Молитва как родительский труд

Архив: 

Первое впечатление у многочисленных гостей, которые заходят в дом к Савчукам, – тишина. Неожиданно: в семье отца Анатолия девять детей. Здесь же – тишина, причём тишина добрая, даже какая-то творческая, что ли. «Всякое бывает, конечно, – улыбается священник, – особенно в праздники, но чаще всего у нас именно так. У каждого своё дело сообразно возрасту, и лучше всего его выполнять спокойно, без суеты»

К гостеприимным Савчукам в провинциальный Харовск, что в Вологодской области, я приехал именно за тихим разговором и спокойным рассуждением.
– Батюшка, у вас девять детей…
– Да, старшему 20, младшенькой три года.
– У нас в три раза меньше, поэтому ещё подумаешь, называемся ли мы многодетными по праву. А сейчас мы столкнулись с взрослением милых деточек и с неизбежной ломкой – характера, взглядов, намерений. Не только дети, но и мы прощаемся вместе с ними с детством. И вступаем в опасный, агрессивный мир. И видим то, что дети наши уже не те ангелочки. Могут быть грехи. Есть ли что-то печальное во взрослении, когда твой ребёнок взрослеет?
– Да, это тяжело, конечно. Былые ангелочки отходят от родителей, меньше советуются, некая разобщённость возникает. Тут и возрастные причины есть, есть и новые веяния, способствующие разрушению общения. Взять те же «гаджеты», не к ночи будут помянуты. Вопрос сложный, и, мне кажется, каждый сталкивается с необходимостью его решения. Тут очень много от самих родителей зависит, как этот вопрос в конце концов решится, найдёте ли вы доброе его разрешение. Всегда это было, вопрос не новый.
– Меняются у ребёнка авторитеты, появляется конформизм подростковый, когда родители перестают быть определяющей силой, последней инстанцией. Когда доминантой становится так называемый «авторитет» в среде одноклассников или кого ещё. Далеко не всегда эти самые доминанты у родителей вызывают восторг.
– Жалко, что дети не понимают, что очень важно, кому они могут по-настоящему доверять. По себе сужу, по своей семье. Вот у родителей, у «стариков», есть опыт. Они жизнь прожили. А если ещё отец – священник, имеет смысл, думаю, советоваться с ним, прислушиваться. Специфика его служения в том, что приходится переживать судьбы разных людей. И у него такой опыт житейский есть – что собственный, что тысяч людей, с которыми он общается.
А дети наши опираются на опыт вообще не пойми кого. Кто-то в интернете ему сказал, вообще неизвестно кто, а он ему поверил. Какой-то, прости, тик-токовский авторитет хайпанул или авторитетка что-то такое пискнула, и воспринимается это чуть ли не как библейское откровение, открытие. И, как правило, у тех советчиков определённые цели, на разобщение они рассчитаны.
– То есть мы можем допустить, что лица, которым взрослеющие дети доверяют больше, чем нам, далеко не всегда руководствуются благом наших детей. Вот это больно.
– И очень важно, кому доверять. Ладно, папа – старый пень, из ума выжил, уже загодя всё ясно, что он тебе наговорит-насоветует. Но вот Сан Саныч, папин друг, например. Ты с ним в детстве в лото играл, с горки катался, до сих пор над его шутками смеёшься и в гости ждёшь. Он и для мамы желанный гость, и для папы авторитет, между прочим. А из твоего «Тик-Тока» кто этот блогер и что за ним стоит? Точно ли доброе и безкорыстное к тебе отношение, а не желание самоутвердиться за твой счёт или ещё что похуже?
Что их подкупает – хохотушки, как машины бьют то об столб, то об стену. Это всё, видите ли, «прикольно». И раз «прикольно», значит, они к ним прислушиваются, к этим приколистам. Иногда «колоть» начинает в самом прямом и неприятном смысле слова.
– С другой стороны, это всё возрастная психология. Извечный конфликт отцов и детей. Но опасения и страх часто вызывает признание над собой авторитета тех инстанций, которым взрослый человек верить никогда не будет. Так вот, этот опыт необходим нашим детям, на ваш взгляд?
