Светлана Тюрморезова - Тревожное знамение

Первые уроки родной словесности – путь к духовным ценностям многих поколений, которые питают душу ребёнка. Какие слова найдут живой отклик в его сердце? Ведь от того, какие нравственные ориентиры будут признаны основополагающими в нашем обществе, зависит наше настоящее и будущее.

Без любви к «родному пепелищу», к «отеческим гробам» невозможно «самостоянье человека». Человеческая личность должна быть защищена традицией, верой. Чтобы жизнь созидать, душу выращивать, нужна защищённость, а не доступность всем ветрам и ураганам. Нужна система ценностей, идеалы и авторитеты.

Такую систему духовно-нравственных ориентиров, основанную на многовековом опыте русского народа, всегда давали подрастающему человеку «животворящий, полный разума русский язык» и отечественная словесность: святой, намоленный веками, дивный град древней литературы, новая русская литература — неоскудевающий источник духовной силы.

Вопрос о преподавании гуманитарных дисциплин встаёт с особой остротой в наше тревожное время, когда на смену традиционным ценностям отечественной культуры приходит постмодернистская культура, когда школы захлёстывает волна духовно-равственного релятивизма, внедряющегося через СМИ.

Каждый новый учебный год приносит новые «сюрпризы»: сокращаются в школьных учебных программах часы русского языка и литературы, в вузах отменяется на вступительных экзаменах сочинение, на смену живым полноценным ответам учащихся на уроках приходят «тесты-угадайки» единого государственного экзамена, в профессиональных училищах из учебного плана вообще исключено преподавание русского языка.Наши дети уже неспособны читать серьёзную литературу, разрушено их творческое воображение.

Многие учащиеся старших классов и профессиональных училищ читают по складам, пишут с чудовищными ошибками, вообще двух слов связать не могут. Но не только о чтении и грамотном письме сегодня речь, а о гораздо большем: об утрате словесной культуры — основы национального самосознания.
И. Бунин когда-то предупреждал:
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы
и страданья,
Наш дар
бессмертный — речь.
Не сберегли!

Инновации, реформы и преобразования, различные культурно-образовательные инициативы сыплются сегодня на систему образования, как из рога изобилия, но на деле мы воспитываем безграмотных детей. Между тем, наш отечественный традиционный опыт воспитания и образования давал миру примеры воспитания великих умов, которые Западу и не снились. Поэтому тем, кто хочет направить наше образование в иное русло, не имеющее прочных национальных, почвенных корней, хочется сказать словами поэта С. Сырневой: «И щедрот иноземных к нам некуда лить, ибо чаша была и осталась полна».

Причины падения интереса к чтению у взрослых и детей разные, но они, как справедливо сказал главный редактор «Русского Дома» А. Н. Крутов, отражение того духовного кризиса, в который погрузилось наше общество. А. А. Бобров в статье «Стоцветные стёкла» говорит о результатах исследования Аналитического центра Ю. Левады «Массовое чтение в России»: «34 % опрошенных вообще не имеют дома книг, 37 % россиян не читают книг вовсе, 52 % книг не покупают. Журналы вообще не читают 39 % россиян и 59 % их не покупают. Библиотеками сегодня пользуются лишь 20 % взрослого населения». Автор статьи с горечью восклицает: «Неужели наши дети будут видеть только голубеющий телеэкран или компьютерную картинку?»

Русский мыслитель В. В. Розанов писал: «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вообще не было! И как возросли. Литература, собственно, есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…»

Вспомним нашу отечественную историю: в том, что Русь, спустя короткое время после Крещения, стала зваться Святой, большая заслуга книжного просвещения. От самого возникновения русской письменности отечественная литература была Божией избранницей: имела опору в Евангелии, воспитывала человека по образу и подобию Божию, основной её задачей всегда было воспитание души. Первыми русскими писателями были святые: митрополит Илларион, Феодосий Печерский, Нестор-летописец, Кирилл Белозерский, Епифаний Премудрый… Героями древнерусской литературы были святые, праведники, защитники Отечества, строители и труженики.

