Линия жизни Леонида Решетникова

Архив: 

– Леонид Петрович, вы относитесь к числу немногих государственных мужей, ясно выражающих твёрдую православно-патриотическую позицию. Как сформировались эти взгляды, ведь вы воспитывались, можно сказать, в самых недрах социалистической системы?

– Надо иметь в виду, что мои родители родились до февральского и октябрьского переворотов, я воспитывался в семье, где были очень сильны традиционалистские взгляды и обычаи. Подсознательно это очень влияло на меня. Сейчас, прожив уже большую жизнь, отчётливо понимаю: то, что закладывают в тебя семья и родители, всегда есть и будет определяющим. Мой отец родился в 1910 г. Хотя он и был членом партии (военный, орденоносец, дошёл до Берлина), вырос он в простой русской семье, жил при другой системе, учился в церковно-приходской школе, но в семье сохранялось воспитание в русских традициях, которые впитывались нами, детьми – мною,моими братом и сестрой. И сейчас я понимаю, что всё это было определённым фундаментом, на котором стало вырастать, формироваться моё мировоззрение.
Потом так складывалось, что уже в начале 80-х гг. я стал понимать, что меня по жизни кто-то ведёт. Всё, что со мной, провинциальным ещё парнем (до переезда в Москву 13 лет я прожил в Харькове), происходило, не укладывалось в обычные житейские рамки. Тогда и стал задумываться, как так получается: особых моих заслуг нет, а между тем прохожу такой интересный жизненный путь. Причём родители на этом пути не могли мне чем-то существенно помочь. Я закончил нормально школу, затем поступил в харьковский университет. Мне каким-то чудесным образом подсказали ту специальность, которую я изначально не собирался получать, поступая на истфак. Это история южных и западных славян. Когда предложили заниматься историей Югославии и Болгарии, я сразу сказал, что кроме болгарских помидор ничего не знаю и мне это не интересно. Но всё же через три года оказался аспирантом в Болгарии. Я был единственным за весь советский период существования харьковского университета человеком, который был послан на три года за границу в аспирантуру. А впоследствии оказался на должности начальника аналитического управления разведки. В то время я стал вдруг размышлять, как это так получается: раз – и я оказался в Болгарии, потом – в Москве, потом – в разведке в 30 лет. Осознание, что какой-то путь мне определяется свыше, стало наталкивать на мысль: а кто это может быть? И вот это понимание, а также воспитание в духе любви к Родине, к России и привели меня к православной вере. А тут ещё и жена моя тоже внесла свою лепту. Когда мы поженились, Ольга уже была верующим человеком. Может быть, в церковь она и не ходила, просто заглядывала. Знаете, как в советское время, – украдкой зайдут, свечку поставят и уходят. Но всё равно она была верующим человеком, и это на меня влияло. Потом я очень много читал художественной литературы того времени – Валентина Распутина, Фёдора Абрамова, Василия Белова, Владимира Крупина и других авторов. Они хоть и не были воцерковлёнными людьми, но в их творчестве часто просматривалась ещё неосознанная, я бы сказал, подсознательная вера.
Как-то, будучи уже генералом разведки, я вместе с директором нашей службы Сергеем Николаевичем Лебедевым посетил патриарха Алексия II. Святейший в беседе с нами вдруг сказал: «Вы знаете, что у сотрудников разведки чаще, чем у других сотрудников спецслужб, возникает желание услышать Бога, прийти к вере. Вы же в основном за границей работаете в условиях стресса и риска. И работаете на благо Родины, часто в таких условиях задумываетесь о Родине, о задачах защиты её интересов, о её судьбе. Следующим этапом возникает вопрос о Боге, а какой смысл всех наших деяний? Почему и зачем мы делаем то или другое? Там, за границей, рискуют: кто-то – жизнью, кто-то – карьерой. Так чаще разведчики и приходят к Богу…» Уже с 1987–88 гг. я стал, если можно так сказать, «криптоверующим». Помню, в 1988 г. определял себя уже как православный и не скрывал этого. Об этом, конечно, не говорил во весь голос, но считал себя уже принадлежащим к РПЦ, начал иногда захаживать в храм, стал «захожанином», но пока не прихожанином. Тогда я был в звании подполковника. Прихожанином себя считаю с марта 1991 г., когда первый раз, отстояв всю литургию, исповедался и причастился. Вот такой мой путь к вере, к Православию. Ведь как нас Церковь учит: Бог всегда рядом, главное Его услышать. Я услышал, когда мне было 37 лет. Но ощущение присутствия кого-то неведомого рядом появилось у меня значительно раньше.
– Значительный период времени вы были одним из руководителей внешней разведки России, затем долгое время руководили Российским институтом стратегических исследований. Как бы вы кратко охарактеризовали нынешнюю обстановку в России и мире с профессиональной точки зрения?
