Первая матушка Русской Гефсимании

Архив: 

Матушка Мария (Робинсон) возглавляет по стажу правления олимп настоятельниц-игумений православных женских обителей на Святой Земле. 33 года она правила знаменитой Святой Русской Гефсиманией (Вифанией) в сане игумении. Не имея ни капли русской крови, матушка Мария избрала для себя в жизни служение Русской Православной Церкви на святой иерусалимской земле.
Матушка Мария, в детстве Марион, родилась 8 июля 1896 года в г. Глазго в Шотландии. Её мать была чистокровной шотландкой родом из помещичьей семьи. А отец – полуирландец, пресвитер Шотландской Церкви, окончивший университет в Гейдельберге в Германии и впоследствии написавший книгу «Иисус Христос в новом освещении», в которой высказывал своё мнение о Воскресении Христовом, развивал личные мнения, считая Спасителя за духоносного человека. Появление этой книги повлекло за собой отлучение его от Церкви, вскоре после чего он заболел туберкулёзом и умер.
В то время одиннадцатилетняя Марион, будущая игумения Мария, гостила у друзей и в ночь на 4 декабря во сне услышала голос, что её отец при смерти.
С этого момента можно говорить о так называемой мистической одарённости матушки Марии. В 17 лет Марион сама заболела туберкулёзом и оказалась на излечении в санатории, где ей было видение Неопалимой Купины. Предчувствие будущих скорбей? Она была уверена, что ранние смерти её ближайших родных указывают ей на необходимое служение Христу Богу и миссионерскому служению ближним.
Образование матушка получила в Шотландии, в женском колледже св. Леонарда, закончив его в 1914 году. Затем постигала медицинские науки, и в довершение всего – учёба на факультете социальных наук при Белфордском университете в Лондоне в 1926 году. Четыре года проработала на государственной службе, получила конфирмацию High Church в Лондонском соборе св. Павла и поступила послушницей в монашескую общину Христа Спасителя Исцеляющего. С группой священников и женских сотрудниц была послана на послушание в Индию, в епархию архиепископа Бомбея, с благословения которого основала там молитвенный миссионерский центр.
Пострижение в монашество по чину Высшей Англиканской Церкви с пожизненными обетами и с именем Стелла произошло 10 августа 1929 года.
В начале 1932 года в одном из домиков Русской Гефсимании, основанной в 80-е годы XIX века великим создателем Святой Русской Палестины отцом Антонином (Капустиным), поселились две англиканские монахини, шотландки по происхождению, Стелла Робинсон и Катрин Спрот, решившие посетить город по пути из миссионерской поездки в Индию. Пребывание на Святой Земле, общение с сестрой Валентиной и владыкой архиепископом Анастасием (Грибановским) изменило их жизнь. Видя бедственное положение Русской Гефсимании и земельного участка в Вифании, они захотели помочь.
Так началось безкорыстное сотрудничество инославных монахинь с Русской духовной миссией в Палестине.
Обе шотландки, будучи родом из влиятельных семейств, заручились поддержкой английских властей в Палестине, что в значительной степени распространилось и на миссию. Власти по мере возможностей стали содействовать русским. Большую роль сыграло и то, что гефсиманский храм оказался усыпальницей внучки английской королевы Виктории, сестры последней русской царицы, великой княгини Елисаветы Фeодоровны.
Деятельность по созданию православной обители сблизила англиканских монахинь с православными. Они стали посещать богослужения в храме Марии Магдалины, сестра Валентина (Цветкова) помогала им в изучении русского и церковнославянского языков. В сентябре 1933 года обе сестры присоединились к Православию, при этом им возвратили имена, полученные в крещении, – Мария (Марион) и Александра (Аликс).
Вскоре с благословения владыки Анастасия в Вифании было основано общежитие. Возглавила общину сестра Мария. В августе 1934 года в храме св. Марии Магдалины она была пострижена в монашество с сохранением своего имени. Через три месяца владыка Анастасий совершил постриг сестёр Александры (Спрот) и Валентины (Цветковой), соответственно, с именами Марфа и Варвара.
В Гефсимании, по замыслу владыки Анастасия, сёстры должны были заниматься внутренним деланием, подобно евангельской Марии, в Вифании же – служением ближнему, как Марфа. Монахиню Марию назначили заведующей русским гефсиманским участком в Иерусалиме и хранительницей усыпальницы великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. В Гефсимании ей в помощь определили монахиню Варвару, в Вифании – монахиню Марфу. Так началась малая община. Осенью 1936 года монахиня Мария была возведена в сан игумении с возложением наперсного креста с украшениями.
Жизнь молодой обители во время начавшейся Второй мировой войны была трудной, но благодаря матушке Марии, которая всё причитавшееся ей наследство переводила на монастырь, а также поддержке родных монахини Марфы, материальная помощь не иссякала.
