О дерзновении

В Евангельском отрывке (Мф. 14, 22–24) рассказывается о том, как Господь ночью, идя по водам, настиг своих учеников, плывущих в лодке, и как они, подумав, что видят призрак, испугались. На что Господь им сказал: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
На церковнославянском языке эти слова звучат иначе: «Дерзайте: Аз есмь, не бойтеся».
Будьте дерзновенны в вере, – говорит Господь, – Я есть. То есть, дерзая жить по вере, надейтесь на Меня и ничего не бойтесь. Согласитесь, это звучит глубже, чем простое ободрение. Тогда понятно, почему апостол Петр с ревностным дерзновением тут же просит у Господа разрешения пойти к Нему по водам. И Господь разрешает, то есть поощряет дерзновение веры. Но, осознав обстоятельства так называемой «реальности»: ночной мрак, ветер, высокие волны – убоявшись, Петр начинает утопать и взывает ко Господу: «Спаси меня!» И Господь поддерживает, извлекает апостола из пучины со словами: «Маловерный, зачем ты усомнился?»
Святые отцы говорят об «обучительном попущении», которое «сначала поражает душу великою скорбью, чувством унижения и некоторою мерою безнадежия, чтоб подавить в ней тщеславие и желание изумлять собою, и привести её в подобающее смирение» (Добр. Т. 5. С. 403).
Можно сказать, что Господь благословляет и поощряет дерзновение веры, но попускает осознать плоды самонадеянности, которая выражается в мнимой «рассудительности», ослабляющей веру и ввергающей человека в житейский страх. Но и из этой ситуации падения Господь любящим Его даёт возможность извлечь пользу, если человек, реально осознавая своё гибельное положение, от всей души и от всего сердца взывает ко Господу, именуя Его Спасителем.
И не является ли эта история прообразом иного падения, когда апостол Петр всё с тем же дерзновением, но не лишённым, очевидно, примеси самонадеянности, на слова Господа о том, что все оставят Его, воскликнул: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33). Ревность эта, конечно, была порывом искренней и самоотверженной любви, но следствием примешавшейся к ней самонадеянности стало падение Петра. И всё-таки мы знаем, что Господь, видя и зная любовь апостола к Нему и обретя в нём сокрушение сердечное, покаянный плач – не замедлил явить Свою спасительную силу, восстановив Петра в его апостольском достоинстве.
Итак, Господь поощряет дерзновение веры, но показывает, что тщеславие и самонадеянность лишают человека веры, ввергают его в страх и бывают причиной падения. Но и в этом случае Господь призывает не отчаиваться, но, осознавая своё гибельное положение, взывать от всего сердца к Богу. И такое обращение от полноты осознания своей погибельной немощи, но и с надеждой – не будет посрамлено, а обретёт непременно высшую помощь. Да познаем мы, погибающие, действенную любовь и силу Спасителя.

Священник Димитрий ШИШКИН