– Хочу сказать о том, чего мы часто не понимаем и не хотим понять. Так сложилось, что Россию, Российскую империю, Советский Союз и Россию нынешнюю Запад, а это прежде всего определённые глобалистские международные интернационалистские силы, рассматривали и рассматривают как цивилизационного конкурента. И в то же время у нас, думаю, постоянно присутствуют наивные надежды, что вот придёт какой-то другой президент Соединённых Штатов Америки и у нас наладятся отношения, мы будем дружить. Не будет такого никогда. Другой ход событий невозможен, потому что у этих сил есть одна задача – устранять конкурентов, особенно цивилизационных, которые несут в мир какую-то другую идею. Помню, когда я был ещё студентом, многие увлекались западным радио. Слушали Би-би-си, «Голос Америки», радио «Свобода», «Свободную Европу» и т. д. Я тоже попытался это слушать, но вскоре почувствовал, что за их ненавистью к коммунистическому режиму скрывается ненависть к стране, к народу, желание нас смешать со всем нехорошим, и у меня произошло отторжение. Я перестал этим заниматься. Вот и сейчас ситуацию в мире в отношении России рассматриваю исключительно с этой точки зрения.
Я много раз рассказывал, как один из ведущих советологов и кремлеведов США Том Грэм, заместитель госсекретаря, правая рука Генри Киссинджера, в беседе со мной (в то время я был директором Российского института стратегических исследований) сказал: «Леонид, вы должны понимать, что у Соединённых Штатов есть национальная идея, благодаря которой мы живы. Это – управлять миром, нести ответственность за весь мир, за всю демократию. Если вы с этим согласитесь, что мы управляем миром, то тогда у вас всё будет в порядке и у нас будут хорошие отношения. Это национальная идея. Если мы от неё откажемся, Соединённые Штаты распадутся». Тогда я сказал, что эта идея противоречит нашим интересам. Если мы согласимся, то будем как в 90-е годы. Ведь конец 90-х годов угрожал нам реальным распадом не только Советского Союза, но в дальнейшем и Российской Федерации.
Сегодня многие люди этого не понимают. Всегда находятся в стране силы, готовые поддержать упомянутую американскую идею. Они нравственно и морально на той стороне. Их внутреннее состояние отвечает критериям США, Европы или тех людей, которые руководят миром, находясь за кулисами, так называемые глобалистские силы. Наш противник, который хочет устранить Россию как цивилизационного конкурента, опирается именно на эти силы. Те люди, которые недавно выходили на демонстрации, понимают они это или нет, сознательно или неосознанно работают на усилия тех стран, государств или закрытых корпораций, которые хотят устранить Россию со своего исторического пути, как успешно они сделали это в 1917 г. Поддерживать этих людей, создавать из них образ героев – нельзя. Эти люди так или иначе «льют воду на чужую мельницу». Пример нашей истории, установления советской власти говорит о том, что подобные силы могут в определённый момент стать решающими для судьбы страны.
Весь смысл событий 1917 г. и та огромная поддержка, которая была оказана заграницей сначала февралистам-либералам и демократам, а потом большевикам, сводились к разрушению Российской империи как цивилизационного конкурента. Без этой поддержки вряд ли бы такое было возможно.
Ведь в результате экономического чуда Российская империя к 1913 г. по многим показателям вырвалась на первые позиции в мире. Но она являлась не только экономическим конкурентом. В ней, прежде всего, видели цивилизационного противника, который нёс миру совсем другое представление о жизни, иные нравственные и духовные принципы. Вот это и надо было устранить.
И сейчас тоже Россия, Кремль, Москва рассматриваются как главный противник. Поверьте, пока Россия существует как значительное по территории более или менее стабильное государство, мы будем главным противником. Конечно, надо обязательно налаживать отношения со всеми, потому что любой мир лучше, чем война, но это не должно нас вводить в иллюзию, что эти отношения будут миролюбивыми и т. д. Кому выгодны недавно прошедшие демонстрации агрессивного характера? Полицейских избили больше, чем самих протестующих. Это тоже о чём-то говорит. Да, очень жаль, что на наших улицах дерутся полиция и демонстранты. Президенту нашей страны есть над чем задуматься. Как решать эти проблемы, чтобы такого в дальнейшем не было. Перед президентом стоит большая задача, и он должен это исправлять, иначе мы скатимся в другой кризис.
– В настоящее время вы руководите общественным объединением «Наследие Империи». Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работы этой организации и каких-либо конкретных делах.
– Я бы не сказал, что руковожу. У нас это объединение как ассоциация. Я являюсь председателем Координационного совета для тех 25-26 отделений, которые действуют в стране. Наша за дача – историческое просвещение. Без возрождения исторической памяти нашего народа, России тысячелетней, мы не можем двигаться вперёд. Ведь что из себя представляет сегодня наша история? Ложь, клевета и умалчивание. Такую историю мы учили чуть ли не последние 100 лет. Она полностью отрицает тысячелетний характер русской православной цивилизации. Людям внедрили мысль: всё, что было до 1917 года – это крепостничество, феодализм, нищета, экономическая самобытного развития и русского народа и всех других народов, которые исторически много веков проживают вместе на её территории. Всё это имеет исключительно важное значение.
