Рубеж Собенина

Архив: 

Нет секрета в том, что для обычных граждан казаки всегда считались тайной «за семью печатями». В Вологодской области так же, как и по всей стране. Современные казаки в разных регионах Отечества не лишены внутренних противоречий и, к сожалению, междоусобиц. Иногда встретишь на улице казака и задаёшься вопросом: то ли казак, то ли участник творческой самодеятельности в роли казака – ведь он пляшет и поёт... Казачья форма и погоны, подчас с высокими званиями, и нагайка в руке… Но вот сама судьба свела меня с настоящим казачьим полковником, чтобы приоткрыть занавес в потаённый для непосвящённых мир казачьей общины.
Эта поучительная история связана с тем, как на отдельно взятой территории, где ещё недавно в «деревенских клубах» за ширмой стояло ведро с самогоном и привязанная здесь же кружка, чтобы по субботам отдыхать от трудов праведных в соответствии с местным укладом жизни и пагубными традициями, подкреплёнными безработицей, местная молодёжь была «отвёрнута» от алкоголя.
В самом сердце деревни Большое Ефимово (в обиходе Житнохино), что раскинулась в трёх километрах от райцентра Верховажье, стоит дом Валерия Леонидовича Собенина. В округе ходят легенды, связанные с именем этого необыкновенного человека – нашего земляка. Именно он ещё двадцать лет назад после увольнения в звании полковника ракетных войск стал активно поднимать в районе казачество. И вскоре получил поддержку в Вологодском областном казачьем отделе. Настоящий полковник стал казачьим полковником и почётным атаманом станицы Верховажье.
Валерий Леонидович родился в д. Капустино Верховажского района. Закончил военное училище, на разных должностях служил в Советской армии. Судьба «познакомила» Собенина со многими географическими точками на территории бывшего СССР и даже за его пределами. Уже в чине полковника, в должности командира бригады Собенин в составе ограниченного контингента войск воевал в Афганистане. До этого служил в Гатчине, что под Петербургом, и позже возглавлял военкомат Красносельского района Ленинграда. Закончил военную академию и впоследствии умело применял накопленные знания, организационные способности и жизненную опытность.
...Подхожу к добротному дому. Издалека видно, что всё сделано руками хозяина с любовью фундаментально, основательно. Внутреннее убранство дома ещё лучше внешнего. Меня встречает высокий крепкий мужчина с изучающим взглядом глубоко посаженных глаз. «Снежок» у висков только украшает полковника, придаёт ему импозантности. Экскурсия по дому-усадьбе начинается.
– Только крышу и электрические работы пришлось доверить специалистам, – сетует настоящий полковник, видя мой восхищённый взгляд: комфорт в доме может создать только знающий в этом толк хозяин.
В личном подсобном хозяйстве Собенина плодоносят 30 пчелосемей. Участок упирается в некогда судоходную Вагу. Поднимаемся на второй этаж, переделанный в жилое помещение из повети, открывается завораживающий вид на природу, в центре зала стоит бильярд, в гостиной камин…
В районе более 200 казаков при общем населении в дюжину тысяч. В станичное казачье общество сегодня входит несколько хуторских.
– Потомки казаков – все высокого роста, – рассказывает Валерий Леонидович.
– А я-то думал, что высокого роста те, кто в молодости ел много моркови, кроме, конечно, генетической наследственности. Я просчитался.
– Да, просчитались. Для этого надо знать историю. В XVI– XVII веках по берегам Ваги, тогда весьма полноводной, уже селились казаки. Река давала рыбу, воду, прибрежная земля давала хлеб… В наших местах организовалась даже «новгородская республика», – утверждает почётный атаман.
– Вот и я смотрю… Бывает, встретишь девушку, высокую, статную, ну как пить дать казачка¸ потомок переселившихся сюда казачков… А пониже ростом – так точно местная, коренная «карховочка». Дело, конечно, не в росте, но это открытие меня удивило. А может, и вправду так. Казаки носят погоны, это символ дисциплины и уважения старшин. Желающим поступить на службу следует обращаться именно в первичные общества, которые регистрируются (свидетельство о государственной регистрации показал мне В.Л. Собенин) официально и имеют своих атаманов. Это выборная должность, подтверждающая уважение местных к авторитету атамана. Главное – желание работать.
– Лентяев нам на святое дело не надо и случайных людей тоже, – по делу безпокоится полковник.
Главный принцип казаков, который нарушить – значит потерять самую честь, за века не сильно изменился: за веру и отечество. Казаки – одна из самых надёжных опор Православия и государства. Как же удалось сплотить молодёжь вокруг этой не новой и иногда даже критикуемой идеи?
Казак обязан кормить свою семью, где бы он ни работал – это одна из заповедей добродетели, и мне она чрезвычайно импонирует. Тут имеется свой устав службы, по которому лентяи, «неработи» или совершившие недостойный поступок наказываются, а в идеале – исправляются. Существует ранжир «внутренних» наказаний, самое «благородное» из которых (после общего порицания) – прилюдное стегание плетьми. Конечно, для взрослого человека, дорожащего своим именем, нет ничего страшнее, чем недовольство товарищей.
