Честность - основа любви

Человеческой честностью принято считать правдивость, искренность и верность собственным идеалам. Данное нравственное качество вызывает уважение, но всё меньше встречается нами в повседневности. Ложь стала настолько естественной составляющей общественной жизни, что просто не воспринимается как чужеродный элемент, а, скорее, как фактор выживания среди людей. Привычка лгать противопоставлена по природе честности, последняя просто отмирает при торжестве внутренней лжи, душе человека наносится непоправимый вред.
Честность можно считать проявлением любви, ведь она также «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5).
Искренность не равно открытость (ведь у каждого человека есть право неприкосновенности личного пространства), но подразумевает непотребительское отношение к людям. Откуда в современном мире стремительными темпами происходят процессы атомизации и отчуждённости между людьми? Из нечестного, неестественного, почти механического отношения к ближнему по принципу «не полезен, значит, безполезен».
Корни нечестности зреют в душе человека. Он просто заглушает голос своего сердца, убеждённый, что мир вокруг способен открыть ему о нём самом гораздо больше правды. Мода на профессию, хобби, образ жизни становится лишь отражением внутренней нечестности. Из раза в раз обманывая себя, выбирая не тот путь существования, человек топчет себя, душу, голос совести и свободу. Он обманывает себя во внутреннем выборе и, таким образом, учится лгать людям вокруг.
Притуплённая честность затирает осознанность. Случается так, что однажды человек приходит в Церковь. По разным причинам. Общество уже приучило нас врать. Отказываться от самобытности.
Нередким бывает явление, когда человек тяготится определёнными моментами церковной жизни не от их неправильности, а от последовательного отказа задать вопрос себе или окружающим, почему происходит так, а не иначе.
Отчасти повреждение догматического сознания людей происходит и из-за отказа быть честным с самим собой, нащупать внутри ошибочное умозаключение, найти силы отказаться от того, что противоречит учению Церкви, но при этом сделать это не слепо, а осознанно.
Где-то в этой плоскости и лежат ответы на вопросы о том, откуда берутся секты, в том числе внутрицерковные, почему люди встают на путь расцерковления, покидают храмы.
Дьявол – отец лжи. Что сделала ложь с когда-то любимым ангелом Бога? Храм души человека незаметно для него рушится, когда в душу входит ложь. Унылое существование, равнодушие, тягость, ощущение внутри… органов, а не светлой духовной материи.
Честность – это признать свой грех, признать даже неспособность понять, почему это грех и почему он имеет для души разрушительное значение. Признать, что грех нравится человеку и в нём он реализует некоторую потребность в самоудовлетворении. Но не это ли одна из сторон покаяния, когда человек способен видеть собственное несовершенство. Другое дело, конечно же, что продолжать служить греху, утверждая, что «я такой, какой есть» – также самообман.
Мы все сталкивались в Церкви с людьми, ратующими за чистоту веры, соблюдение всех без исключения церковных канонов, необходимость строгого суда над «нечестивым» духовенством, и с инквизиторским походом против окружающих православные храмы микрорайоны грешников. «Борцы» на первое время захватывали наши сердца, искусно манипулируя нашими страхами и стремлением к идеалу…
Но, как и любые революционеры, используя правду, они, как правило, не имели внутреннего содержания. Можно было получить фобию или головную боль после общения с такими персонажами, но никогда – любовь, веру, надежду и внутренний свет.
Мы стали заложниками тех людей, что когда-то не были честны с собой в ответах на вопросы собственной религиозной жизни. Честность с самим собой – это здоровая любовь к себе, когда от ответов на вопросы, способных определить твоё состояние и будущее, зависит собственная судьба.
В Церкви нет ничего лишнего. Все внешние действия имеют глубокий символизм и, главное, исполненность Духом Божьим. И их соблюдение необходимо. Но Господь во времена Своего пришествия чётко обозначил иерархию христианских ценностей, и если Любовь, доброе и жертвенное отношение к другому человеку не венчают пирамиду духовных ориентиров, как сказал певец и актёр Петр Мамонов, то «это вообще мимо Бога».
Встать на путь честности – значит встать на путь любви.
Честный ответ себе и честное отношение к ближнему, без недосказанности и меркантильных интересов, и самого человека делает целостнее и чище. Скальпель искренности взрезает покров ложных убеждений, просвещает ум, даёт ясность разума, успокаивает и становится живительным источником для души.
Честность в человеке притягивает и вызывает уважение.
Чтоб не изменять себе, собственной душе и идеалам, нужно быть честным. Только так можно сохранить внутреннюю гармонию и стать лучше, обнаружить несовершенство и победить его. Честность – это фундамент благородства и иммунитет от заблуждений.

Владимир Вячеславович
БАСЕНКОВ