Неравный БРАК, или Почему красавица всё чаще выбирает чудовище?

Архив: 

«Сказка ложь, да в ней намёк»
Мы, поколение «кому за 30», воспитанные в лоне отечественной классики, на русских народных сказках и былинах, привыкли считать, что и значительная часть мирового кинематографа, художественной и детской литературы в той или иной мере строится на принципах, когда добро и зло не смешиваются, и первое в итоге борьбы одерживает убедительную победу.
Однако последние 20-30 лет всё большую популярность в кино, литературе и песнях стал получать иной расклад. Причём особенно в фильмах и книгах, предназначенных для молодёжи. Это тривиальная история о том, как милая и добрая героиня влюбляется в злодея.
У многих наверняка сразу возникнет вопрос: «А как же классический сюжет со сказкой «Красавица и Чудовище» и её отечественным аналогом в обработке Сергея Аксакова «Аленький цветочек»? Однако давайте вспомним, что в них рассказывалось о том, что любовь девушек к страшилищу основывалась ни на чём ином, как на внутренних, душевных благородных качествах, которыми оно в полной мере обладало. За такую любовь следовала и достойная награда – чудище расколдовывалось и превращалось в прекрасного принца!
Существует не менее классический сюжет, элементы которого сегодня наиболее широко тиражируются, – это история о том, как за прекрасную девушку (царевну, принцессу) сражаются герой (богатырь, царевич) и антигерой (злодей, дракон, кощей). Сюжетное построение чаще всего таково, что девушка попадает к монстру, а влюблённый рыцарь должен, преодолев препятствия, спасти её, доказав тем самым свою любовь.
Воспитанные на таких историях девушки понимают, что их мужчина должен быть мужественным, смелым, готовым спасти её. Юношей же учат тому, что нужно быть отважным и давать отпор злу ради близких людей, возлюбленной, семьи…
В современном кинематографе, всё больше отходящем от классической линии, прежний сюжет (борьбы добра со злом) хоть и остался, но теперь получает новую интерпретацию. Теперь объектом любви героини является… антигерой. Героиня в финале всё чаще остаётся со злодеем, а он показан зрителю куда более романтичным и интересным, чем сам герой.
Бывает и так, что положительный персонаж вообще отсутствует или полностью себя дискредитирует по ходу развития сценария. И это настоящая диверсия под традиционный общественный уклад воспитания, передаваемый из поколения в поколение, ведь именно с положительных героев – победителей зла учились брать пример наши предки. И плоды этих вывертов означают уход от традиций в сторону социальных и гендерных экспериментов, откровенных извращений и исторических фальсификаций. Сегодня это слишком очевидно.
Подобные сюжеты очень профессионально, ярко и соблазнительно поданы с расчётом на особенности женской психологии, ведь именно женщина – главный потребитель такой продукции. Но в традиционном обществе она ещё и хранительница очага, и мать. Именно этот образ и стараются разрушить злостные перетолкователи классических сюжетов.

Роман с вурдалаком
В таких «произведениях» абсолютно не оспаривается то, что злодей, способный даже на убийство и на любые другие преступления, по-настоящему любит героиню. Тут надо пару слов сказать о понятии «голливудская любовь» как о некоем мифическом чувстве, которое возникает непременно с первого взгляда и является безоговорочным и «всамделишным». Ну а ради этого высокого, но опошленного и извращённого чувства можно оправдать абсолютно все грехи, пороки, низменные поступки героев и т.п.
Тезис «это же любовь» в сознании слишком доверчивых Голливуду зрителей оправдывает глупость героинь, которые завязали романтические отношения с теми, кто представляет из себя опасность не только для себя, но и для окружающих. Персонаж образа «злодей» или «плохой парень» не может любить по-настоящему, быть верным, быть ответственным, иметь уважение к своей возлюбленной. Так что через подобные произведения закладывается образ несуществующей на самом деле любви, которую не может дать человек с таким характером и мировоззрением.
Яркий тому пример – фильм «Сумерки». Столетний вампир влюбляется в простую и милую девушку настолько, что ради неё подставляет под удар свою семью и несколько раз рискует своей жизнью, а также пытается покончить с собой, подумав, что она погибла.
Читательница-зрительница получает такой посыл: героиня настолько красива, мила и прекрасна как женщина, что заставила влюбиться в себя даже того, кто любить не умеет, – злодея, убийцу, монстра. Другим он несёт вред, и только ей, такой прекрасной, он покорился и говорит о любви, добивается её взаимности и т. п.
Такой вот голливудской «этой же любовью» героиня запросто спасает злодея, иногда делает его добрее, иногда просто положительно влияет на него в своих целях. Яркий пример – фильм «Халк». Одного лишь взгляда на возлюбленную хватает монстру, который до этого всё крушил и ломал, чтобы вернуться в человеческий облик интеллигента-учёного. Посыл читательнице-зрительнице: героиня настолько прекрасна как человек, что смогла перевоспитать злодея, превратить его из чудовища в принца. Это также очень льстит зрительнице, ведь опять женские чары (а какая женщина в них не верит?) творят чудеса.

