ПУТЬ РОССИИ

Архив: 

По ком звонил «Колокол»
В России начало антиправительственного революционного террора  под брендом «народничества» вос ходит ко времени правления Александра II, освободившего в 1861  году крестьян от крепостной зависимости.

Немало сочувствующих либеральным идеям оказалось среди  интеллигенции и разночинцев: людей, потерявших социальные связи  со своим сословием, оторванных от  корней. Их типичные представители – студенты-недоучки (они же «вечные студенты»). Свою лепту в нагнетание атмосферы  недоверия властям и террора вносили  националистические и сепаратистские  силы (поляки, финны, кавказцы, евреи),  дестабилизировавшие ситуацию и очень  часто блокирующиеся с народовольцами-революционерами. Всё это подогревалось либеральными средствами массовой информации, получившими  в период правления Александра II большие свободы и обеспечение подпольной, нелегальной литературой  типа герценского «Колокола», имевшего конкретную  цель – «разбудить Россию».

Александр II, сам ставший в итоге жертвой одного из  многочисленных на него покушений (март 1881 г.), искренне старался найти компромисс. Принимаемые им  меры, вплоть до создания Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка, не помогли.
Курс – норд ост!
На период правления русского монарха Александра III  пришёлся хорошо организованный и скоординированный Западом натиск революционных сил. Традиционный  русский православный консерватизм и идеи европейского просвещённого гуманизма были фактически антиподами, что определил в своей работе «Россия и революция» (1848 г.)  поэт и дипломат Ф.И. Тютчев, выведя формулу: «…в Европе существуют  только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра,  быть может, схватятся между собой.  Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из  них означает смерть другой».
Под влиянием прессы, литературы,  театров в обществе формировались революционные взгляды и мировоззрения. У  людей складывалось мнение, что в России всё  делается не так, как надо, а надо так, как  на Западе. Отсюда следовало, что Россия  – второсортная, отсталая страна, где отсутствуют подлинная демократия и свобода. Тогда же наметился значительный  отток от Церкви людей, увлечённых идеями прогресса и  новейших достижений науки. На государственном уровне практически не велась борьба с влиянием западных  ценностных установок. Русская философская школа, как  и национальное искусство, пребывали в забвении. «Русскость» находилась как бы под негласным запретом, и многие славянофильские и патриотические издания даже закрывались цензорами или не находили государственной поддержки.
Александр III, зная об этих проблемах, загодя разработал комплекс мероприятий по возвращению России в  традиционное русло. Помимо принятых чрезвычайных  репрессивных и полицейских мер по разгрому революционного подполья и перекрытия питавших её финансовых источников, были приняты законы, призванные остановить сползание России в экономическую и политическую зависимость от Запада, что «светило» нашей стране в результате 20-летнего либерального эксперимента.
Мода на русскость
К слову, государственный долг в царствование Александра II вырос с 1,2 млрд рублей (1855 г.) до астрономической  суммы в 6 млрд рублей (1880 г.), что тормозило всю отечественную экономику. Как верно подметил автор биографической книги об Александре III «Сильный, Державный»
Иван Дронов: «Экономическая немощь и финансовая зависимость России не только благоприятствовали проникновению чуждого идеологического влияния, последствием  которого стал рост нигилизма и крамолы, но и создавали  условия для прямого военно-политического подчинения Западу». Ситуация очень походила на 90-е годы ХХ столетия.
Как известно из истории, предпринятые меры дали в своё время результат: оздоровилась не только экономика России, но прекратилась антигосударственная и подрывная  пропаганда, боевики и террористы всех мастей оказались  локализованы, а государствообразующий народ, наконец  почувствовав себя хозяином на своей земле, приободрился. Стало модно быть русским, гордиться своей культурой,  традициями, что повсеместно поддерживал сам император,  в царствование которого отмечен ренессанс национального духа, рост национального самосознания. Это, конечно же, не означало угнетения или преследования других  наций и народностей, но лишь выстраивало приоритеты,  открывая широкую дорогу прежде всего русскому национальному элементу.
