Великий старец и великокняжеская семья

Архив: 

1 ИЮНЯ день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии (Евдокии) Московской

С XIV века и поныне великокняжеская чета святых Димитрия Донского и Евдокии Московской являет собой пример гармоничного сочетания успешного государственного правления, когда во главу угла ставится объединение земель, а не борьба за власть, с заботой о своей собственной семье. Их верная и любящая многодетная семья показывает нам высоту и святость материнства и отцовства, которые неотделимы друг от друга.

Святой духовник и его чада

Самые тесные духовные узы связывают эту семью с великим светильником нашего Отечества – преподобным Сергием Радонежским. Основы личной святости Димитрия и Евдокии были заложены трудами святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия. Именно в благословении этих великих святых земли Русской видится главная причина того, что союз этот без преувеличения можно назвать идеальным христианским браком. Наставления преподобного Сергия, ставшие сокровищницей духовной мудрости, безусловно, имели огромное влияние на воспитание княжеских детей.
После первой же встречи с преподобным Сергием благоверный князь Димитрий стал одним из верных и послушных учеников святого. Русские цари и великие князья шли потом в ТроицеСергиеву лавру по пути, проложенному великим святым князем Димитрием.
При неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия и преподобного Сергия стала постепенно объединяться Русская земля, обессиленная раздорами удельных князей.
Пусть и не сразу, но они подчинились власти московского князя, а в народе пробудилось сознание необходимости сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное монголо-татарское иго.
Леонид Бамблевский в книге «Возвращение Евдокии. Житие святой Евдокии, во иноцех Евфросинии, великой княгини Московской» пишет: «Стало ясно, что без единства, которое можно обрести только в соборной вере в Воскресшего Христа, нельзя сбросить ненавистное иго. Только в единстве с Богом – истинная сила народа, по слову апостола, если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31)».
Идеей народного единства глубоко проникся благоверный князь Димитрий, желающий освободить народ от тягостного ордынского ига. Постепенно он собрал вокруг себя князей, готовых поступиться ради спасения Отечества своей властью и славой. В дни испытаний и войн, видя молитвенные подвиги своей княгини, весь народ вставал на соборную молитву, прося Бога о защите и покровительстве. И Господь не посрамил упований Своих чад, даровав в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21) сентября 1380 года, благочестивому русскому войску славную победу на Куликовом поле.
Теперь все знали, что нет такого врага, которого невозможно было бы одолеть с помощью Божией.
Во время правления великокняжеской четы святых Димитрия Донского и Евдокии Московской началось духовное возрождение нашего Отечества. Идеалом для Московской Руси стала христианская святость. Леонид Бамблевский пишет: «Вера в Бога, внутренняя духовная сила, помощь и заступничество святых угодников – вот тот фундамент, на котором начало строиться здание нового единого русского государства…
Православие начинает распространяться с северной Руси. Центром становится Троицкий монастырь, наставником, духовником всей Руси – преподобный Сергий Радонежский. И если духовным центром стала обитель святого Сергия, то на общественном уровне “строителями” здания государства Российского были великие князья Дмитрий Иоаннович и Евдокия Дмитриевна».
Союз великого князя Димитрия Донского и Евдокии Московской – один из самых ярких примеров православной многодетной семьи, любовь которой изливалась на всех жителей Московского княжества. Их постоянная забота о нуждающихся, обездоленных погорельцах, больных и страждущих снискала всеобщую любовь народа, который видел в Димитрии и Евдокии своих помощников и заступников. Супруги показывали пример благочестия, милосердия и любви.

