Рахманинова я бы сравнила только с Бетховеном…

Лауреат международных конкурсов, выдающаяся пианистка и композитор Анна Владимировна КОВАЛЁВА музыку больших композиторов обычно не только исполняет, но ещё и рассказывает – историй о том, с чем связано появление того или иного музыкального эпизода или какую жизнь прожил именно этот композитор, у неё в запасе не один десяток. Для слушателей разных возрастов, привычек и музыкальных склонностей есть целые программы – от той, что посвящена любимому Людвигу ван Бетховену, до «Дыхания любви» по музыке Фредерика Шопена. В Москву коренная петербурженка, преподаватель петербургской консерватории приезжает не так уж часто: но на одном из её выступлений о некоторых музыкальных материях нам удалось поговорить подробнее...

– У вас богатый опыт выступлений перед разной аудиторией: перед какой публикой вам приятнее и легче всего выступать?
– Библиотека Лосева в Москве – одна из любимых концертных площадок, здесь особая одухотворённая атмосфера. Может быть, потому что это Арбат – знаменитое место поиска, место жизни разных искусств, театр Вахтангова рядом, публика здесь – особо слышащая, я бы сказала, в такт с исполнителем. Такая же атмосфера в Петербургском Шереметевском дворце – там до сих пор живёт XVIII век: хранящаяся во дворце уникальная коллекция старинных инструментов, эта атмосфера русской эпохи Просвещения... И слышится всё по-другому.


