Хранительница Русского Елеона

В канун Масленичной недели, перед Прощёным воскресеньем 2021-го года, после тяжёлой болезни, осложнённой ковидной инфекцией, в одной из иерусалимских клиник на 78 году жизни мирно и тихо почила о Господе бывшая настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского женского русского монастыря в Иерусалиме, игуменья на покое матушка Моисея (Бубнова). Это была одна из видных игумений в среде всей Русской Православной Церкви, очень заметной фигурой на Святой Иерусалимской Земле. В 2017 году священноначалие РПЦЗ МП удостоило её права ношения двух крестов с украшениями. Этой редкой наградой могут быть удостоены за усердное и многолетнее служение Православной Церкви Христовой только избранные православные подвижники.


Без малого 20 лет, с 1997 по 2017 гг., матушка Моисея возглавляла одну из самых известных монашеских обителей мира – ставропигиальный Спасо-Вознесенский Елеонский женский русский монастырь в Иерусалиме. Мне довелось знать матушку Моисею с Пасхальных дней 2010 года. И с этого времени начались мои частые поездки в Иерусалимскую Елеонскую русскую святыню.
Игуменья Моисея (в миру – Бубнова Галина Дмитриевна) родилась в 1943 году в Германии в семье русских эмигрантов из России. Её отец – Дмитрий Константинович, белый офицер, вынужден был бежать с войсками Юденича из России. Вскоре навсегда потеряла родину и будущая мама Гали, Анна Фёдорова. Первая встреча двух вынужденных эмигрантов, произошедшая при трагических обстоятельствах, оказалась романтичной. Матушка вспоминала: «Представляете, начало Второй мировой войны, мама в глубочайшем трауре (за два месяца до этого от туберкулёза умер её первый муж) идёт по улице, толкает перед собой детскую колясочку с новорождённым сыном и Игуменья Моисея в игуменском корпусе на Святом Русском Елеоне рыдает, – вспоминала матушка Моисея. – И вдруг натыкается на моего будущего отца. А он, едва взглянув на маму, без памяти влюбляется».
За три дня до окончания Второй мировой войны семья Бубновых переехала в Бельгию.
В детстве и юности будущая игуменья постоянно общалась со святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским (Максимовичем), с девяти лет пела и читала на клиросе. Общение с великим святителем православного мира было для юной Гали Гласом Божиим. Впоследствии она говорила, что с раннего детства Сам Господь и Царица Небесная послали ей одного из главных столпов Русского Православного Зарубежья, после общения с которым иного пути, как служение Русской Православной Церкви, быть уже не могло.
Галина Бубнова получила высшее коммерческое образование в Бельгии и 12 лет работала в концерне химической промышленности. Матушка прекрасно владела тремя языками – английским, французским и немецким. Но она твёрдо решает поступить в Святую Русскую Гефсиманию в Святом Граде Иерусалиме.
С 1975 года послушница Галина Бубнова подвизалась в Гефсиманском монастыре РПЦЗ в Иерусалиме, где исполняла послушание  письмоводительницы монастыря, пела и читала на клиросе, вела бухгалтерию, была гидом. В 1977 году Галина была пострижена в иночество с наречением имени Нонна. И только через 15 лет, в 1992 г. – в мантию с наречением имени в честь преподобного Моисея Мурина. В 1997 году решением Архиерейского Синода РПЦЗ монахиня Галина (Бубнова) была назначена на должность Елеонской настоятельницы с возведением в сан игумении. И с этого момента начался тяжкий, крестный и спасительный путь игумении Моисеи – руководительницы Святого Русского Елеона.
Монастырь был крайне беден, все коммуникации устарели и требовали ремонта. К этому добавлялось то, что монастырь был окружён со всех сторон мусульманами, которые и так хотели оттяпать кусок чужой монастырской земли в свою пользу. Как говорила матушка Моисея: «Я с сёстрами каждый день – на фронте».
Несмотря на постоянные нападения, благодаря покровительству Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Богородицы Марии, Святая Елеонская обитель стала малу-помалу обустраиваться, материально хорошеть, сиять цветниками и садами. В монастырь начали приезжать паломники со всех стран мира, что резко по-высило его религиозно-православный статус как одной из главных святынь Иерусалима и сильно укрепило его финансовое положение. Отремонтировали храмы, наладили водо- и электроснабжение, отопление. Засияла особым цветом Великая Иерусалимская Свеча – Елеонская колокольня, один из самых главных символов Святого Града Иерусалима и всей Святой Палестины.
Матушка Моисея радостно приняла известие о воссоединении Русской Православной Церкви ЗаграИгуменья Елеона Варвара, игуменья на покое Моисея и игуменья Гефсимании Елисаветаницей с Матерью-Церковью – Московским Патриархатом. Дочь-Церковь возвратилась вновь и навсегда в объятия своей Матери-Церкви.
Всемилосердный Господь очень часто награждает своих праведников тяжкими болезнями для испытания их веры на прочность и на пропуск в будущем в вечное Царство Небесное. Матушка Моисея в последние годы сильно болела, переносила много телесных, физических мучений. Но всегда оставалась молитвенницей.
Согласно воле почившей игуменьи Моисеи, она погребена на территории Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря.
Почтим её светлую память вечной молитвой об упокоении её души.

Владимир Александрович
НИКОЛАЕВ