Уроки целомудрия

Эксперимент

О повреждении и намеренном растлевании детских душ в постхристианскую эпоху повествуется в пространной книге «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого», афонского подвижника ХVI столетия. В ней святой писатель свидетельствует, что самое невинное и нежное, что у нас есть, – наши дети – в конце времён превзойдут в злобе и лукавстве не только взрослых, но и самих демонов. И настолько порочны будут мысли и поступки подрастающего поколения, пророчествует святой Нил, что тёмной силе даже не понадобится искушать юные души явными соблазнами и внешними приманками. Малолетки будут по свободному произволению выполнять всё то, что диавол хотел бы от них добиться с помощью своих приспешников – падших духов.

Ближе всего к описанной печальной перспективе стоит самая «прогрессивная» в мире страна – Америка. Та самая страна, которая ещё недавно настойчиво пыталась «помочь» нашему государству профинансировать программу так называемого сексуального просвещения школьников. По свидетельству американских специалистов, изучающих школьное дело, государственная школа в Америке давно
погибла. Более 80 процентов детей, закончив её, встречают большие трудности в осмыслении художественного текста на английском языке; около 90 процентов американских юношей и девиц не могут понять даже простой технический текст.
Отчего это происходит? Возможно, оттого, что учителя безталанны или халатны, но более всего из-за падения нравственности в школе. Образовательные системы на Западе целиком и полностью находятся в зависимости от программы «сексуального воспитания», а точнее, растления детей.
В наши дни беззаконие набирает силу, и теперь детям «свободного мира» едва ли не с пелёнок внушается, что пресловутые «права человека» распространяются и на право «выбирать себе пол», что, увы, порождает целые популяции людей, искалеченных и физически, и нравственно. Европа, к сожалению, близка в этом отношении к Америке. Не секрет, что и во Франции, и в Голландии, и в Скандинавии дети начальных классов обязаны посещать уроки, где с помощью муляжей и прочих наглядных средств дипломированные развратники (так их назовём, с христианской точки зрения) учат детей всем половым непотребствам.
Этот отвратительный эксперимент насаждался и в некоторых «передовых» школах Москвы и других городов России, покуда не встретил противодействия широких кругов общественности. Известно, что во многих отделах районного образования были складированы соответствующие богато иллюстрированные «учебники», равно как и контрацептивы, поставляемые за государственный счёт для распространения среди школьников… К чему ведут узаконенное растление, половая распущенность, всем хорошо известно. Но всё-таки нужно вновь сказать об этом без обиняков и экивоков.
Плотский грех связан с потерей девства, невинности, целомудрия, что влечёт за собой неизбежные последствия – духовные, физиологические и нравственные.

Духовные последствия

Плотский грех, совершаемый сначала в мысли, а потом и на деле (имеется в виду всё, что совершается вне Богом благословлённого супружества), отлучает естество человека от благодатной жизни, в прямом и в переносном смысле, и ввергает его в тёмное царство вечного отчуждения от Бога.
Заметим в связи с нашим разговором, что высшим призванием на земле является священство. Церковь в своих канонических определениях свидетельствует, что пастырское служение непременно требует «непорочности».  Давайте подумаем: если никто из наших подростков больше не захочет ступить на стезю пастырства, а девочки не будут думать о высоком жребии матушки, супруги священника, то где же нам обретать интеллектуальные и нравственные силы для просвещения народа?..

Последствия физиологического характера

Все культурные народы на протяжении своего исторического бытия почитали сохранение целомудрия юношами и девушками до брака основой прочной семьи и необходимым условием здорового потомства. Семя беззаконного ложа исчезнет, – гласит святая Библия (Прем. 3, 16).
Нравственная и физическая деградация – неизбежный удел людей, пленённых безудержным сладострастием. Пусть скептики откроют медицинскую энциклопедию и изучат статьи о трудноизлечимых позорных недугах, которые являются едва ли не обязательными спутниками блудников и отражаются на судьбе их потомства не менее печально, чем алкогольная зависимость. Тяжёлые формы расстройства психики также говорят не о чём ином, как о демонизации впадшей в блудные грехи человеческой природы.
Половая распущенность, которую ныне хотят навязать российской школе, непременно выразится в ущербности, дегенерации, вырождении ментальных и физических способностей подрастающего поколения.

