла встреча духовенства епархии с представителями молодёжных организаций. Обсуждалась тема: «Сохранение рукотворной и нерукотворной красоты родного края». Выступающих было много. Но больше всех взволновало выступление руководителя православного молодёжного движения «Отечества наследники» Владимира Нуждина. Он рассказал о бедственном состоянии одной из святынь нашего края – креста и часовни, где покоится прах героя Русско-японской войны капитана Алексея Люпова. Нуждин призвал верующих сохранить святыню.
Откликнулся епископ Жигулёвский Фома (Масолов). Он с представителями молодёжных и общественных организаций области побывал у часовни. Владыка помолился об упокоении души раба Божьего Алексея, а затем оценил состояние часовни и начал составлять примерный план реставрационных работ.
Но вскоре епископ Фома получил новое назначение…
Рассказывает завуч самарской школы № 57 Людмила Ивановна Тюфтяева: – Когда учащиеся нашей школы приехали к часовне, они застали на святом месте некоторое подобие общественного туалета, заросшего травой и кустарником, к тому же заваленного ежегодными весенними оползнями. Ученики решили охранять часовню. Летом поблизости мы разворачивали лагерь. Со временем вместе с нашими самарскими школьниками за святым местом стали ухаживать юноши и девушки из Польши, Словакии, Англии, Германии, Голландии, Норвегии, Крыма, Прибалтики, Москвы и Санкт-Петербурга.
Учительница нашей школы Валентина Сергеевна Кононова написала гимн часовне. Есть в нём такие слова:

Люпов крест, Люпов крест –
Чести воинской некрополь.
Не забудь его, если был у этих мест!
Люпов крест, Люпов крест –
Знак истории, культуры.
Здесь защитник Порт-Артура
На тебя глядит с Небес.

А люди продолжают призывать гражданские и духовные власти спасти часовню, сохранить её для настоящего и будущего нашей Родины. А пока у подножия часовни в летние выходные жарят шашлыки и куролесят любители выпить на природе. Нетрезвые отдыхающие в плавках и сланцах взбираются на крышу часовни к оставшимся куполам и фотографируются у могильного, по сути, креста.

Олег Иванович БЕДУЛА