– Трудно сказать. Ведь человек себя ранит. А бывают раны неизбывные. Ладно, у тебя фурункулы. Но если ногу потерял, она же не вырастет.
– То есть «блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5, 15).
– Да, и это относится как к взрослым, так и к уже умеющим читать детям. Поэтому это нас обязывает мобилизовать свои силы и на Бога уповать. Тут должно быть совместное упование на Бога – и твоё, и твоего ребёнка. Мы должны понять, что главный авторитет для нас – не шнопель из интернета или подворотни, а Христос. Дай Бог, чтобы мы помогли детям понять это. Ладно, у тебя сегодня такие закидоны, но не считай, пожалуйста, что именно в них смысл жизни.
– О строгости, суровости. Если я буду устраивать частокол из Библий вокруг школы и этих самых подворотен, не давать никуда пройти, отнимать свободу – ведь это же не выход? Если на каждом шагу мои дети видят установленный мной шлагбаум, а рядом – папу со взглядом унтершарфюрера. Хотя телефоны, «гаджеты» эти я бы ограничил.
– Есть строгость разумная, а есть глупая. Первая нужна в допустимых пределах. И обязательно ты должен объяснять причину твоей строгости. Объясни человеку: если ты так поступишь, то это чревато тем-то. Ребёнок может не послушать, конечно. Но наш долг – предупредить о последствиях.
– То есть, не навязывая своё мнение, я признаю твоё право воспринимать мои слова не как приказание, а как совет?
– Примерно так. Ребёнок поступит так, как сочтёт нужным, но важно, чтобы он чувствовал к себе доброе отношение, а не взгляд этого твоего унтершарфюрера.
– К своему ужасу, часто вижу в грехах детей себя, они как бы ставят передо мной зеркало. Вижу то самое, во что аккуратно вляпываюсь, начиная с тех пор, как научился говорить, читать. И от чего хочу уберечь детей. Вот ровно то самое получаешь. И когда ты видишь грехи, склонность к ним у твоего ребёнка, это очень больно. Как тут не впасть в уныние? И прав ли я, что это следствие в том числе и моих грехов, или это общая испорченность человека?
– Сложно сказать насчёт твоей или общей испорченности. У всех своя добродетель, у всех свой грех, кому что присуще. А чтобы не впасть в уныние, у нас есть добрая притча о блудном сыне, раскрывающая отношение Бога к нам. Отец ведь сынка не уговаривал: «Не ходи, ты деньги потеряешь. Вернись – я всё прощу! Останься во что бы то ни стало!» Отец был мудрый и любящий, раз он выходил на дорогу, ждал. И он, зная особенности своего младшего, его отпустил.
– Есть люди, которые Богу говорят: «Да будет воля Твоя», а есть те, кому Бог говорит: «Пусть будет твоя воля».
– Может быть. Если ты не хочешь прислушаться к опыту, получи свой собственный.
– У нас, родителей, которые сами далеко не безгрешны, но видят страдающими своих детей, имеется прекрасная возможность побыть на месте мудрого отца из притчи.
– Мудрого и – любящего. И работать над Евангелием должен не только ребёнок, но и мы. Наша ответственность не прекращается с взрослением ребёнка. Просто переходит на другой уровень. Люди иногда сетуют на Бога… А ты сам побудь богом – в микроскопической дозе побудь. Вот каково Ему, глядя на нас? Бог – любящий Отец. У Него там нас сколько? 8 миллиардов деток на стране далече? Вот ты попробуй понять Его чувства на своём микроскопическом примере. Не смея при этом нарушить свободу человека.
– Может ли Христос не плакать в этом случае?
– Вот-вот. Попробуй. Мы Его сильно огорчаем. У каждого родителя есть такая возможность – немного побыть богом. Если получилось у родителей вложить какие-то качества добрые в ребёнка, то они и плоды увидят: долготерпения, милосердия, заботы.
