31 МАРТА ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРАВЕДНОГО ИОАНА КАЛЯЗИНСКОГО
Русская Церковь богата святыми угодниками Божьими: достаточно взглянуть на список праведников в православном календаре, чтобы поразиться, сколько удивительных ходатаев имеет наша многострадальная земля. Но ещё больше можно прийти в благоговейный трепет, когда вспомнишь о том, что есть местночтимые святые, которые не прописаны в календаре, или же, если и прописаны, их богослужебное прославление не совершается повсеместно из-за того, что не указана дата памяти. Но порой, чтобы открыть для себя подвиги наших русских святых, нужно обратиться к истории. Некоторые угодники Божьи оказались забыты из-за того, что до революции 1917 года они были почитаемы народом только в той области, где просияли духовными подвигами, а общецерковного прославления так и не сподобились.
Есть в Тверской области небольшой районный город Калязин. Во время строительства Угличского водохранилища река Волга вышла из берегов, затопив часть города. Троицкий монастырь, основанный преподобным Макарием Калязинским, был разрушен: теперь о нём напоминают лишь несколько островков. Посреди реки стоит колокольня Николаевского собора. Главная святыня – мощи святого Макария, почивающие ныне в Вознесенском храме.
Но мало кто знает, что в Калязине был местночтимый святой – праведный отрок Иоанн. Сведений о нём осталось крайне мало. Житие праведного содержится всего лишь в одной брошюре под названием «Краткие сведения о местночтимом в городе Калязине отроке Иоанне» некоего А.А. Митропольского, которая была издана в 1901 году. В начале автор пишет, что о праведнике осталось мало сведений, которые пришлось восстанавливать по разным косвенным источникам. Никакой зарисовки с изображением Иоанна нет. Сам текст сказания написан пространно.
Праведный Иоанн родился примерно в 1736 году в семье столяра Спиридона Андреевича Шишкина и Дарьи Тимофеевны в Калязине. Как отмечается, родители святого были приписаны к Христорождественской калязинской церкви (которая стояла рядом с Троицким монастырем), а сам род Шишкиных нередко принимал деятельное участие в жизни названного прихода. Помимо Иоанна, в семье ещё было двое детей: Василий и Гликерия.
До двенадцати лет Иоанн рос в благочестивой семье, где родители обучали его благочестию и православной вере. В возрасте двенадцати-тринадцати лет юноша решил начать строгую подвижническую жизнь, удалившись из дома. Как указывается, он не захотел начать такой тяжёлый подвиг самовольно, но прежде испросил благословения отца и матери. Последние же не стали препятствовать такому порыву и благословили своего сына на аскезу.
Аскетическая жизнь заключалась в том, что ранней весной Иоанн надевал на себя тяжёлые железные вериги и власяницу и начинал странствовать по святым местам. Поздней осенью, возвращавшись в Калязин, отрок уходил в вырытую собственными руками землянку «в горе за Калязинским монастырём». Автор брошюры пишет, что никто уже не помнит, где эта землянка тогда располагалась. Однако были предположения, что праведник её вырыл недалеко от колодца за монастырским бором, который он сам себе и оборудовал. Паломники, которые шли в Троицкий монастырь к мощам преподобного Макария Калязинского, обязательно посещали колодец Иоанна.
Жизнь юного подвижника не была продолжительной: 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1764 года отрок Иоанн Шишкин скончался в возрасте двадцати восьми лет.
Где и при каких обстоятельствах преставился праведник, в брошюре Митропольского не сообщается. Похоронили его с левой стороны Христорождественской калязинской церкви.
Когда именно началось почитание Иоанна, не ясно. Известно, что в Калязине и Кашине (особенно в роде Шишкиных, из которых происходил праведник) уже в XIX веке он был прославляем как угодник Божий. На начало XX века в Христорождественском храме в специальной витрине хранились вериги и власяница святого. Над самой могилой была возведена небольшая часовня. Архиепископ Димитрий (Самбикин), бывший Тверским архиереем в конце XIX – в начале ХХ века, упоминает в своём «Тверском патерике» отрока Иоанна в качестве почитаемого местночтимого святого и вносит его в список святых Тверской епархии. Это говорит о том, что память о благочестивом юноше не исчезала с Калязинской земли даже спустя почти сто пятьдесят лет после его блаженной кончины.
Но, увы, память о святом отроке была предана забвению на многие десятилетия. В 1940 году часть города, где находился Христорождественский храм и часовня с захоронением Иоанна Шишкина, была уже под волнами могучей Волги. Сейчас о нём совсем не упоминают православные календари. Никто из учёных мужей не брался основательно рассмотреть фигуру забытого святого. Возможно, личность благочестивого отрока, от которого не осталось ничего, кроме никому не известной брошюры Митропольского, не интересна из-за того, что информации о нём крайне мало.
Однако это не должно быть основанием для того, чтобы не вспоминать благочестивого юношу и не почитать его память. Остаётся только надеяться, что рано или поздно память о праведнике будет восстановлена.
Диакон Алексий ПОПОВ