– Какая публика с вашим богатым и серьёзным репертуаром для вас более предпочтительна – удаётся ли делать программы для детей, популяризовать классику именно у школьников?
– Детские концерты интересны по-своему, для малышей и школьников я создаю специальные программы и не могу сказать, что менее интересно представлять эти программы детям, это иное, чем для взрослых, ведь это невероятно благодарные слушатели!
Если говорить о тематических программах для взрослых, конечно, с одной стороны легче работать для подготовленной публики, но интересно и увлечь публику менее подготовленную, сделать так, чтобы завтра эти люди открыли книги о музыке или записи нашли...
– А профессиональным конкурсам можете дать оценку? Можете ли вы сказать, что какие-то премии оставили в вас более глубокое впечатление, чем остальные?
– Безусловно, победы в Сочи (2016 и 2018 гг., там ещё в речевом жанре получила лауреатство на конкурсе «Черноморский Олимп»). Конечно, первая победа запомнилась в итальянском городе Остуни, на юге Италии. Я тогда привезла большую программу из произведений Моцарта, Шопена, Шумана и, главное, одну часть моего переложения концертов А. Вивальди «Времена года». Это был первый конкурс, на котором я представляла переложение А. Вивальди, причём случилось это на его родине – в Италии...
– Соотносится ли у вас музыка с вашими религиозными воззрениями или мироощущением?
– Для меня исполнение любой классической музыки – это духовный опыт. Ощущение часто такое, что Господь ведёт, открывает тайны пьесы, какие-то глубинные пласты. Но особенно остро это чувствуется на концертах. ...У Станиславского есть такое понятие «публичное одиночество» – и да, я соглашусь, на сцене открывается нечто, и когда играешь для людей, мне кажется, открывается связь и с Богом, и с людьми одновременно, и это рождает нечто новое, происходит какое-то Открытие...
– А можно ли, на ваш взгляд, исполнять вещи, написанные верующими людьми и иногда специально для церкви (например, те же оратории И.С. Баха), не имея соответствующего религиозного опыта – верное ли это будет исполнение?
– Исполнение неверующими… Не знаю, сложно ответить на этот вопрос, но предполагаю, наоборот: это музыка может раскрыть духовное в человеке, и человек наполнится верою!!
– На ваш взгляд, будет ли музыка людьми разных вероисповеданий и мировоззрений восприниматься по-разному?
– Различаться, я думаю, могут только зрительные ассоциации, мысли, образы, что возникают в душе. Но совершенно едино, думаю, музыка окрыляет, радует, вдохновляет, влюбляет людей с разных материков – она их возвышает – всех! Другое дело – кто и как это состояние назовёт соответственно с его религиозным опытом...
– А как вы подходите к изучению, исполнению и – особенно – переложению произведений? Изучаете ли вы специально опыт предшественников, коллег?
– Переложения рождаются сами собой, из желания исполнять на фортепиано музыку, написанную для оркестра или голоса! Хочется исполнять это на сцене, беру и делаю переложения, не оглядываясь ни на кого.
– Не так давно у нас в журнале вышло интервью с пианистом – Владимиром Овчинниковым, где он рассказывал, что в консерватории, кажется, его педагог учился у знаменитой Марины Юдиной, и истоки известной ему музыкальной гармонии в некотором роде идут ещё оттуда. А вы среди своих учителей кого бы вспомнили в первую очередь?
– Первым своим учителем я считаю свою маму – без её сил и «вложений» ничего бы не вышло – это точно, и вообще – без родительских забот... А в музыкальной школе № 9 Кировского района г. Санкт-Петербурга моим педагогом была Людмила Семёновна Ющенко, которая и дала мне «школу», как и большинству своих учеников, многие её выпускники стали настоящими профессионалами. Тонкое музыкальное «чутьё», мне кажется, у меня начало появляться уже в музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова, там моим педагогом была ученица Льва Оборина Людмила Александровна Васильева. В Консерватории профессор Татьяна Михайловна Загоровская оказалась человеком, которая могла дать достаточно свободы интерпретации, не сильно ограничивала творческий поиск...
– Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что музыка для вас – это способ бытия или, по крайней мере, возможность осуществления одной из лучших сторон жизни. А как сами для себя вы определяете эту сферу и этот процесс?
– Музыка для меня неотделима от артистической деятельности, то есть для меня исполнение музыки на концертах и представление самой тематической моей программы – это ТЕАТР. Для меня музыка – это Театр. Очень люблю это ощущение!
– Ваши любимые композиторы?
Мои любимые композиторы – XVII и XVIII веков – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, А. Вивальди, но самый любимый на сегодня – Людвиг ван Бетховен. В нём – всё бытие, он всё раскрыл, весь космос, но во многом он опирался на творчество И.С. Баха. Так же я люблю Карла Филиппа Эм. Баха, гениального сына Иоганна Себастьяна. В музыке барокко и классицизма больше Театра! В ней – обилие ярко очерченных образов!
Обожаю Дебюсси за его растворённость и гармонию. Исполняя его музыку, сама наполняюсь этим особым гармоничным состоянием.
Рахманиновская программа открыла мне «подводный мир» полифонического мышления XX века, наследие полифонии XVIII и XIX века, это мышление необычное, не сразу постигаемое, но дающее толчок к большому профессиональному музыкальному росту Если говорить о С.В. Рахманинове, то ощущения от его произведений очень разные. Бывает, сродняюсь с его музыкой настолько, что, кажется, сама душа играет. Это очень сложный композитор, со своим космическим ощущением. Рахманиновская программа открыла мне «подводный мир» полифонического мышления XX века, наследие полифонии XVIII и XIX века, это мышление необычное, не сразу постигаемое, но дающее толчок к большому профессиональному музыкальному росту! Безумие? О нет... здесь столько работы, столько филигранной
отделки. Всё очень ясно выверено и чётко донесено публике!
– То есть Рахманинов – это такая «глыба» или камень, задавшие музыке того времени много новых водоворотов, течений, направлений... А с кем бы вы его сравнили по масштабу?
– С Бетховеном в первую очередь – по воздействию на дальнейшее развитие музыки. И ещё потому, что оба жили в двух «переломных», революционных эпохах, и это повлияло на личностное развитие и
того, и другого.
– Кого из великих ждать в ближайшее время в ваших программах? И где?
– Сейчас работаю над программой по Фредерику Шопену «Дыхание любви»: надеюсь, смогу представить программу 23 мая в Санкт-Петербурге, в Шереметьевском дворце. А в Москве на 2 апреля уже запланирован концерт «Портреты музыкантов-новаторов» в Доме Лосева, в программе – Монтеверди, Пёрселл, Бах, Глюк, Бортнянский. Жду всех любителей классики.
Программу «К вам заходил ваш ученик Бетховен», надеюсь, смогу сыграть в музее Прокофьева в Москве летом. Даты, правда, точно ещё неизвестны. Есть планы на выступление в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии в этом сезоне.

Беседовала
Елена Владимировна ВЕЛИГЖАНИНА