Мне рассказывал мой знакомый, что, когда был ребёнком, его учили так: мы тебя кормим до 15 лет. А потом ты за нами смотришь, ты о нас заботишься. Так он первую зарплату маме принёс, а потом, разумеется, постоянно делился, помогал родителям, поддерживал. Получилось вложить добрые чувства, как считаешь?
– Тут как добрый садовник: если он действительно работает на совесть, то он имеет радость как наблюдать рост дерева, так и видеть и вкушать его плоды. Да, не без проблем. С прививками, навозом, со всем остальным...
– …но плоды обязательно будут.
– Когда детей много, почему это хорошо? У меня такое впечатление, что детство в вашей семье не прекращается. Почему хорошо, когда семья многодетная?
– Так у нас детство и правда не прекращается. Знаешь, у моих ровесников, у которых один ребёнок, сейчас такой свет, когда внука привезут! Живут ожиданием. А у меня трёхлетка всегда с собой. Я в этом плане независимый. Годам к сорока человек по-другому относится к малышне, более трепетно. Он уже начинает понимать и по-настоящему, без эгоизма получать радость от общения с малышами. Чего не было в 25, скажем. А у тебя такая возможность есть. Дети тонизируют. Тут не распухнешь на диване.
– Время пролетает быстро в построении планов на счастье. «Квартира, машина, дача, поездки»... А счастье никак не наступает. Как быть счастливым?
– Каждый день есть повод чемуто порадоваться. Мы куда-то не туда смотрим всё время, не там это счастье ищем. Я однажды бабушку 90-летнюю исповедовал: человек просто светится от счастья, ни одного слова досады, осуждения, злобы. Говорит, счастлива, что сейчас войны нет. И это через сколько лет после её окончания! Так и вспомнил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Или вот тоже я застал, бабушки говорили: «Хлеб есть, войны нет. Что ещё надо?» Часто мы, мне кажется, сидя под солнечным светом, почему-то ищем выключатель. Не там счастья ищем. Или не в том. Человек, предположим, строит дом. И он думает: «Вот я построю, и оно, счастье, начнётся!» А потом, когда построил, начинает понимать, что самый счастливый период был, когда шло строительство, потому что у него был энтузиазм, ожидание чего-то.
– «Праздник ожидания праздника», как у Искандера?
– Да вообще творческий процесс. Мы ж творцы. Должны быть, по крайней мере. И про детей то же самое. Пойми, человек не должен зацикливаться на будущем: сейчас закончит, а потом вот это, а потом вот… Каждый период имеет свою неповторимую радость, свет. Эти трудные школьные годы, студенческие – в них тоже есть свет и радость…
– Не могу не вспомнить наблюдение К.С. Льюиса: «Только очень глупые дети всегда ведут себя по-детски, и только очень глупые взрослые ведут себя всегда по-взрослому». Согласны с этим?
– Да. По природе дети стараются быть взрослыми.
– А мы обратно впадаем в детство, что ли?
– Взрослый, мудрый человек ценит какие-то детские качества: простоту, непосредственность, чтобы не было лукавства. Как иногда говорят: «Что старый, что малый».
– А здесь не о безсилии говорится?
– Нет, здесь говорится о той мудрости, тех самых плодах, о которых мы говорили. Человек дожил до старости, вёл себя по Евангелию, и он, получается, исполняет заповедь «Будьте как дети». Дети, их непосредственность, отсутствие лукавства, радость – в стариках это очень мощное чувство. Повторюсь, я имею в виду тех, кто жил и живёт согласно Евангелию, а не впадших в слабоумие.
– Можно ли сказать, что у детей это радость искренняя, но пока ещё неосознанная, а у стариков слова «радость моя», как у преподобного Серафима – это радость выстраданная и осознанная?
– Да! Действительно – выстраданная. Думаю, что так. И опыт, конечно, необходим. Человек попробует того мифического счастья, которое предлагает цивилизация, и поймёт, что это всё туфта.
– «Праздная молодость – глупая старость» – слышал такое наблюдение. Вы сталкивались с таким?
