Противопожарные меры матушки Людмилы

Ожесточение людей и печалит, и пугает, – говорит матушка Людмила, супруга священника Дмитрия Ледовского, организатор и руководитель благотворительной организации “Светлица”, оказывающей социальную помощь нуждающимся в Вологде. – Особенно в последнее время мы заметили, что ожесточение, я бы даже сказала, жестокость, что называется, зашкаливает. Какой-то определённой шкалы, измеряющей людскую злобу, у меня нет, но агрессия, как мы видим, появляется сегодня в таких случаях, которые раньше вызвали бы просто сочувственную улыбку или желание помочь. А сейчас – какое-то дикое желание затеять скандал, подтолкнуть падающего, втоптать его в грязь. И всё это под лозунгом борьбы за справедливость – социальную, духовную, ещё какую. Втянуть голову в плечи, пройти мимо, “не нарываться”: страх, злоба, уныние – вот что очень часто мы стали видеть.


Улыбки… Они скрыты сейчас под масками. Медицинскими – из-за объявленной пандемии, полицейскими – из-за нестроений в обществе и всяких протестов, самодельными – на протестующих против всего и вся. Иногда кажется, больше никаких улыбок. Но это не так! Я за улыбки, я как раз и верю, что доброта и милосердие возьмут верх. Разумеется, я против несправедливости, произвола всякого рода, мне отвратительны хамство и насилие. Но бороться против всего этого теми же хамством и насилием мне кажется невозможным. Я неплохо разбираюсь в истории – всё это мы уже проходили, и нельзя сказать, чтобы результаты радовали. Поймите, нельзя тушить костёр бензином – пожар будет. Спасибо, насмотрелись. Так вот, что-бы не смотреть продолжение тех событий, мы и предложили скромный, но действенный, как нам кажется, способ борьбы с огнём. Огнём в сердце, испепеляющим его».
Что же сделали матушка Людмила и десятки помощников созданной ей вологодской «Светлицы»? Началось с того, что Ледовская, у которой очень много друзей, попросила всех поздравить её с наступающим днём рождения не цветами-конфетами, а… деньгами. Нет, нескромной просьба не была ничуть, просто «лучший подарок для меня в этот день будет ваше пожертвование многодетной семье на ремонт их квартиры, который мы им пообещали. Хватит обещать – давайте уже сделаем», – написала Людмила в обращении.
Семья действительно многодетная: десять детей от мала до велика. Отец воспитывает их один, но не унывает: ребята умеют не только играть и учиться, но и работать. А вот с деньгами, увы, напряжёнка. Надо помочь, честное слово.
Друзья откликнулись, и деньги на ремонт квартиры собрали стремительно – сейчас, слава Богу, он уже заканчивается. «Помогали, – говорит матушка, – самые разные люди: и небогатые, и обеспеченные. Десятки, сотни людей. По-доброму поразило содержание сопутствующих сообщений: “Слава Богу, хоть от злобы отвлечься можно!”, “Деткам – здоровья и добра!” и т. п. Читаешь их и плачешь от радости: есть место свету в человеческом сердце. Свету и состраданию. Значит, не всё потеряно».
Вот это и есть тот самый скромный способ матушки Людмилы решить вопрос с нестроениями в нашем раздираемом противоречиями и злобой обществе: начать с себя. Спешить делать добро, согласно «святому доктору» Гаазу. Не нужно великих подвигов с уходом в пустыни и леса, не нужны мегапроекты по оказанию социальной помощи – ты хотя бы дверь придержи перед идущим за тобой человеком, место уступи в автобусе, улыбнись хоть и сквозь надоевшую маску. Проще говоря, заразись добром, будь участником этакой пандемии добра – глядишь, не потребуются больше ни маски разного рода, ни дубинки, ни газ слезоточивый. Слёз-то и так хватает, и без всякого газа. Гааз нам нужен, Фёдор Петрович. И ему подобные.
Пётр Михайлович
МИХАЙЛОВ