Как не отчаяться?

Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА

Дорогой отец Александр! Пишу Вам из глубины своего страдания. Я пенсионерка, со многими болезнями, на моём попечении находится старенькая мама – она лежачая, и больше некому за ней ухаживать. И вот случилась со мной беда – я стала слепнуть. Врачи помочь ничем не могут – слепота будет прогрессировать. Я, как верующий человек, знаю, что нельзя отчаиваться ни в каких обстоятельствах, а нужно просить у Бога помощи. Я увеличила своё молитвенное правило: читаю много канонов, акафистов, прошу у Бога совершить чудо – не ради меня самой, а ради моей мамочки. Но пока что нет никакого результата, болезнь всё прогрессирует. И я всё больше начинаю унывать. Слышала, что церковная молитва сильнее личной. Но вот Церковь уже больше года молится, чтобы Господь оградил нас от губительного поветрия, – и никакого результата.
М.И. Никифорова, г. Одинцово

Да, в каком бедственном состоянии находится этот мир и как различны человеческие несчастья! И как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Мы знаем из Евангелия, скольких слепых, глухих, немых, расслабленных, прокажённых исцелил Он во время Своей земной жизни, и продолжает исцелять сейчас. Сокровища милосердия всегда у Него в избытке, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Всё заключается в нашей способности участвовать в Божием даре – в нашей вере и молитве.
Посмотрите на примере двух слепых, про которых написано в Евангелии, как произошло их исцеление. Они следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов». Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно израильскому народу. В  это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришёл, что Он здесь. Перед нами подлинная вера.
Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались, – если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.
Они – обратим на это внимание – не говорят, каждый из них в отдельности: «Помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они – друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.
Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними, и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всём. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порой нам сразу, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.
И ещё важная подробность. Когда Христос вошёл в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться со Христом лично, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней молитве, или когда посетит нас беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной.
Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» И отвечает им: «По вере вашей да будет вам». Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишённый высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его Небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.
Не то же ли самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в Евангелии? Он – безсловесное существо. Мы часто повторяем, что всё делается сегодня, чтобы превратить людей в безсловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире, – обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, всё чаще ложь звучит в СМИ как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Ещё немного, кажется, и они будут мычать и рычать.
Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил всё как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком, немой стал бы хулить Бога и человека и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И  где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силой Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.

Нет сомнения, что избрание на священническое, на архипастырское служение совершается за любовь ко Господу. Но в жизни мы видим, что не всегда одно соответствует другому. И в церковном календаре большинство святых – не священники, не епископы, а зачастую простые монахи, преподобные, мученики. Те, кто до конца посвятили свою жизнь Богу. Что это значит?
Н.В. Фугаев, г. Иркутск

Это значит, что избрание на служение в Церкви действительно совершается там, где подлинная любовь ко Христу. Так значительно служение в Церкви, что без любви ко Христу оно немыслимо. И этому избранию всегда предшествует вопрос, заданный Христом апостолу Петру после его тройного отречения: «Любишь ли Меня?» Но требуется дать реальный ответ не только словами, но жизнью своей. К сожалению, не все избранные оказываются способными на это. Мы знаем, что в истории Церкви было немало епископов и даже патриархов, не сохранивших верности Господу, – тех, кто стали родоначальниками различных ересей. На самом деле, все христиане равно любимы Богом, какое бы служение и призвание они ни имели. Всё заключается в нашей решимости ответить на дар Господень. Я уже приводил как-то замечательные слова преподобного Силуана Афонского: «Различны послушания в Церкви. Один – патриарх, другой – священник, третий – повар; большую награду получит тот, кто больше любит Бога».
Вспоминается евангельский рассказ о первоверховном апостоле Петре и апостоле Иоанне Богослове, услышавших от Марии Магдалины весть о воскресении Господа. «Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый». Эта подробность – возлюбленный Иоанн бежал быстрее Петра – объясняется, разумеется, не только тем, что он был моложе. Не впервые мы видим в Евангелии, что «второй» становится «первым». «И, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб и видит одни пелены лежащие. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Не было и следа прикосновения чьей-то руки. Только тело исчезло, а погребальные покрывала остались на месте.
«Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал». Что он увидел? Он увидел то же, что и Петр, но Петр не знает, что это значит. Чтобы уверовать, надо иметь сердечные очи, глаза любви. Мы понимаем теперь, почему Евангелие говорит об «ученике, которого любил Иисус». Из-за этой любви Иоанн бежал скорее. Из-за этой любви он уверовал первый. На берегу Галилейского озера снова мы увидим «ученика, которого любил Иисус», узнающего воскресшего Господа раньше Петра (Ин. 21, 7). Снова мы узнаём, что вера движется любовью. У имеющих власть в Церкви в этом отношении нет никакого преимущества. Вместо того чтобы желать особого положения в Церкви, мы должны стремиться быть первыми в любви. Это несравненно важнее всего остального.
«Он увидел и уверовал». Расположение погребальных покровов поразило Иоанна сильнее, чем пустой гроб. Когда Иоанн увидел «пелены лежащие» и «плат, который был на главе Его, особо свитый на другом месте», как будто молния озарила его сознание: это не могло произойти с помощью чьих-то рук, тело Господа просто перестало физически существовать внутри погребальных покрывал, оставшихся на месте. Но те же самые знамения ничего не сказали Петру. Никакое знамение, никакое чудо не может быть абсолютно убедительным доказательством. Необходим переход от видения к вере. Более того, скоро воскресший Христос скажет: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).
Апостол Иоанн Богослов является прежде всего как ученик, который верит, не видя. В вере есть что-то общее с самыми глубокими человеческими чувствами. Мы никогда не видим любовь тех, кто нас любит. Мы видим только знамения, только проявления этой любви. Но смысл этих знамений открывается только тем, кто умеет их распознавать. Жест, слово, какие-то предметы – очень неясные и хрупкие знамения. Требуется правильно их понимать, и всегда есть риск ошибиться.
Вот почему видение «пустого гроба» и «пелен и плата» были понятны только тому, у кого была любовь. Точно так же мы воспринимаем и таинства Церкви. И всё, что в ней даётся, – до определённого момента это только знамения. «Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых», – сказано в Евангелии. Это значит, что они ещё не понимали Писания, что Он должен воскреснуть из мертвых. Поистине, одного Писания, одних фактов, какими бы они ни были, недостаточно. Пустой гроб, погребальные пелены становятся знамением только тогда, когда Дух Святой открывает их значение.
То же следует сказать о всём, что происходит в нашей жизни. Мы можем понять все события на подлинной глубине только тогда, когда видим их в свете Слова Божия, в Духе Святом.
Только любовь даёт увидеть истину. Чтобы уверовать, надо любить.