Гавный ответ на волнующий нас вопрос

Сегодня мы переживаем тревожные дни. Какими трудными, скорбными были последние два года из-за эпидемии коронавируса! Каким будет наступивший год и последующие годы – никто не решится с уверенностью предсказать. Вы помните, как мы встречали Пасху в позапрошлом году, когда всё только начиналось? Сколько было в храмах людей и сколько причастников? И как потом продолжали пустеть храмы, так как многие постепенно приучались участвовать в богослужениях дистанционно, глядя на трансляцию их по телевидению, удобно устроившись в домашнем кресле.

Мы говорим об этом, пытаясь определить коренную причину наших бед – там, где она может быть увидена только духовным зрением. Многие сейчас спорят: рукотворный вирус или нерукотворный. По сути, это не имеет никакого значения. Всесильный и всемилостивый Бог попускает быть бедствиям за наши грехи, за нашу нераскаянность, за наше отношение к величайшей святыне. Постараемся как можно глубже заглянуть в эту тайну и услышать главный ответ на волнующий нас вопрос. Без этого мы будем приговорены без конца повторять всегда актуальные пророческие слова: «Куда вас бить ещё, продолжающие своё упорство?»
Одна причина – массовый атеизм, полученный нами в наследство от советской эпохи, другая – безпечность и равнодушие большинства крещёных (а их в нашей стране, как говорят, семьдесят-восемьдесят процентов). И ещё одно печальное явление. Многие из крещёных не отказываются от помощи святых в своих земных делах, но при этом сомневаются в спасении, даруемом присутствием Господа в святых таинствах. И самое главное – страшнее, чем любой коронавирус – даже внутри Церкви (не только католической и протестантской) появляются люди, которые подвергают сомнению присутствие Бога Живого на престоле. Достаточно посмотреть на так называемую «новую Церковь» на Украине, где евхаристию совершают запрещённые в служении епископы и священники. Можете ли вы представить, чтобы литургию совершали миряне? Судя по поддержке раскольников иными православными поместными Церквями, это злокачественное образование может дать метастазы по всему церковному телу. Понимаем ли мы, как опасна эта болезнь? Разве мы не помним пророчество апостола Павла о том, что «человек беззакония» сядет в храме, выдавая себя за Бога? «В каком это смысле ˝в храме˝?» – спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает: «В самом буквальном. Все внешние установления будут соблюдены (в том числе как будто и совершение евхаристии, добавим мы), а внутри – полная пустота». Неужели кому-то неясно, что безчиние, допускаемое сегодня в Церкви, – серьёзный шаг на пути к этому?
Самая главная опасность, предупреждает Господь, когда соль теряет свою силу. Она не годится ни на что, кроме как быть выброшенной вон на попрание людям. Евхаристия – это соль. Где нет благодати, она теряет свою солёность. И «чем сделаешь её солёною?» Мы становимся свидетелями, как на наших глазах подвергают сомнению то, чем живёт Церковь в течение двух тысяч лет. Святое Евангелие говорит об этой тайне предельно ясно, и все святые передают через века это свидетельство присутствия Господа в причастии, которым Он обновляет жизнь. «Золото приняли, золото передайте» – это единственное условие благодатной счастливой жизни в новом году, во все годы нашего пребывания на земле и в вечности.
Почему причастие, евхаристия – центр жизни мира? Смысл нашей веры в том, что мы должны прежде всего попытаться быть тем, чем Господь предназначил нам быть. Мы должны войти в тайну того, что произошло на Тайной Вечери Господней. Святые отцы говорят, что одно мгновение реальной тáинственной жизни стоит более тысячи лет книжного её изучения, более тысячи лет чисто человеческих размышлений. Превечным Словом сотворены небо и земля, и всё существующее. Однажды сотворённое, человеческое слово творит невероятные вещи. Оно творит дружбу, которую нельзя потрогать, оно оказывает влияние на души, преображает их, и это тоже нельзя потрогать. Оно творит победу над