Без матов

Забытый завет предков

Мера со всех сторон верная и, признаться, припоздавшая. Не зря ведь матерную брань законотворцы фактически приравняли к иным деструктивным призывам и действиям, наряду с терроризмом или склонению к суицидам.

Ведь что бы ни говорили и ни писали защитники и любители «солёного словца», сквернословие никогда не должно получить легитимность и прописку в языковом и культурном пространстве государствообразующего народа, поскольку тем самым ему наносится невидимый, но сокрушительный урон.
Сакральность языковой сферы предполагала следить за речью, выбирая выражения и тщательно подбирая слова. Истоки матерных слов, по мнению большинства лингвистов, связаны с фаллическим культом, развитом в языческом мире почти повсеместно. Эти слова выражали конкретные действия, связанные в основном с деторождением и носили ограниченный, специфический характер. Вне темы продолжения рода слова эти были прежде всего связаны с бранью – войной, когда проклинали супостата, нанося ему оскорбления.
В древней болгарской хронике XIV века слово «изматерили» употребляется именно в значении «прокляли». Так неужели наши «тёмные», безграмотные предки ошибались, а мы – просвещённые и образованные – смело нарушаем известные им, но отвергнутые нами духовные законы? Ведь недаром по окончании Смутного времени (XVII век) был издан царский указ, строго наказывающий подданных за сквернословие, которое широко распространилось на Руси в тот период.
До недавнего времени существовало некое всеми признанное табу на мат, которое, однако, часто нарушалось, ведь нет правил без исключений. Но и тогда матерщина считалась уделом людей специфических профессий и групп населения. Мата было принято стыдиться в обществе, при детях и женщинах, он осуждался и был недопустим в публичном и тем более печатном пространстве.

Мат как антимолитва

Что касается мата в армии, то он прописался и фактически легализовался там как раз в революционное и послереволюционное время крушения всех «рамок». Корни этой недоброй традиции напрямую связаны с отходом некогда христолюбивого русского воинства от Бога, отрицания сакрального значения слова и матерщины в частности.
Трудно себе представить матерящегося генералиссимуса Александра Суворова, фельдмаршала Михаила Кутузова или адмирала Павла Нахимова, а вот уже в окопах Первой мировой мат (заодно с листовками о свержении законной власти) стал появляться куда чаще. Для многих известных красных командиров, ставших видными советскими военачальниками и полководцами – выходцами из т. н. «простого народа», мат был вполне допустим в общении с подчинёнными и быстро прижился в лексиконе солдат, матросов и командиров Красной, а позже и Советской армии и ВМФ. Увы, никуда не ушёл он из казарм, кубриков, офицерских канцелярий и нынешней Российской армии.
Бытует мнение, что, мол, мат помогает, концентрирует, мобилизует в нужный момент, придаёт сил. Всё верно, но каков их источник? Вот что по этому поводу пишет в своей книге «Правда о русском мате», не понаслышке знакомый с «солёным» флотским фольклором капитан 1-го ранга запаса, а ныне епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин): «С духовной точки зрения, мат – это антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение “князю тьмы”, и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом, конечно, чувствует эту “чёрную энергию”, и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической… Плата за этот допинг непомерно велика – он лишает себя помощи Божией».
Но сторонники теории легализации мата приводят многочисленные примеры из боевой практики, даже ссылаются на некие научные исследования, из которых становится ясно, что и Великую Отечественную войну мы выиграли во многом благодаря чуть ли не русскому мату!

Христос Воскресе!

Если уж зашла речь о войне, о сравнении опыта противника, то давайте его изучим на примере чеченских кампаний. Не секрет, что боевики позиционировали себя верующими людьми – мусульманами
и вместо мата использовали воинственный клич «Аллаху акбар!» – «Аллах велик!», который придавал им сил и уверенности, что Всевышний сохранит им жизнь. Я своими ушами слышал от одного из боевиков в период мирных переговоров в августе 1996 г. в Грозном, что «Аллаху акбар» они называли «чеченским бронежилетом». Свидетельствую как ветеран боевых действий, что воинами чеченцы были храбрыми, а штатные армейские бронежилеты практически не использовали.
Теперь приведу пример из первой чеченской кампании со слов тогдашнего лейтенанта ВДВ Николая Кравченко. Январь 1995-го. Разведгруппа во главе с ним, уходя от преследований боевиков, укрылась в одном из полуразрушенных высотных зданий в центре Грозного. Здесь они встретились с несколькими солдатами-призывниками во главе с капитаном из 131-й Майкопской бригады, разгромленной чеченцами в новогоднюю ночь. Заняв круговую оборону, они стали надеяться на чудо – ждать подкрепления. Экономя боеприпасы, ребята понимали, что шансов остаться живыми у них очень мало: огонь и натиск бандитов нарастали. Их победное «Аллаху акбар!» резало уши и парализовывало волю. Оставалась единственная возможность выжить хоть кому-то: идти на прорыв. Мысленно лейтенант помолился Богу и почему-то дал слово: если выживет – построит Ему храм…
А потом было чудо. Среди бела дня горстка русских воинов под крик «Христос Воскресе!» рванулась вперёд на ошалевших, не ожидавших такого натиска боевиков. «С этими словами, закричав что есть мочи, мы бросились в прорыв и началась страшная рукопашная схватка… В результате мы ВСЕ прорвались. Все до единого! Да, все были ранены, многие серьёзно… но все выздоровели. И я точно знаю, что, если бы пошли на прорыв с нашими традиционными матерными криками, – не прорвались бы, все там полегли», – вспоминал позже Николай Кравченко, ныне священник Русской Православной Церкви.