Значительно улучшилась и жизнь простого народа, в  первую очередь крестьян. Царём были серьёзно снижены  выкупные платежи и одновременно учреждён крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд под низкий процент. Отменена была несправедливая подушная подать,  заменённая прогрессивным налогом, приняты законы,  стимулирующие труд на земле, и закон о переселенцах, предваривший известную столыпинскую реформу. Широкий размах получило строительство церковно-приходских школ, количество которых достигло к концу царствования (1894 г.) 30 тыс. с 917 тыс. учеников (в 1884 г. – 4,4 тыс. со  105 тыс. учениками). Были приняты меры, направленные на защиту, охрану и урегулирование фабричного труда. В экономике Россия при Александре III сделала большой рывок,  благодаря национально ориентированным мерам, прежде  всего протекционизму, что помогло успешно залатать образовавшуюся «дыру» в бюджете. Россия не просто перестала  быть аутсайдером, но к концу его царствования, например,  догнала и перегнала Америку по добыче нефти, выйдя на  первое место в мире. При этом 9/10 производимых нефтепродуктов потреблялось внутри страны, а то, что шло на экспорт, было дешевле и качественнее зарубежных аналогов.
Милостивый государь
На Александра III, впрочем, как и на большинство других российских самодержцев, в советское время было вылито слишком много грязи, что не даёт разглядеть подлинный  образ государя и масштабность его деятельности.
Ему, в частности, приписывались жестокость и безжалостность при расправе с революционерами, среди которых оказался и старший брат В.И. Ульянова – Александр.  Действительно, последний был повешен как причастный  к неудачному покушению на царя (1887 г.) и отказавшийся  просить о помиловании. Всего же из 15 приговорённых судом к смерти участников того покушения 10 были им помилованы. И это не было исключением из правил, поскольку большинство из пойманных с поличным членов различных  подпольных революционных организаций были также помилованы. Так, в процессе 1882 г. по убийству Александра II  были помилованы 9 из 10 приговорённых к смертной казни.
В «процессе 17-ти» 1883 г. помилованы были 6 из 6. В процессе 1884 г. Веры Фигнер и других высочайшим указом помилованы 6 из 8.
Для Александра III, воспитанного в русских национальных и православных традициях, были характерны великодушие и милосердие. Он вовсе не стремился запугать  оппозицию, залив страну кровью. Ему важно было не количество казнённых, а неотвратимость наказания и раскаяние  преступников. Это производило нужный эффект и давало  хороший результат, способствуя дезорганизации революционеров и переходу их к сотрудничеству с властями. Как верно подметил в своих работах бывший видный террорист-народник Л.А. Тихомиров, порвавший с прошлым и перешедший в стан державников: «При Александре III произошло превращение. Россия стала вставать в виде какой-то  огромной национальной силы. Это производило огромное  впечатление даже на эмиграцию. Прежде быть врагом правительства нимало не значило быть врагом России. Теперь  правительство начало всё больше отождествляться с Россией, враждуя с ним, человек в глубине души начинал спрашивать себя, не враждует ли он со своим народом…»
Куда безжалостнее Александр III был в отношении т. н.  «свободной прессы», прекрасно осознавая её роль и значение в революционизировании масс. Многие либеральные  издания были закрыты и запрещены, а их издатели подвергались серьёзным штрафам. За распространение нелегальной печатной продукции грозили реальные тюремные сроки. Зная всех спонсоров леворадикальных и либеральных  газет и журналов, это было сделать нетрудно.
В краткой статье невозможно оценить все предпринятые  усилия царя-миротворца по умиротворению государства,  но они успешно сочетали политические, экономические и  административно-законодательные меры с упором на возрождение национального самосознания и единства власти  с народом. Популярность монарха в народе была очень высока. И это было закономерно. Он был и оставался русским  человеком, что всегда подчёркивал и чем гордился, любившим Россию, её народ больше, чем себя. Его взгляды вполне  совпадают со взглядами известных русских писателей, философов, мыслителей славянофильского направления – Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, А.С. Хомякова, К.Н. Леонтьева,  И.С. Аксакова, которые раскрывали особенность русского  мироустройства, характера, души русского человека, «умом  которого не понять». Они видели отличие его от европейца, и суть эта коренится, по их мнению, в Православии.

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО