История, духовное знание и золотное шитьё

Татьяна Валерьевна КОНДРАТЬЕВА, директор православного института «Со-действие», рассказывает об истории создания этого института, в котором обучение ремеслу сочетается с изучением глубокой традиции древности через живое предание Православия

В этом году православный институт «Со-действие» в двадцать пятый раз откроет свои двери для православных людей, которые желают учиться церковному искусству и душепопечению. За это время в нём выучились 1725 студентов и были выполнены 172 дипломные работы.
А в 1996 году игумен Иоанн (Экономцев) предложил будущему директору Петру Кондратьеву создать курсы при Отделе катехизации. Что-то вроде института повышения квалификации для православных. И вроде было понятно, чем заниматься этим курсам, но вдруг всё пошло не так, как запланировали создатели.
«Я и золотошвейки?» – вопрошал Пётр и делал очень смешное недоуменное лицо.
В самом деле, он никогда не мог и подумать, что с этого отделения начнётся дело его жизни – создание института дополнительного образования. В тот момент план был другой. Пётр ездил по стране с семинарами от Отдела катехизации. И считал своей темой борьбу с сектантами, которые в 90-х пытались проникнуть в школьное образование, а Русская Православная Церковь начала проводить катехизаторскую работу со школьными учителями.
И вдруг появились золотошвейки, которые попросили взять их группу и оформить частные уроки как курс. Неожиданно это стало очень интересно. Пётр, архитектор по первому образованию, принялся выстраивать программу, в которой сочеталось ремесло и предметы, необходимые художнику. История и духовное знание. Потому что церковной вышивальщице, кроме практики, нужно было ещё научиться рисунку и узнать что-то о богословии.
Много-много лет тому назад золотное шитьё было редкостью и забытым искусством. Да, в Торжке учили вышивке, но приёмы средневекового шитья были прочно забыты. Вышивали то, что было востребовано в советские времена – в основном, погоны и дамские сумочки с золотыми украшениями.
Большинство рукодельниц, которые воодушевились идеей вышить для храма что-нибудь красивое, даже не подозревали, сколько секретов таит в себе это древнее искусство. И что работать надо квадратными пялами, с непривычной системой натяжения, а золотную нить укладывать поверх ткани. И что металлом невозможно шить напроём, а только вприкреп...
В те годы бедности и энтузиазма наших первых студенток радовали музейные открытия. Так хотелось повторить! Поначалу музейные образцы казались недостижимым идеалом: и материалы у нас не те, и мастерская скромная по размерам. Но год за годом программа усложнялась, задания становились всё продуманнее, в дипломных работах применялись всё более сложные приемы.
Многие годы вышивке учила прекрасный художник и специалист с огромным опытом И.А. Кеслер. Под её руководством были выполнены работы, великолепные по стилю и художественному решению.
Через некоторое время к золотошвейному присоединилось отделение иконописи. У нас стали преподавать два совершенно разных по опыту и технике письма педагога. Ольга Григорьевна Клодт – художник-график. Она вышла замуж за представителя художественной династии Клодтов, Евгения Георгиевича. Ей были обеспечены престижная работа в книжном издательстве и выгодные заказы. Но, уверовав ещё в советские времена, она стала брать уроки иконописи. И открыла, что тому, кто занялся иконой, остальное становится просто неинтересно. Ольга Григорьевна писала сама иконы для многих храмов России и за рубеж. Участвовала в первых выставках церковного искусства. Художник любит русскую икону эпохи Дионисия и ориентируется в обучении на технологию XV-XVI века. Сейчас её студенты работают над иконостасом для часовни архангела Михаила на Алтае.
Александр Дмитриевич Мысык по образованию художник-монументалист. Любит икону византийскую, которая пишется совсем по другим законам. Он писал иконы для многих храмов, в том числе для храма в селе Рождествено в Истринском районе, для подворья Оптиной пустыни в Москве, участвовал в росписи православного храма в Вене, где работами руководил архимандрит Зинон (Теодор).
А сейчас Александр Дмитриевич уже четвёртый год возглавляет работы по благоукрашению храма в Мордовии. Получилось так, что несколько лет назад две наши выпускницы приняли постриг в здешнем монастыре. Когда встал вопрос об иконах для иконостаса, наши бывшие студентки знали, к кому обратиться, чтобы написать качественные иконы. Иконы понравились, и Александра Дмитриевича пригласили расписывать весь храм. А это оказалось 500 квадратных метров! Полкилометра росписей. Конечно же, были приглашены и другие профессиональные иконописцы, но и наши студенты приехали помогать. Сначала участвовали в простых малярных работах, а теперь попробовали себя в очень ответственном и сложном деле – написали образы святых.