Угроза
национальной безопасности

Сегодня усилиями новых революционеров, прежде всего либеральной ориентации, снова стараются расширить сохранившиеся ещё «рамки приличия», мешающие, по их мнению, свободно выражать своё мнение. Среди них особенно выделяются всякого рода т. н. «звёзды», начиная с известного пропагандиста мата на сцене Сергея Шнурова, стоящего ныне у истоков формирования культурной политики государства как член Общественного совета при комитете по культуре Государственной Думы. Как там оказался этот злой клоун?
Странная у этих людей логика, ведь богатейший русский язык обладает, по сути, неограниченными возможностями описывать все психоэмоциональные состояния души человека плюс к этому есть неологизмы и заимствованные из иностранных языков слова. Но в этом вопросе ориентированные на Запад борцы за свободу проявляют удивительный патриотизм, оказываясь в одном окопе с теми, кто оправдывает матерщину в армейском строю – обе эти категории людей ссылаются на… национальные традиции!
Какие традиции, откуда они взялись? Матерная брань никогда не была своего рода матрицей для русского народа, иначе мы давно бы, деградировав, вымерли, ведь даже древние славяне – язычники не матерились.

Зато сейчас вымирание и деградация государствообразующего народа ид¸т полным ходом (только за прошлый год нас стало меньше на полмиллиона человек). Одна из причин лежит, безусловно, в духовной сфере. Как сказал епископ Митрофан: «Каким будет потомство, можно себе только представить, слыша, как будущие мамы без стеснения стремятся перещеголять парней в умении материться. Нередко современная девица запросто поливает словесной грязью своих ещё не родившихся чад». Уж чего-чего, а такого раньше сроду не было – чтобы проклятие своего потомства родителями начиналось с материнской утробы! Это ли не угроза национальной безопасности?
Признав мат нашим, родным, мы попадаем и ещё в одну ловушку. «На этом нашем печальном заблуждении успешно спекулируют националистические силы бывших республик СССР, умело разыгрывая, надо признать, справедливое утверждение: “Жить с Россией – значит жить в матерщине”, “В России матом не ругаются, на нём разговаривают” и т. п.», – пишет дальше епископ. Так кому выгодно выставлять русский народ поголовно матерящимся быдлом, «ватником», да ещё и гордящимся этим?

Русский бронежилет

Наверняка найдутся скептики, которые скажут, что это всё ерунда и что революция всё равно уже произошла и она связана с поголовной интернетизацией всего мира, сметя заодно все рамки и запреты. Соглашаться с ними я бы не стал, поскольку матерится всё-таки не сам по себе интернет или даже боты, а скрывающиеся за никами и программами люди, то есть всё возвращается к проблеме человеческой личности, её воспитанию, культуре, осведомлённости.
Поэтому вступившие в силу законодательные изменения, предусмотренные ФЗ № 530 от 30 декабря 2020 года «О внесении изменений в ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”», переносят «рамки приличия» в интернет, закрепляя официальный запрет на использование мата теперь не только в публичном пространстве. Вместе с ФЗ № 53 от 1 июня 2005
года «О государственном языке РФ» этот шаг можно понимать как призыв здоровых национальных и патриотических сил к объединению усилий в борьбе с этим страшным злом.
Хочется верить, что эти законодательные инициативы коснутся и славного Российского воинства, которое ведёт свою родословную всё-таки не от будённовцев, чапаевцев или дзержинцев, но от христолюбивых витязей Александра Невского, ратников Дмитрия Донского, мушкетёров Петра Первого, гренадёров Александра Суворова, матросов адмирала Ушакова и Нахимова.


Роман Алексеевич
АЛЕКСЕЕВ