Благоверный князь

1 июня празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, который был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. Его имя неразрывно связано с одержанной им победой в Куликовской битве.
Великий святой князь Димитрий Донской родился в 1350 году в семье князя Иоанна Красного и княгини Александры. Оставшись в девять лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия, митрополита Московского, которому в этом много содействовал преподобный Сергий Радонежский. Благодаря своим наставникам благоверный князь Димитрий получил добрую привычку не начинать никакое дело без Божиего благословения. Воспитанный в глубокой вере, он жил, по словам летописца, «с Богом всё творящий и за Него борющийся».
Христианское благочестие князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв в двенадцатилетнем возрасте великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Почти на протяжении всего своего великокняжеского правления ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами, как внешними, так и внутренними.
До конца своих дней он не прекращал общения с преподобным Сергием, прося его молиться за своё семейство.
Историки считают, что княгиня Евдокия, горячо стремившаяся к святости и монашеской жизни, не только познакомилась с игуменом земли Русской, но и была его единственной ученицей.
Весной 1389 года, почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преподобным Сергием, который стал главным свидетелем при составлении великим князем духовного завещания.
«Вы, дети мои, живите заодно, а матери своей слушайтесь во всём… Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения…
Вот я отхожу к Богу и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда… Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре… послужите княгине моей и чадом моим…» – так говорил умиравший великий благоверный князь  Димитрий Донской.
В своей духовной грамоте он навсегда заповедал потомству, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшего князя. Сохранение этого важного постановления, которому не только Москва, но и вся Россия навеки обязана укреплением единой самодержавной власти, было вверено Промыслом Божиим преподобному Сергию.
Готовясь к переходу в иной мир, благоверный князь Димитрий с большим трудом смог уговорить свою святую супругу не оставлять государственных обязанностей, не уходить в монастырь, как она того желала, а стать соправительницей их старшему сыну Василию.
Разве могла любящая жена отказать умирающему мужу? Он впервые в истории Руси наделил свою супругу удельным княжением.
19 мая (1 июня по н. ст.) великий благоверный князь Димитрий Донской на 41-м году жизни преставился. По преданию, отпевание совершил преподобный Сергий Радонежский. Почитание князя как избранника Божия, начавшееся в Москве, позже стало повсеместным и закончилось его прославлением. После Владимира Мономаха и благоверного князя Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен великий святой князь Димитрий в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда.
После смерти мужа все заботы о государстве и семье легли на хрупкие плечи Евдокии. В переводе её имя означает «благоволение». Незадолго до своей смерти она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния, что означает «радость». Иноческое имя очень подходило ей, ибо её жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.
Верная и заботливая супруга, многодетная мать, благотворительница, покровительница нуждающихся, православная христианка, преподобная Евфросиния являет собой пример для подражания и идеал для наших современниц. Как невероятно много сделала великая святая княгиня для москвичей! На свои личные средства строила дома для погорельцев, величественные каменные храмы и монастыри, заботилась о бедных, больных, престарелых, вдовах и сиротах. При жизни люди называли её матерью, а после кончины – покровительницей.
Больше всего на свете будущая святая Евфросиния хотела посвятить свою жизнь Богу. Но по воле Божией и по просьбе своего супруга великая княгиня Евдокия стала первой в истории Руси женщиной-правительницей. Двадцать лет она управляла Московской Русью, отдавая детям и своему народу всю свою любовь и заботу. Только Богу известно, сколько слёз она пролила, моля Его о помощи. Но Самим Богом ей было уготовано соединить подвиг гражданского служения своему Отечеству с монашеским подвигом, обретая христианское царское достоинство человека. Недаром изображают её в древнерусских лицевых рукописях с царской короной.
Великая княгиня Евдокия смогла осуществить свою давнюю мечту о монашестве лишь перед самой смертью.

Дети

О количестве детей в великокняжеской семье разные источники пишут по-разному. Леонид Бамблевский говорит, что известно о двенадцати детях, трое из которых умерли в младенчестве.
Остальные дети радовали родителей своим прилежанием и усердием, причём имена трёх дочерей в летописях не упоминаются. А вот имена сыновей история сохранила. Первенец Василий стал великим князем Московским. Звенигородский князь Юрий обустроил Саввино-Сторожевскую обитель в своём княжестве, также построил каменный Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия.
Других сыновей звали Пётр, Андрей, Иван и Константин.
Великая княгиня Евдокия старалась привить детям любовь к Богу. С самого младенчества она носила их в храм, пела у колыбели святые молитвы, а когда они подрастали, сама объясняла им основы православной веры. Дети стали видимым подтверждением искренней любви и тёплых взаимоотношений своих родителей.
Как видим, судьбы преподобного Сергия, благоверного князя Димитрия и преподобной Евфросинии очень тесно связаны между собой. Будем же обращаться к ним за помощью, подобно нашим предкам: «Святые угодники Божии, молите Бога о нас!»

Ирина Рамизовна АХУНДОВА