Всё это время игумения Мария искала возможность списаться с митрополитом Анастасием (отбывшим в Европу в 1935-м, а с 1936 года возглавлявшим Синод РПЦЗ). Первое известие через Красный Крест придёт от него только в 1944 году. Однако в Гефсимании продолжались церковные службы по уставу Русских Православных монастырей под руководством архимандрита Серафима (Седова). В 1948 году прекратился британский мандат в Палестине, в мае того же года началась арабо-израильская война, изменившая существующий порядок в регионе. Повсюду велись военные действия. Матушке Марии и матери Марфе как британским подданным неоднократно предлагалось вернуться на родину, но они наотрез отказались. Бросить сестёр и величайшие святыни они не могли ни при каких обстоятельствах. И в том, что святые мощи великих алапаевских мучениц остались сохранёнными до нынешних поколений, великая заслуга в том числе и матушки Марии.
Врата Вифании и Гефсимании открылись русским и арабским беженцам, которых было немало, – в Русской Гефсимании заселены были даже пещеры. Службы в храме не прекращались.
Война вызвала раздел Иерусалима и Палестины между новообразованным государством Израиль и Иорданией. К тому времени советская администрация заявила о своих правах на церковное имущество царской России в Палестине. Правительство израильского государства, на чьей территории оказалось большинство земель, в своё время приобретённых архимандритом Антонином для Русской духовной миссии, пошло навстречу пожеланиям СССР. Начались настойчивые попытки уговорить и правительство Трансиордании передать Москве русские участки. Положение русских обителей на Елеоне и в Вифании было сложным.
Игумения Мария опасалась за судьбу общины и вверенных ей гробниц с останками новомучениц Елисаветы и Варвары. Для обсуждения создавшегося положения она в сопровождении монахини Варвары отправилась в Лондон; оттуда удалось поехать в Мюнхен к митрополиту Анастасию. Связь с руководством РПЦЗ восстановилась, вскоре на Святую Землю был прислан архимандрит Димитрий (Биакай), назначенный духовником Вифанской общины, а позже начальником Миссии. Вместе с ним прибыло и пополнение – группа сестёр из Европы.
Именно из Гефсиманской женской общины под руководством матушки Марии вышла и великая настоятельница Святого Русского Елеона матушка игумения Тамара (великая княжна императорской крови Татьяна Константиновна Романова-Багратион-Мухранская).
После 1948 года материальное положение иерусалимских женских обителей, оставшихся под омофором Русской Зарубежной Церкви, осложнилось тем, что они лишились части дохода, выручаемого прежде от сдаваемых в аренду русских построек – теперь они отошли государству Израиль. Средствами содержания общины в то время была помощь от Синода РПЦЗ, частные пожертвования паломников, а также заработок сестёр иконописью, вышиванием, ткачеством, переводами и уроками.
Основой же по-прежнему оставались личные средства игумении Марии и монахини Марфы.
Гефсиманская, она же Вифанская обитель продолжала своё благородное и богоугодное дело евангельских Марфы и Марии, а также великой княгини Елисаветы Феодоровны. Молодые образованные сёстры – русские и арабки – учили в монастырской школе арабских девочек, трудились на миссионерском поприще, защищая Православие на Святой Земле, издавали миссионерский листок на арабском языке, который рассылался по местным приходам и православным храмам других государств Ближнего Востока. Кроме того, вели обширную корреспонденцию с разными странами мира, совершали поездки религиозно-просветительского характера в православные селения Палестины, устанавливали контакты с местными приходами.
Вифанская школа дала православному миру много благочестивых монахинь-арабок. Они рассеялись по всему свету – Чили, Аргентина, Франция, Англия, Греция. В Чили ими была основана монашеская община по подобию Вифанской – с детским приютом в память св. Иоанна Кронштадтского, в Лондоне – Благовещенская обитель. И конечно, многие из них пополняли женские монастыри Елеонской горы. Ныне Вифанская православная школа, курируемая Гефсиманским русским женским монастырем Марии Магдалины, одна из самых известных и авторитетных на всём Ближнем Востоке. Было бы справедливым к 100-летию образования Русской Зарубежной Церкви и к 125-летию со дня рождения игумении Марии (Робинсон) присвоить имя игумении Марии этой великой, основанной святыми трудами матушки Вифанской школе.
Матушка Мария тихо почила о Господе 7 ноября 1969 года в возрасте 72 лет и была с почётом погребена на территории Гефсиманской женской общины Марии Магдалины Русской Зарубежной Церкви. Её могилка – одна из почитаемых святынь Гефсиманского монастыря.
Имя игумении Марии (Робинсон)золотыми буквами вписано в историю Русской Зарубежной Церкви и её присутствия на святой Иерусалимской земле. Совсем не русская по крови, матушка Мария обогатила именно Русское Зарубежное Православие великими трудами смиренного монашеского подвига – созидания, милосердия и сострадания.
Вечная ей память!

Владимир Александрович
НИКОЛАЕВ