Что ни год, то Федот

Роди третьего

Мы раньше под Асино жили, а тут дачный домик купили на окраине Богашёво, построились, живём. Дети наши в основном все в Томск переехали, потому и мы к ним поближе перебрались. В Асино мы всё держали. Здесь с этим сложнее. Если корова, её надо на привязи держать, а там она у нас свободно ходила. Тут свободно даже куры не ходят.


У бабушки моей очень много детей было. Сколько, даже не знаю – выжили, до старости дожили семеро. Она говорила: «Что ни год, то Федот». Они на косьбу ходили, серпом жали. Рассказывала: «Каждый год рожу, в юбку заверну, домой принесу». Муж у неё больной был, всю зиму валенки катал, летом ещё чем-то занимался. Спрашивает: «Что там у тебя, опять Федот?» Так вот она и говорила: «Что ни год, то Федот». Шестеро братьев и одна сестра – самые сильные выжили. А сейчас одного-двух родят и таблетками всю жизнь кормят. Не знаешь, что лучше.
У меня дочь недавно говорит – устала работать. Я ей предлагаю – роди третьего, у ней уже двое есть, и сиди дома. Сейчас какое благодатное время – рожай и на работу не ходи. Но много детей всё равно не хотят иметь, много сегодня только священники имеют. Или приедет какаянибудь семья из Азии и рожают одного за другим, и в хозяйстве у них всё есть – и коровы, и овцы, и детей полон дом.
Я когда техникум кончила, замуж вышла и уехала снова в деревню. Сразу в первый год и корову купили, и овечек, и куры были, и свиньи, и кролики, и постоянно так. С утра на работу, всю жизнь воспитателем отработала в садике, пока его не закрыли. По всей стране садики в сёлах зачем-то позакрывали – политика такая у государства после перестройки была. Сейчас хоть в школах стали садики открывать.

Только дети и остаются в радость

А теперь выгодно стало детей в детдомах брать. У меня племянница одно время подумывала взять себе. Свою семью-то заводить времени нет. Всё ей надо увидеть, весь мир объездить. А потом поздно будет семью заводить, детей рожать. Так обычно и бывает, жизнь, она махом пролетает, и обернуться не успеешь, только дети и остаются в радость.
У меня своих четверо и четверо приёмных. Я бы, может, и ещё взяла, да уже возраст... Теперь внуки пошли – у двоих сыновей по трое, у троих по двое. Десять внуков своих пока. И четверо внуков у приёмных. Как-то за один год три внука прибавилось.
Дети мои потому в город перебрались, что в деревне работы нет, там не выживешь. Потому родители и стараются своих детей, чтоб спасти, вытолкнуть в город. Он не спасение, но другого варианта пока нет, мало кто зацепляется за деревню и может своё дело тут основать.
Летом все внуки у нас здесь. Один ягодку увидит, клубнику или малину, и все вдоль забора выстраиваются – поэтому ягоду мы сами не видим.
После детсада в школе работала, потом дояркой. Вся жизнь у меня – работа, хозяйство, дети. Люди живут весело, по курортам ездят, весь мир видят. Я только в новосибирский зоопарк ездила, ещё один раз на Алтай возили.
Дети свои разъехались, я год отсидела, мне скучно стало, ну реально скучно. Муж на вахте, 25 дней там, пять дома. Я год только одна и прожила. Привыкла, что у нас всегда куча детей, а тут никого, пришла с работы и даже еду готовить не хочется…
Поехала в детский дом, хотела на лето взять ребятишек, выбрала двух девочек-сестёр. А потом приезжаю за ними, а их забрала бабушка в Томск. Мне сказали: «Вот есть мальчик с девочкой, брат с сестрой. Хотите, берите».
 Я их взяла, они у меня лето побыли – потом оформила документы. Надю взяла, когда ей 10 лет было. Надя сказала: «Мне скучно одной, давай возьмём Наташку». Поехали в детдом, взяли Наташку, подругу её. Все дети такие разные, все со своими характерами. Поначалу они мне были даже ближе своих. Свои потом ревновать стали, приезжают, а я всё с этими, с приёмными. Сейчас все вместе друг с другом общаются. И до сих пор только и слышно в доме – мама да мама.
 
Приёмных брать сегодня «выгодно»

Приёмным как 18 лет исполнилось, им государство квартиру даёт. «Выгодно» сегодня быть приёмным ребёнком. Раньше задерживали, теперь квартиру сразу дают в обязательном порядке. Скоро, наверное, будут своих детей сдавать под опеку родственникам, и тогда о них заботиться будут, потому что самим купить квартиру или построиться в наше время с такими зарплатами – это малореально.
У нас в Вековке, когда детский дом стали закрывать, то преподаватели стали разбирать детей себе, работы-то на селе не стало. А я так скажу, детские дома вообще по всей стране закрыть надо, вопервых, огромные средства тратятся на их содержание, а итог минимальный – только каждый десятый ребёнок, прошедший детдом, приживается в социуме, может потом создать свою семью, в основном, они после выхода из детдома деградируют. Они же там на всём готовом, их не приучают трудиться. Если государство и дальше умнеть будет, оно все детдома закроет. А если ребёнка семья возьмёт на воспитание, он нормальным человеком вырастет, что-то из него да получится.
 А вообще я вам скажу так: от государства мало что зависит. Всегда, во все времена подняться можно. Вот у нас были две семьи – соседи. Одна семья с утра до вечера трудилась, а вторые только на воротах висели и жаловались на власть. И в результате у первых были и корова, и трактор, и полный дом детей. А у этих как не было ничего, так и нет.
Сама я из Николаевки. Вот в Николаевке хорошо, там Юрий Михайлович Лихачёв поддерживает совхоз. Сам он переехал в Питер, там у него два предприятия. Молодец, о своей родной деревне тоже не забыл, много помогает. И церковь поставил, выкупил всю землю, ферму сохранил, все улицы у нас заасфальтированы. Ферма, конечно, ему в убыток, но он всё туда деньги шлёт и шлёт. Дочь свою поставил зав. фермой, сын там у него старший живёт, сам часто приезжает. Государство так должно со всеми деревнями поступать, но с внешней политики на внутреннюю мы пока не перешли. Видать, силёнок ещё маловато.
Наши бабушки-дедушки даже не знали, что такое эмансипация, либерализм, ни «голубых» они не знали, даже слов таких не было. Сейчас ребятишки утром встали, бегут мультики смотреть. Я говорю – как хорошо, что в наше время телевизоров не было. Мало у кого они тогда были. Я в классе пятом была, когда отец махонький «Рекорд» купил. Вечером включит, кино посмотрит с соседями и всё. Приёмник, да, тот у всех висел на стене, утром заиграл гимн, день проговорил, в 12 выключился. Сейчас совсем другое поколение. Говорят, они лучше, умнее… Ничем они не лучше. Надо им посчитать что-то, достают этот телефон, в уме они уже не могут считать. Не соображают, как можно что-то прибавить или не дай Бог умножить. Телефонная недоразвитость, как я это называю.
Я как-то изначально настроена на то, что живу ради того, чтоб детям помочь, теперь внукам помогаю. Надо в бассейн отвести или в школу на собрание сходить – я еду. А ради чего ещё жить-то. По-другому я жизнь не понимаю.

Записал Андрей Владимирович
СОТНИКОВ