Пример объединительной работы показал, что казачество даже вдали от мест традиционного его расположения – один из способов вывести деревенскую молодёжь из запоя и «задержать» её на земле отцов и дедов, тем самым развив территории. Пока же, переселяясь в города, мы помогаем развивать только чужие территории со слабой надеждой стать там своими.
– На моём опыте, – рассказывает казачий полковник Собенин далее, – молодые люди, демобилизовавшиеся из армии и по каким-либо причинам не нашедшие работу по вкусу, записывались в казаки, и им это только шло на пользу.
Во-первых, казаки не бросают друг друга в беде, а помогают всем миром, о чём давно мечтают русские, традиционно разобщённые как в гражданской жизни, так и в армии. Во-вторых, казачья служба даёт занятость. Даже если казак где-то работает, что приветствуется, он не перестаёт быть казаком.
В-третьих, казачье общество воспитывает: может поощрить, а может и обоснованно наказать, причём с соблюдением казачьей тайны. Это своеобразный кодекс чести, пришедший к нам от предков. И потом, что надо было бы поставить на первое место, приобщение и укрепление в вере.
Присутствие казаков на Русском Севере – это данность, факт, и с этим надо считаться. Поздно рассматривать вопрос – нужны они или без необходимости. Они уже есть. И, как утверждает казачий полковник, здесь всегда и были. И сейчас помогают полиции в обеспечении правопорядка, совместно патрулируют территорию и даже, было дело, предотвратили массовую драку на популярной здесь Алексеевской ярмарке. По сути, казаки – наиболее дееспособный и дисциплинированный резерв органов правопорядка. Причём в некоторых регионах, к примеру, в Калининградской и Ленинградской областях и Ставропольском крае казаки помогают защищать границу России, являясь «вторым эшелоном» погранвойск, их общества признаются государственной властью.
– Однако финансирования нет ниоткуда, – откровенничает Валерий Леонидович, – хотя в нормативно-правовых актах прописаны аж три уровня поступления к казакам финансовых средств – федеральный, областной и районный. Казаки серьёзнее, чем «гражданские» дружинники, и не надо их путать. Прежде всего, они патриоты своей малой родины. И этим славятся. По первому призыву готовы выступить со своей амуницией на защиту граждан и государственного строя. Это оперативный резерв власти. Сегодня о таком процветающем, как, к примеру, в середине XIX – начале XX века, состоянии казачества приходится мечтать. Нет своего оружия, нет коней.
Следующего за Собениным назначили «наказным атаманом». Это значит, что на «круге» он не получил единогласного одобрения казаков. Собенин же покинул свой пост по болезни. И на сегодняшний день остаётся наказным атаманом юрт Вожегодского, Харовского и Сямженского районов, а также почётным атаманом станицы Верховажье – пожизненно.
Что же фактически делают местные казаки-общественники? Валерий Леонидович призадумался и через минуту выдал на-гора несколько захватывающих историй. В Дудоровском парке казаки за короткое время улучшили экологию, огородили кладбище в Верховажье, провели культпоходы с ребятами из детского дома, прочитали лекции в районной библиотеке, в течение нескольких лет участвовали в ярмарках с собственной художественной самодеятельностью, провели крестный ход Архангельск – Москва, собрали деньги на крест для старого кладбища и проводят много других мероприятий. Для относительно молодого местного казачества и его руководителей список дел впечатляет. Особенно если учесть, что финансирования не было и нет, все на «голом энтузиазизме». Поэтому, безусловно, эти люди достойны поощрения и от жителей, и от власти.
Но главное, это фактический пример. Собенин со товарищи удерживают в сложных условиях мужчин от пьянства, объединяют их благой целью, помогают с работой.
Казаки уважают наследственность. Потомственный казак не нуждается в новом статусе, ему не надо писать заявление и предоставлять прочие необходимые документы. Он казак уже по определению. Казаки имеют право носить форму в общественном месте, воинские и некоторые специальные, к примеру, в полиции, звания сохраняются, к ним добавляется слово «казачий». Полковничьи погоны атамана без звёзд (только два просвета), как было в старой русской армии, но зато с вензелем. Буква «А», вышитая на полковничьих погонах, означает «Атаман».
Главное в современной жизни – уметь предугадать перспективу, а это дано не всем. К примеру, чтобы стать генеральшей, надо за сержанта (по казачьей табели о рангах – урядника) выйти замуж. А личное счастье – не лотерейный билет, как считают некоторые, это целенаправленная и планомерная работа, в том числе над собой. Одни впоследствии получают генеральские привилегии, другие живут с сержантами до гробовой доски. Но чем чёрт не шутит? Сегодня можно выйти замуж даже за казачьего полковника, человека, сумевшего организовать местных мужчин в обычной русской деревне, дав пример тем, кому он интересен.

Андрей Петрович
КАШКАРОВ