Посвящение на Крест и Воскресение

Мы празднуем сегодня Крещение Христово. Крещение Того, Кто послан, чтобы дать нам Духа Святого, Того, Кто слышит слово Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Чтобы узнать Христа, являющегося миру, надо увидеть Его на горизонте Ветхого Завета, надо, чтобы о Нём было проповедано. И пророки возвещали о страждущем Слуге – то, что, например, мы читаем с 42-й по 53-ю главу у пророка Исаии. Тайна Господа обозначена во всём Ветхом Завете – Он придёт спасти Свой народ и дать людям Свой мир и радость.
И вот Господь приходит. Он явлен Отцом, Он – в тайне любви Отчей. Небеса разверзлись, Дух Святой сходит на Него в виде голубине. Он – Мессия, Христос. Небеса открыты для нас. С этого момента начинает действовать в мире тайна Христа. Это событие можно было бы назвать посвящением Христа на Его служение – на Крест и Воскресение. Своим Крещением Господь показывает нам, что Он заступает место грешников, принимая крещение как один из них. Святой Иоанн Предтеча вначале отказывается крестить Господа, но Господь говорит ему: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Христос должен явить истину и любовь Отца Небесного. И слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» раскрывают всю глубину тайны любви Отца и Сына. Он – Слуга, но Он – Слуга и Сын. Такое невозможно было помыслить. Но чудо в том, что всё, о чём возвещает Ветхий Завет, устремлено ко Христу. И оттого что Он здесь – Он превосходит всё, что было возвещено о Нём. Иисус Христос – Сын Божий. Никто не мог ожидать такого Мессию. Слово Отчее открывает всё это нашим сердцам, чтобы мы поняли, о чём идёт речь. Это возлюбленный Сын, превечно обращённый к Отцу. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Он Тот, Кто весь обращён к Отцу, Тот, Кто весь – взор, устремлённый к Своему Отцу, Тот, Кто явился нам, нас ради пришёл.
Поистине, как мы исповедуем в Символе веры, Он воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения». Церковь исповедует, что Он не приходит ради Себя, а ради нас, чтобы возлюбить нас, чтобы явить нам, Кто Он, чтобы открыть нам в полноте тайну любви Божественной.
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Евангелие начинается возвещением любви самой непостижимой, которая когда-либо была. Бог устремляется на поиск заблудившегося человечества, и открывается полнота любви, когда разверзаются небеса. Поистине, начинает утверждаться связь между небом и землёй. Она уже установлена, и всё совершится.
Мы должны увидеть Крещение Господне в свете Крестных страданий. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12, 49–50). Крещение возвещает другое Крещение – во всей полноте. То, что будет в смерти и Воскресении Христа. Небо открывается для нас, чтобы раскрыть эту тайну.
Будем просить Господа, чтобы нам войти в этот свет мира, радости, любви! Мы тоже крещены во Христа, то есть в Его смерть и Воскресение. Это то, что Господь прообразует в Своём Крещении. В смерти и Воскресении Христа нам всё будет дано, потому что мы станем сынами возлюбленными Отца Небесного. В Духе Святом мы сможем смотреть Господу в лицо, мы сможем сказать Ему, что любим Его.
Мы участвуем в этой тайне, чтобы вместе со Христом восходить к Отцу. Для этого наша жизнь должна соответствовать дару Христа. Если Христос видит всю Свою жизнь в свете Креста и Воскресения, то и мы должны видеть всю нашу жизнь в любви, исходящей от Креста и Воскресения Господа.
Наше крещение вводит нас в Божественную жизнь, открывает нам общение Отца и Сына и Святого Духа. Мы должны пребывать в этом каждое мгновение нашей жизни до самой смерти. Мы должны жить нашим крещением – это необходимо, потому что в нём заключена действенная сила. Совершенно новая, потрясающая сила, исходящая от Отца в Сыне и сообщающая нам Дух Святой. Мы должны явить её присутствие, всецело устремляясь к Богу, к Его замыслу любви о роде человеческом, – благодатью, принятой нами во Христе Иисусе.
Крещение помогает нам войти в эту тайну предания себя воле Отчей, всецелой самоотдачи, принесения всей нашей жизни Господу. Этого ждёт от нас Господь. Если мы крещены в смерть Христову, мы будем крещены в Его Воскресение. Воистину, мы узнаем то же Воскресение, что и у Него, – последнее следствие крещения, как свидетельствует Церковь – наше телесное воскресение во Христе и со Христом. «Чаю воскресения мертвых», – об этом Господь Духом Святым говорит в Церкви. Мы узнаем ту же тайну любви, что и Он, по благодати Его.
Потому что Он даёт нам всё, чтобы войти в эту полноту любви.
И этой полнотой любви войти в полноту Бога. Приближается время новых испытаний Церкви. Но это путь Христов. Да возрадуется душа наша о Господе, крестившемся во Иордане, отдавшем Себя на смерть вместо нас, чтобы и мы могли – вслед за нашими святыми мучениками и всеми святыми – предавать себя до конца воле Господней в безконечной любви Его.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