Нравственные последствия блудных грехов

Разврат прежде всего отражается на свойствах человеческой души. Она теряет природные, Богом данные добродетели: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал на лету, проницательность и интуицию, столь свойственные нравственно чистым детям. В нежные годы они испытывают сердечную радость, переживание каждого мига как полноты бытия – всё то, что, собственно, и делает детство счастливым, «золотым». Его-то и хотят украсть у школьников новоявленные «просветители».
О нравственной порче жертв плотских пороков особенно красноречиво свидетельствует цинизм. Цинизм – неверие в святое, высокое, идеальное – не может обойтись без «онегинского сплина», печали, тоски, уныния, доходящих у некоторых людей, ничего не знающих об исповеди, до отчаяния и суицидального комплекса. Когда мы, священники, слышим о попытках самоубийства, то знаем, что, как правило, наложение на себя рук провоцируется предшествовавшими блудными драмами и падениями, которыми, к сожалению, изобилует жизнь современного человека.
Несчастные, подпав под влияние похоти, перестают владеть собой, голос разума и совести у них смолкает; блуд, забравшись в святилище души, зачастую приводит к агрессии. Жестокое поругание невинности, изнасилования – страшная язва современного общества, отошедшего от христианской морали. Всё перечисленное влечёт за собой скорую гибель – политическую, экономическую, моральную – народов и стран, чему мы с вами свидетели.
Думаю, что не последнюю роль в деле привития целомудрия играет личность учителя. Если учитель не дорожит семьёй, не любит слово «целомудрие», то никакие учебники, даже самые прекрасные, не помогут. Учителя, педагоги, воспитатели суть охранители, они призваны стоять на страже детской души. Следовательно, и отвечать им неизбежно придётся: прилагали они усилия или нет в борьбе с очередной «импортной» напастью.
В XXI веке, к сожалению, наблюдается опасная тенденция – «демократизация» основ школьного процесса. В школу приходят молодые учителя, которые не считают нужным носить строгую одежду: мужчины – пиджак, белую рубашку, галстук; женщины – приличествующие их званию фасоны. Иные педагоги намеренно сокращают дистанцию между учителем и учеником и превращают урок в «якшание», запанибратство с теми, кого должны были бы до себя поднимать.
Следующий важный момент для усвоения уроков целомудрия – это внешний вид учащихся. Мы, работники школы, болезненно переживаем уничтожение формы в наших учебных заведениях.
Признаемся, советская школа унаследовала от русской своего рода «пуританство». Благодаря этому она была,  ещё в известной степени остаётся, несравнимой со школами американскими, японскими, голландскими и иными. Вот почему многие православно ориентированные гимназии по совету священнослужителей (которые и сами «в форме» ходят) идут на дополнительные расходы и вновь вводят школьную форму. Русский мыслитель отец Павел Флоренский мудро писал, что одежда – это продолжение личности. Ребёнок в форме ощущает себя школьником, учеником, частичкой школьного организма. Школьная форма положительно влияет на поведение учащегося, удерживает его от дурных поступков. «Честь мундира» – не выдуманное выражение.
Следующее, на что мы должны обращать внимание, – это ограждение детей от порочных зрелищ и дурных сообществ, «развращающих добрые нравы», как говорит об этом святой апостол Павел (см.: 1 Кор. 15, 33). Задача почти невыполнимая, потому что грех нецеломудрия через телевизоры и смартфоны проник в наши дома.
А может ли существовать школа и спориться дело воспитания без нравственных идеалов? Если нет идеала, значит, нет и сопряжённых с ним героизма, романтики. Ныне души наших детей увядают на корню, молодёжь ищет романтики там, где её нет и быть не может, – в бандитизме и других антисоциальных явлениях. Стало быть, задача из задач педагога – воскресить нравственный идеал!
И в завершение нашего разговора – самое важное, относящееся к культуре целомудрия. Православие (как духовная ось нашего Отечества) приобщает нас к безценному сокровищу – «гигиене» человеческого сердца, «профилактике» чистоты души. Суть этого делания – в умении различать и качественно оценивать собственные помыслы и ощущения. Отсеивая, выбрасывая плевелы и оставляя, собирая в сердечную житницу пшеницу, мы побеждаем и низлагаем зло внутри себя. Этим искусством не владеют никакие рационалистические, безрелигиозные системы морали. Этим обладает только
христианство, именно этому учат своего маленького подопечного батюшка священник и бабушка-воспитательница: «Дитя моё, сохрани тебя Бог от грязных и нехороших мыслей! Господь всё знает,
всё видит... Смотри, с иконы Спаситель предупреждает (грозит пальчиком), а вместе и благословляет тебя, чтобы твои мысли и поступки были чисты и светлы».
Искусство педагога – в том, чтобы ввести ум ребёнка в его сердце и научить дитя ограждать душу от непрошеных гостей – злых, лукавых, нецеломудренных помыслов. Сколько здесь требуется от учителя чуткости, педагогического профессионализма, а главное – глубокой воцерковлённости!
Скажу напоследок: без сознательной дисциплины учебный процесс невозможен! Когда речь идёт о нравственности, то и так называемые мелочи становятся важными. Замечал ли кто-нибудь из вас, как невыгодно меняется выражение лица школьника, жующего жвачку? От него отходит дух скромности, разума, целомудрия. Несомненно, что развязное поведение в классе – тревожный симптом. Оно говорит о недостатке стыдливости, которая делает своих обладателей едва ли не ангелами... Очень важно помнить и об осанке, умении держать себя, как подобает школьнику. Одно – когда он сидит, развалившись в вальяжной, «американской» позе, и другое – когда «по-православному», по-богатырски распрямляет спину и плечи.
В эти дни мы с вами действительно стоим перед выбором. Ныне сбываются слова Апокалипсиса: Неправедный путь еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще (Откр. 22, 11). Пусть тот, кто решился осквернить души и тела самых маленьких и беззащитных, услышит грозное предупреждение: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною (Откр. 22, 12).

Протоиерей
Артемий ВЛАДИМИРОВ,
педагог высшей категории,
член Союза писателей России