грехом или ненависть. Одно простое слово, как будто о самом незначительном, может утешить нас или вывести из себя, и даже нарушить нравственное равновесие целого народа. Таково человеческое слово, соединённое с тем, кто действует согласно ему. А Превечное Слово, создавшее всё, в одно мгновение творит на земле начаток вечности. Перед нами хлеб и вино, а Церковь поёт: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». Мы принимаем его и обновляемся. Если мы принимаем его и если мы понимаем, что это воистину Тело Христово, – ещё одно, самое важное для спасения знание открывается нам: Христос принёс Себя в жертву за всех перед самым Крестом. Установление Таинства Евхаристии предшествовало Его Кресту и Воскресению. «Сие есть тело Мое, которое за вас предается», – говорит Он (Лк. 22, 19), и Крестное приношение совершается в Сионской горнице прежде Креста Голгофы. Оно содержит в себе не только знамение, но реальность приношения во оставление наших грехов. Наше причастие предваряет наш крест: нашу болезнь, нашу смерть во Христе и воскресение.
То, что мы принимаем в последний час, если сподобляет нас этого Господь, – не просто предсмертное причащение, поддержка умирающему, это семя вечной жизни нового человека, который понесёт с собой к Престолу Божию приношение искупления.
Слыша это, мы невольно восклицаем: кто же может присутствовать за Божественной литургией? Все причастники – обыкновенные люди, со всеми их грехами, с духом, всегда колеблющимся, полном суетных желаний и нелепых слов, и мы, священники, – более грешные, чем все, потому что мы недостойны совершать великое Таинство на этом престоле, будь он деревянный или золотой. Но все мы можем, покаявшись, приобщаться, по безконечному Христову милосердию, этому вечному приношению, которое оно содержит. «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя» – это слово Бога Творца, Который говорит: «приидите, ядите» и «пийте от нея вси».
Сегодня мы должны обновить не наши идеи, а нашу жизнь – во всей её глубине и полноте, чтобы иметь в себе Христа. Чтобы уже не мы жили, а Христос – в нас. Только тогда будут иметь смысл слова, которые мы произносим, поздравляя друг друга с Новым годом, с новым счастьем, когда Дух Святой обновит нас в наших глубинах. Об этом мы должны непрестанно размышлять и молиться. Нам надо оставить всё, что не даёт этому семени вечной жизни проникнуть в нас, всё, что является только словами, только кажущейся новизной, и войти в самую тайну Божественной литургии.
Всё оставить и исполниться решимости, ибо жизнь коротка. Что такое семьдесят или восемьдесят лет, как напоминает нам псалом? Исполниться решимости, когда касается сердца благодать, просить у Бога дара исполнять Его волю и оклоняться Святым Тайнам всей своей жизнью, принести себя в ответ Его приношению, без какой-либо торговли, и сказать: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115, 3–4).
Принесём Богу нашу жизнь, чтобы не быть нам мёртвыми символами, но чтобы быть реальными христианами, священниками, монахами, всё посвящая этому желанию. Пусть проходит через наши души эта литургия, проходящая через всю землю из Сионской горницы – этот луч вечной любви, сжигающий, как солому, нашего ветхого человека, все наши маленькие желания, наши мелкие мнения и самомнения, в то время как речь идёт о Доме Божием, о небе, о звёздах, о Самом Боге. И преграда всегда одна – себялюбие, самоуслаждение, отвержение истинного общения.
Будем просить у Бога дар возвыситься над всем этим, чтобы мы могли, как апостолы, собравшиеся за Трапезой Господней, возлюбить друг друга в совершенной чистоте.
Не просто терпеть друг друга, не только по долгу хранить внешнюю чистоту, но, как ангелы, сослужащие нам, как апостолы, как все святые приобщаться безконечной чистоте.
Будем так участвовать в Божественной литургии, чтобы в конце её и в час исхода нашего из этой жизни мы могли не одними устами воскликнуть: «С миром изыдем» – «О имени Господни».

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