В 2008 году в институте появилось три новых отделения – реставрации икон, церковного пения и регентования и душепопечения. Реставрацию у нас преподаёт Г.Е. Колодин, участник реставрации иконостасов соборов Московского Кремля. У Геннадия Евгеньевича подход очень индивидуальный: каждая старинная икона, как больной человек, страдает по-разному. Поэтому решение, как восстанавливать, в одном случае будет одним, в другом могут потребоваться совершенно другие технологии. Мы поражаемся, какая красота проявляется после расчистки красочного слоя!
Отделение церковного пения возглавляет Евгений Сергеевич Кустовский, старейший московский регент и известный композитор. Певцы и регенты, выпускники курсов Е.С. Кустовского, известны во всём мире. Все знатоки церковного пения и устава знают, какую огромную работу с нотами песнопений и богослужебными сборниками выполнил Евгений Сергеевич Кустовский – один, по собственной инициативе, со своим другом Олегом Бычковым, главным редактором издательства «Живоносный источник». Евгений Сергеевич просто живёт церковной музыкой и не может не творить. На последнем экзамене, кроме подготовленных выпускниками песнопений, нас «угостили» особой музыкальной новинкой. Перед Пасхой ученики распевались, и кто-то напел пасхальный кант в народном варианте. Кустовский услышал и тут же сделал свою гармонизацию, которая и прозвучала на экзамене.
Слово «душепопечение» наконец-то стало известно многим. Создавая этот актуальный курс, мы подумали о том, что он должен быть противопоставлен светской психологии. Хотя у нас преподают профессиональные клинические психологи и врачи, идеология отличается от светского курса. Мы, христиане, знаем о душе, вложенной в нас Творцом, и хотим научиться различать духовное и нашу телесную природу, понимать, что естественно для человека, а что становится результатом болезни и нарушений работы организма. Для многих наших выпускников обучение на этом курсе стало основой для консультирования на приходах.
Вот один из уникальных случаев. Наша студентка Лия Сергеева во время обучения в группе встретила своего мужа, но впоследствии молодая семья столкнулась со сложной проблемой. У них родился ребёнок с серьёзными заболеваниями. Спасая своего Серафима, Лия поняла, что может помочь и другим детям. Сейчас она основатель фонда «Серафим», помогающего детям с особенностями развития, и директор реабилитационного центра в Грузии.
Наконец, главная работа последних лет – участие в создании интерьера пещерного храма на месте обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В финансировании строительства приняли участие первые лица государства, поэтому и требования к качеству и срокам были очень жёсткие. Замысел устроить храм на месте явления чудотворной иконы принадлежал ещё великой княгине Елисавете Феодоровне, по её просьбе эскиз проекта сделал архитектор Щусев в стиле модерн. Но на этом в XX веке дело и остановилось. Когда идею решили воплотить в жизнь, по сохранившимся материалам стало ясно, что святая княгиня задумала украсить храм вышитыми пеленами. В стиле модерн сейчас работает мастерская Донского монастыря, в которой подвизаются две золотошвейки. Ирина Староверова создала эскизы вышивки для Казани. Пелены надо было вышить в кратчайшие сроки, обратились к нам, поскольку у нас мастерская большая. Пока руководители проекта, заказчики и художественные консультанты всё согласовали, на вышивку осталось два с половиной месяца. Мы подписали договор и пришли в ужас: успеем ли? Закупили материалы. Раскроили ткань да впопыхах ошиблись. Сказали себе: надо успокоиться. Собрались на следующий день и уже очень спокойно, не спеша, чётко раскроили, разложили материалы и выстроили логистику работы. Так что потом в мастерской 16 человек работали в режиме «Пост сдал, пост принял!».
Только мы сдали наши восемь пелен в иконостас, немного отдохнули, как зашёл разговор о выполнении огромной вышивки – главного образа храма «Покров Божией Матери». Согласовали все детали, получили ткань и… начался коронавирус, а потом первый самый строгий карантин! Пришлось поделить вышивку на восемь участков, собрать каждой мастерице набор для вышивания и отправить пяла тем вышивальщицам, которые могли дома разместить большую работу. Самое удивительное для нас было, что в декабре, когда мы начали монтировать наши фрагменты на фоновой ткани в огромных пялах, заказанных специально для этой работы, все фрагменты совпали точно до миллиметра. Нам не пришлось ничего подгонять. Недавно наши мастерицы съездили в Казань, чтобы посмотреть работу в интерьере. Смотрится она прекрасно и очень понравилась митрополиту и духовенству, музейным работникам и прихожанам.
Наша главная задача – дать возможность людям получить новую профессию. Обучая, мы опираемся на давние традиции образования, стараемся научить людей творить для Церкви в понимании, что невозможно создавать ничего нового, не зная глубокую традицию и живое предание Православия. Через обучение богословским предметам, через пение и художественную ручную работу наши студенты познают традицию русского Православия и всего христианского мира.