Пороки парламентской партийной демократии

В Российской Федерации приступила к работе Государственная Дума VIII созыва. В Госдуму по партийным спискам прошли пять партий – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди». Ещё три партии провели в парламент своих одномандатников – «Родина», «Гражданская платформа» и Партия роста. О партийной демократии рассуждает политический деятель Виктор Владимирович АКСЮЧИЦ.

Партии обречены на перманентную борьбу за большинство голосов избирателей, неизбежно используя демагогию, обман, подкуп… При этом Конституция оказывается своего рода регламентом этой борьбы. Выборы по партийным спискам чрезмерно усиливают власть партийных функционеров, утверждающих список кандидатов, а так-же дают перевес крупным партиям. Избиратели при этом во многом руководствуются мифами и фикциями предвыборной демагогии господствующих СМИ. Апогей пороков демократии был продемонстрирован при президентских выборах в 2021 году в США. Среди прочего стало очевидным, что республиканские формы правления не дают гарантии свобод.
Так при свободных выборах в Германии в начале тридцатых годов ХХ века большинство населения проголосовало за тоталитарные партии – национал-социалистов и коммунистов.
Прозорливый Александр Сергеевич Пушкин сформулировал классическую и всё более актуальную для русских консерваторов характеристику западной демократии: «Средоточии Европы, в которой общественная жизнь эгоистическая, в которой наука и поэзия – не цели, а средства», а народ «властвует в ней отвратительною властию демократии… Уважение к сему новому народу [американцам] и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, безкорыстное, всё возвышающее душу человеческую, подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами… А что такое Соединённые Штаты? Мертвечина. Человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит».
Роковая ошибка императора Николая II – введение в России по западному образцу многопартийного парламента. Что было одной из причин революции февраля 1917 года и, как следствия, –  большевистского переворота октября 1917 года.
Прозападный правящий слой России со времён Петра I забыл или не хотел знать русские традиции народоправия.
Надо признать, что чуждые русской исторической органике формы западного парламентаризма, так и не прижились в России до сих пор. По задумке отцов западного парламентаризма, партия есть организация граждан, объединённых программой будущего страны и реализующей эту программу в случае победы на выборах. В современной России такая партия так и не привилась. Есть партия прошлого – КПРФ. Меняются партии настоящего – правящие партии «Выбор России», «Наш Дом – Россия», «Единая Россия»… Но и подлинно оппозиционных партий тоже не было и нет. Приводными ремнями партий власти оказываются семейный подряд Жириновского, коллективное политическое предпринимательство – партия «Справедливая Россия – За правду», несистемная оппозиция – индивидуальное предпринимательство Явлинского…