Перед лицом грядущих испытаний

Архив: 

12 ИЮНЯ пятидесятница

Накануне Своих Крестных страданий, перед лицом неминуемых страшных испытаний, которые ожидают Церковь, Христос говорит Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте».
Господь не говорит: «Да не печалится сердце ваше» среди многих скорбей. Но – «не давайте место неверию». Сердце – главная крепость. Пусть будет отнято всё, но всяческим хранением храните ваши сердца. «По тому узнают, что вы Мои ученики». Наступает время, когда мы должны веровать в то, что невозможно доказать, и принимать то, что выше человеческого разумения. Чтобы устоять среди небывалых ещё бурь, надо иметь веру. Кто истинно верит в Бога, верит в Иисуса Христа. И только вера в Бога, явившегося плотию, спасает нас среди торжества зла в этом мире. Радость веры – исцеление от отчаяния, которым, кажется, скоро будут охвачены все.

Но где взять эту радость? У Бога, прежде создания мира уготовавшему всем верным эту радость, это блаженство, это Царство, которому не будет конца. «В доме Отца Моего, – говорит Христос, – обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам». Это дом Отца, и Его Отец – по дару Его, наш Отец.
Здесь мы в гостях, а на небе мы будем дома, в родном Отчем доме. Много обителей в нём, и каждый получит единственную свою, и самая прекрасная будет у того, кто больше возлюбил Бога. Много обителей в доме Отца, и это значит, что на небе хватит места для всех. Потому что сердце Божие – пространнее небес. Как уверяет нас Господь в истинности Своего обещания! «А если бы не так, Я сказал бы вам». Он заранее сказал о гонениях, о ненависти, о скорбях, которые предстоят верующим в Него. О кресте, который они должны понести. Но и о славе Креста. Он – не тот, кто пытается привлечь обещанием лёгкого пути. Он хочет сообщить нам Божественное величие. «Я иду приготовить место вам», – говорит Господь. Надо было, чтобы Он шёл впереди всех. Небо не было бы приготовлено для нас, если бы не было в нём Христа.