Любовь зла, полюби… абьюзера
В подобных фильмах и книгах практически всегда присутствуют эпизоды, когда злодей наносит вред героине. Он может её оскорбить, ударить, избить или причинить моральную боль. После этого он сразу же проявляет о ней заботу, оказывается нежным и добрым (при этом даже не прося прощения!). Несмотря на такие «срывы», всё заканчивается хэппи-эндом, что призвано закрепить такой поведенческий стиль в сознании зрителя как абсолютно нормальный. Яркий пример – сериал «Дневники вампира»: динамика отношений героинь и их возлюбленных всё время скачет от эпизодов нанесения вреда своим избранницам до романтических сцен и проявления заботы о них же. Причём поскольку речь идёт о живых мертвецах, то авторы смело показывают, как влюблённые мужчины могут даже убивать своих возлюбленных, зная, что те оживут через несколько часов.
Здесь насилие в сознании зрителей начинает восприниматься как норма и приобретает романтические черты. Если девочка будет расти на таких «романтических примерах» (а других современная массовая культура практически не показывает), то она будет искать мужчину, который будет так же «страстно» сообщать ей о своих чувствах. Нормальные, здоровые проявления симпатии от молодых людей просто не будут «трогать её сердце», она будет подсознательно искать чего-то «погорячее». Всё по Фрейду. Недаром, следуя его учению, в зарубежной психологии появился такой термин, как «абьюз».
«Абьюзер» – это человек, совершающий психологическое и/или физическое насилие, с тем, кого якобы любит. Причём для самого абьюзера это действительно является любовью в его понимании. Подобная черта – чередование насилия и ухаживания – это именно что классические проявление абьюза. Известно, что такого человека так просто не исправить: он психически болен.
Всё, что можно сделать в отношениях с абьюзером, – это прекратить всяческие с ним отношения. Вся забота, как и весь вред, что он причиняет объекту «любви», для него являются проявлением его чувств. Это психически неуравновешенный человек, и отношения с таковым не могут привести к счастливой или хотя бы спокойной семейной жизни. В лучшем случае – развод и искалеченная психика, в худшем – жертву абьюзера может ждать даже летальный исход.
В понимании традиционной русской культуры такой человек – чистейший воды эгоист и садист со всеми вытекающими отсюда последствиями в рамках УК. Но образ именно такого ненормального мужского типа, окутанный загадочным флёром романтики, продолжает довлеть в наших кинозалах. И сколько молодых женщин в России становятся жертвами таких абьюзеров, во многом благодаря голливудским поделкам!

Тени НЕ исчезают в полночь
Во многих голливудских фильмах злодей по всем параметрам, кроме своего поведения, явно схож даже не с героем, а с прекрасным принцем: вопреки, а иногда и благодаря своему асоциальному поведению он является либо суперстильным, либо очень богатым, либо и тем и другим одновременно. Его злодейство даёт ему огромные возможности и силу. В подобных фильмах или книгах злодей всегда сильнее героя. Даже если герой всё же побеждает (что происходит в последнее время всё реже), то злодей на фоне героя смотрится куда интереснее и привлекательнее: он сильнее героя, умнее, глубже как персонаж, поскольку на него зачастую потрачено больше экранного времени, чем на героя.
Яркий пример – фильм «Пятьдесят оттенков серого». Здесь в качестве объекта любви юной невинной героини выступает 27-летний садист, который сказочно богат, увлекается спортом, неплохо дерётся, хорошо выглядит, тратит на героиню уйму времени и денег, защищает её от различных опасностей.
А посыл следующий: сила, влияние, социальное положение изображаются как нечто более важное, чем нравственные и моральные качества. Преступник, вор, криминальная личность приобретает романтический положительный образ, что ведёт к тому, что именно такие персонажи будут привлекать внимание девушек, а значит, и служить образцом для подражания у многих юношей.
За примерами подобной «культурной пропаганды» не надо далеко ходить: огромное количество рекламируемых сегодня фильмов, книг, сериалов и музыкальных клипов несут в себе именно эту программу. Зачастую даже экранизированная классика несёт в себе изменения в концепции сюжета ГеройГероиня-Злодей. Например, в последнем фильме, посвящённом «Дракуле», монстр обзаводится романтическими отношениями и даже становится положительным героем. А мюзикл и фильм «Призрак Оперы» превратили из мрачного детектива в красивую мелодраму, где зло опять торжествует.
Выводы из всего этого неутешительны, но и выход есть. Самостоятельно формировать своё культурное пространство, опираясь на семейные и национальные традиции, наполненные духовными и созидательными смыслами.

Подготовил Роман Алексеевич
ИЛЮЩЕНКО