– Есть, да. Страшное впечатление. Удручающая картина, когда видишь старого человека, у которого в воспоминаниях «подвиги», которые он уже не может совершить просто изза физической немощи. Хочет, но не может. Эти глаза – ой, это страшно. И человек не хочет от этого абстрагироваться, и он, видимо, понимает, что если он признает, что жизнь прожита зря, то это бездна отчаяния.
– Можно сказать: страх страха Божия? Ужас страха Божия.
– Именно что ужас. Страх, хороший страх, он может ещё спасти: вспомним благоразумного разбойника. А вот ужас перед страхом Божиим – это ужас безплодный, убийственный.
– Вернусь к нашим непутёвым детям: они дают нам прекрасный повод для смирения. Это помимо того, что у нас есть возможность почувствовать себя богом…
– …с очень маленькой буквы…
Смотри: тебе дали чистый лист. Могло бы получится произведение, а у тебя какие-то каракули. Чем не повод для смирения, чтобы нос не задирал.
– Что ж делать-то со всем этим багажом? Не отчаиваться?
– Молитва родительская, она очень сильная. Молитва матери со дна достанет. Отцовская, к слову, тоже. Давай не будем недооценивать значения молитвы, и собственной молитвы тоже. На Бога надейся, да, но будь любезен, и сам трудись. Молитва – это тоже работа, тоже воспитание ребёнка, это тебе не лоб обмахнуть. Подвиг человек совершает, когда молится искренне, всерьёз, жертву принося Богу своей молитвой.
Тут не количеством берёшь, если так можно выразиться, а качеством молитвы. Можно в течение дня вздохнуть: «Помоги, Господи, детям моим большой глупости не совершать, спаси их». Потом – добрые дела. Милостыня, сказано, и от смерти избавляет, и способна покрыть множество грехов. А ещё сказано: «Я – Господь, Бог твой… творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 6). Если в семье Петровых есть человек, который старается жить праведно, то за его добрую жизнь Господь милует родственников. А ещё сказано: «Много может молитва праведного» (Иак. 5, 16).
– «Поспешествуема».
– А чем она, спрашивается, поспешествуема? Добрыми делами, наверное, да? Знаешь, я бы не отчаивался в людях – ни в молодых, ни в старых. Вот смотри: у нас в лесах на берегу озера есть огромный храм святых Флора и Лавра, он стоит на древнем тракте, по которому ещё Ломоносов в Москву ходил, да там много хорошего люда проходило. Так вот, церковь огромная, почти как Софийский собор в Вологде или Троицкий во Пскове. Ясно, в советское время запущена, хорошо, что не развалили. Мы стали храм тихо восстанавливать. Рабочие, которых хотели нанять, когда видели размеры строения, отказывались, даже цену не спрашивали. Знаешь, кто сделал леса? Двое вологодских парней – им по 22 года. Просто, говорят, чтобы Божье дело сделать, а самим с ума не сойти от безработицы.
Посмотришь, как работали, начнёшь понимать, что настоящее-то русское ремесло, трудолюбие никуда не делось – вот это, родное. А штукатурка и побелка – это пожилая женщина (70 лет) всё сделала. Сказала, что за сына молится, пьёт у неё горемыка, вот Христу пообещала, что такая у неё молитва за страждущего будет. Сильно, правда? Поэтому, когда говорят, что всё пропало, я не тороплюсь поддаваться панике:
Святая Русь всё ещё жива. Доказательства есть, и много.
– Хотелось бы в ваши леса да озёра приехать, на службе в этом храме побыть. Можно?
– Да пожалуйста! И друзей зови. 60 километров от Харовска, на берегу озера. Жить есть где: там у нас здание старой школы. Лодка, удочки, молитва
– почувствуй себя апостолом. С детьми только приезжай, пусть тоже Россию-то узнают. Может, чему хорошему научатся.

Беседовал
Пётр Михайлович ПЕТРОВ
Если вы действительно хотели бы
приехать в тайгу к отцу Анатолию,
помочь в возрождении храма у озера, отдохнуть летом в настоящей (не
пятизвёздочной) России, даём его
контакты:
Телефон: +7-921-235-71-61
E-mail: katromskyi@yandex.ru