«И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Он говорит о Своём Втором Пришествии. Он придёт, чтобы собрать всех у Себя. Где Христос, там те, кто Христовы. Они будут вечно – не зрителями только, но причастниками Его славы. И Господь являет Себя Своим ученикам как путь к этой славе. «Вы знаете этот путь, и куда Я иду, – говорит Он им, – Я говорил вам о нём, вы не можете этого не знать». Сколько раз говорил им Господь, куда Он идёт, а они никак не могут понять. «Господи, не знаем, куда идёшь, и как можем знать путь?» – вопрошает за всех Фома. Никто не должен стыдиться сомнений, потому что поистине, кто ищет, тот найдёт. «Я есмь путь и истина и жизнь, – говорит Господь, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Христос – путь. В Нём – встреча Бога и человека. Кто следует за Ним, никогда не заблудится. Он – истина, в которой нет ни заблуждения, ни лжи. Кто ищет истину, тот найдёт её во Христе. Он – жизнь, ибо мы живы только Богом, и только в Нём, и только через Иисуса Христа. Христос – путь, истина и жизнь. Он – Альфа и Омега, начало и конец. И середина. Он – истинный и живой путь. Все другие пути могут только казаться истинными, но конец их – смерть.
«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – говорит Христос. Отпавший от Бога человек не может прийти к Богу иначе, как через Христа. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Они знали Христа, но они ещё не знали Его, как следовало бы знать. Однако, несмотря на их немощь, Господь радуется их искренней устремлённости к Богу. Многие из учеников Христовых имеют большие познания о Боге, чем они думают. И, взирая на Христа, они видят славу Отца.
«Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Они хотят видеть ещё больший свет. И мы также хотим. Нет у нас иного желания. Но мы не знаем, как этого достигнуть. И пути Господни – не наши пути.
«Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» С первого дня, как Филипп пришёл к Нему, он исповедал Его Мессией, и всё-таки до сего дня он не познал Отца во Христе. «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» Всякий, кто видел Христа по плоти, мог бы видеть в Нём Отца. Всякий, кто видел Христа очами веры, видел в Нём Отца, хотя он и не сразу это осознал. «Я в Отце и Отец во Мне», как и раньше Он говорил: «Я и Отец одно». Познавая Христа, мы познаём Отца, и, видя Его, мы видим Отца. Мы должны верить этому – ради Его слова.
«Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя». Христос говорит не от Себя, но от Божественного разума, по Превечному Совету. И мы должны верить этому – ради Его дел.
«Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Потому сами дела Христа свидетельствуют об Отце. Такой же ответ дал Христос посланным от Иоанна на вопрос, Мессия ли Он или они должны ждать другого. «Пойдите, скажите Иоанну, – говорит Господь, – что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 2–6). Много дел Божественной силы и Божественного милосердия совершил Христос, и Отец Его совершил их в Нём. Чудеса Христовы не только убеждают в Его Божественности не знающих Бога, но утверждают веру верующих в Него.
«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне», – говорит Христос. Однако Ученики Его исполняются печали при мысли о том, что станет с ними, когда их Учитель уйдёт. Они будут как овцы, не имеющие пастыря. И Господь утешает их обещанием, что им дано будет облечься силою свыше.
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Прежде всего, Христос говорит, что Его ученики сотворят дела, которые Он творит, и даже больше, чем Он. Как Христос исцелял немощных, очищал прокажённых, воскрешал мёртвых – так будут и Его ученики.
Как Он приводил к покаянию многих, открывая истинного Бога, так будут и они. Хотя Христос уходит, но дело Его не прекратится, а продолжится с ещё большей силой. Ученики Его сотворят даже больше, чем Он. Христос совершал чудеса в течение только трёх лет, в одной стране, а Его последователи будут во имя Его совершать чудеса в течение многих веков в разных странах. В дни земной жизни Христа Его проповедь была ограничена Палестиной, а после Его Крестной смерти и Воскресения она не будет знать ограничений, и Дух Его будет мощно действовать повсюду.
«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю», – говорит Господь. Мы можем просить в молитве что угодно, но наша молитва должна быть во имя Его. Это значит, что мы не должны просить в молитве того, что недостойно имени Христова, что противно заповеди Его. Будучи грешными людьми, мы не можем просить во имя своё – что может значить наше имя на небесах? Но там, где искание Царства Христова и правды Его, «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», – говорит Христос. Он идёт к Отцу, прославляя имя Отца, и наша молитва, в которой – о чём бы мы ни просили – звучит: «Да святится Имя Твое», не может остаться без ответа. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», – говорит Христос. Есть одно только доказательство подлинной любви к Богу – послушание Ему, исполнение Его заповедей. Самые великие слова о любви, самые прекрасные переживания без этого ничего не значат. Подлинная любовь не даётся легко.
Но как достигнуть этой подлинной любви, этого подлинного послушания? Христос не оставляет нас одних в наших духовных сражениях. Он обещает Своим ученикам послать от Отца Духа Святого, другого Утешителя. Когда Христос был с ними, Он ходатайствовал пред Отцом за них, а теперь Дух, от Отца исходящий, будет действовать в них. Христос был утешением для Своих учеников, когда Он был с ними, а теперь, оставляя их, Он пошлёт им Другого. Отец даёт им Его.
Тот, Кто дал нам Сына как нашего Спасителя, даст нам и Духа Своего как нашего Утешителя. Это вечное благословение: «Да пребудет с вами вовек». Со всеми, кто Христов, до конца света, и в безконечной вечности.
Этот Утешитель – Дух истины, «Которого вы знаете». Он – Дух истины, Он наставит вас и других – вашим служением, на всякую истину. Христос – истина, а Он – Дух истины. Мир не может Его принять, потому что не видит Его и не знает Его.
Утешения Духа – безумие для людей мира сего, так же, как Крест Христов. Где торжествует дух мира сего, там нет места Духу Божию. Лучшее знание Духа истины – то, которое обретается личным опытом. «Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Они были со Христом и потому не могли не знать Духа истины. Ни с чем не сравнимое утешение – дар Духа Святого даётся только ученикам Христовым – не миру.
«Не оставлю вас сиротами, – говорит Господь, – приду к вам». Сколь бы скорбной ни была порой жизнь христиан, она никогда не бывает безутешной, они никогда не остаются сиротами, потому что Бог – их Отец. Господь придёт к Своим ученикам по Своём Воскресении, как и раньше Он говорил им: «В третий день воскресну». Он будет приходить к ним не только в течение сорока дней по Воскресении, но – каждый день Духом Святым – в знамениях Своей любви и благодати.
«Ещё немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить». Отступивший от Бога мир полагал, что он уже достаточно насмотрелся на Него, и требовал: «Возьми, распни Его». Этим определяется судьба мира, Он уже не увидит Христа. Но ученики Его будут иметь общение с Ним, когда Он будет взят от мира. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас», – говорит Христос. Эти святейшие тайны в полноте откроются на небесах. Теперь ещё не открылось, что будем, но там откроется, что мы были. Начало совершенного познания будет после излияния Святого Духа на апостолов. Всякий, кто сподобляется принять Духа истины, узнает, что Христос – в Отце и Отец – в Нём. И что мы – во Христе, и Христос – в нас. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, – говорит Господь, – тот любит Меня». Не тот, кто имеет величайшие познания и разум, не тот, кто раздаёт все имения свои ради Него, но кто соблюдает заповеди Его. «А кто любит Меня, – говорит Он, – тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Откровение Божие дорого стоит. Только тому, кто соблюдает заповеди Его, Христос являет Себя. Только к тому, кто ищет Бога, и, несмотря на все свои поражения, снова и снова устремляется к Нему, приходит Воскресший Бог. Небо и земля, Бог и человек, и все люди друг с другом связаны узами этой любви.

Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