И потому такую ненависть у врагов Православия вызывали наши святыни: взрывали храмы, расстреливали христиан, сжигали иконы… И если раньше выкалывали глаза на ликах святых, то сейчас хотят вырвать язык у народа те, для кого «просвещение» и «развращение» — слова-синонимы. Эти люди знают, что «человек чувствующий ужаснётся чужой нищете, не оставит в беде ближнего. Он всегда думает больше, чем о благополучии своего желудка. Разве чувствующий человек согласится с отравлением рек и океанов, с уничтожением народов и языков, с циничным унижением России и всего русского в самой же России?» — писала публицист Л. Сычёва.

Что может быть страшнее безъязыкой нации, денационализированного поколения «иванов», которое уже не в силах будет выразить достойными словами высокие чувства? Потому вопрос преподавания гуманитарных предметов становится вопросом сохранения нации, а изучение русского языка и литературы, по словам писателя В. Н. Крупина, — самым патриотическим делом, которое совершается в нашей школе.

Нынешнее реформирование преподавания уроков литературы чаще всего состоит в переработке учебников, появлении различных вариативных программ литературного образования. Меняются тексты, количество часов, расширяется круг авторов. С болью пишет В. Г. Распутин об этих реформах: «И вот уже в школьных программах напротив одного ряда другой, несовместимый с первым и приготовленный для его замещения: напротив Пушкина — “свой Пушкин”, к примеру, Бродский; напротив Есенина — “свой Есенин”, к примеру, Высоцкий; напротив Достоевского — Сорокин; напротив Толстого с “Войной и миром” — Войнович с “Чонкиным”; напротив Белинского — “свой Белинский”, к примеру, Ерофеев… Я говорю “к примеру”, — потому что имена второго ряда могут меняться, но ни в коем случае не меняется сама его духовная составляющая. Фигуры эти, разумеется, могут быть в литературном процессе, и они там есть, но зачем же их включать в рацион материнского молока, ибо школьное образование и есть материнское молоко, продолжающее необходимое кормление с пелёнок, и если оно не отвечает этому назначению и этому составу, если оно превращено в молоко хищной волчицы так чего же тогда и ждать?!

Рука вершителей образования поднимается уже и на “Евгения Онегина”, и на “Героя нашего времени”, и на “Тараса Бульбу”. Стандарты по литературе всё больше и больше теснят Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова, Блока, Есенина, выброшены “Конёк-Горбунок” Ершова, “Аленький цветочек” Аксакова, “Снегурочка” Островского, не стало Кольцова, прежних народных былин и сказок. Подмены, подмены, подмены… “Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” — поклялась в блокадном Ленинграде Анна Ахматова, тоже теснимая теперь в школе, — и тогда от внешнего врага действительно сохранили, потому что учились по старым учебникам».

Заметим, что в них материал подбирался на глубоком понимании возрастных и психологических особенностей детей, важной задачей являлось формирование художественного вкуса, самостоятельности мышления, гармоничного единства поступков и чувств. И если внимательно вглядеться в образы положительных героев этих книг, в их поступки и дела, то станет очевидным: их внутренний настрой мыслей и чувств был обращён к Богу.

Отсутствует единая системаконцепция школьного литературного образования. Необходимо вернуть в школу уроки риторики, логики, сравнительного языкознания. Создать такую систему подготовки педагогов, которая способствовала бы их совершенствованию в профессии, духовному возрастанию и воспитанию. Надо отметить, что даже в глубокой древности люди знали: нельзя вооружать острым оружием убеждающей речи безнравственного человека. Личность учителя, его нравственные качества и позиция, дар слова, несомненно, имеют ключевое значение в преподавании словесности и других предметов.

В. В. Розанов писал, что «учитель является центром и душой школы, единственным и значащим её творцом. Ещё более важна личность преподавателя отечественной словесности. Деятельность его — деятельность особая, формирующая нравственность, духовный мир человека. Его предназначение должно быть сродни священству: оно состоит в том, чтобы воскресить душу ученика, спасти его, отстоять “заповедники души”».

И если мы будем постоянно об этом помнить, то мы не потеряем ни своих детей, ни своё Отечество.
Светлана Александровна ТЮРМОРЕЗОВА
г. Сургут