Мы пытаемся вернуть историческую память России, объяснить, что это был путь великих достижений. Не только больших провалов, которые, естественно, были, но и грандиозных успехов и побед. Благодаря этому пути, Россия из маленького Московского княжества выросла до огромной империи, которая простиралась от Варшавы до Аляски, от Северного Ледовитого океана до степей Средней Азии.
Я часто объясняю студентам: «Как можно говорить о “тёмной” России, когда вы мне только что назвали десятки, если не сотни имён путешественников, изобретателей, учёных, писателей, поэтов, художников XVIII–XIX вв., которыми не только Россия гордится, но которых знает весь образованный мир?». Невозможно, чтобы забитая, тёмная, плачущая от тиранов страна дала такое количество великих людей.
Мы хотим вернуть историческую память. Проводим конференции, семинары, круглые столы, издаём книги, организовываем мемориальные мероприятия. Устанавливаем памятники, мемориальные доски, возрождаем исторические названия улиц и городов. Приведу один яркий пример, потому что это уже дошло до анекдота. Недавно в Рязани развернулась дискуссия по поводу улицы Халтурина. Так назвали одну из новых улиц города в 1957 г. В ходе дискуссии сначала предложили вернуть историческое название или дать новое. Но поскольку до революции этой улицы вообще не было, поступили предложения всё оставить так, как есть. Мы возразили, что это поддержка и прославление терроризма: Халтурин был террорист, и он официально сам себя так называл. Взорвал бомбу, пытаясь убить Александра II... Царя не убил... Плохо заложил взрывное устройство. Убил одиннадцать солдат – участников освобождения Болгарии от Османского ига, и ещё 56 человек получили ранения. Это в основном дворники, кухарки, горничные, лакеи, плотники... В общем, те работники, кто трудился тогда в Зимнем дворце. Убил также прокурора в Одессе. Вот его все «подвиги».
Что такое название улицы? Это прославление кого-либо, и, если ты называешь её именем террориста, то прославляешь в конечном итоге терроризм. В наше время все ли прославлены рязанцы – герои Советского Союза в Великой Отечественной войне? Оказалось, что нет. Среди жителей этого города в разные времена было немало известных учёных, писателей, строителей, врачей, которые заслуживают, чтобы увековечили их память.
Почему же тогда держатся за террористов, прославляют Каляева, Засулич, Халтурина, Желябова...
Наша страна сейчас тратит миллиарды на эту борьбу, ребята рискуют жизнями. Наши бойцы гибнут в «горячих точках» вдали от Родины в борьбе с террористами, а у нас происходит прославление последних. Поэтому мы и занимаемся восстановлением исторических названий. Проводим также реконструкции важных исторических событий, военных, гражданских. Показываем сражения. На такие мероприятия приезжают по 5-7 тысяч человек, многие с детьми, и всем очень нравится. Это тоже важно. Надо выходить из исторической темноты. Вот ещё показательный пример. Сейчас любого человека, даже достаточно образованного, спросишь, какие вы знаете места сражений Первой мировой войны на территории Российской Федерации? И сразу тупик. Начинаешь объяснять, что в Калининградской области есть такое место, называлось оно тогда Гумбиннен. Там немцам был нанесён большой урон, и они вынуждены были из-под Парижа перебросить два боевых корпуса для удержания фронта. Тем самым мы спасли Париж от штурма!
– Сейчас много говорится и пишется о последних временах, пророчествах по поводу судьбы России и всего мира. Преподобный Серафим Саровский в одном из своих пророчеств говорил: «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе». Каким вам видится будущее нашей страны?
– Абсолютно уверен, что конец истории ещё не наступил. Мне кажется, что Россия свою миссию ещё не выполнила. Если Русская цивилизация погибнет, тогда действительно настанет конец истории, поскольку не будет другой цивилизационной духовной альтернативы. Русский народ, который понёс огромные потери как результат возмездия за всё, что он сотворил до этого, должен духовно возродиться вместе с другими народами нашей страны. Россия ещё должна показать свет миру, предупредить человечество, что нельзя идти по тому пути, по которому сейчас оно движется с полной потерей духовности, морали, нравственности. Этот гибельный процесс может остановить только наша страна.
Почему сейчас такие нападки на Россию и её президента? Потому что наши недруги видят, что у России есть огромный потенциал, чтобы стать альтернативой всему миру. И я в это верю.
Вспоминаю слова нашего выдающегося философа Ивана Ильина, который говорил, что Россия выполнит свою миссию, когда в уме нашего человека будет царский трон, а в сердце – трон для Господа нашего Иисуса Христа. И это очень важно. Если не повернётся к вере большая часть нашего народа, то мы не выполним эту миссию, которая предназначена нам Господом Богом. И тогда будут печальные последствия. Без веры русский человек как таковой невозможен.
Мне уже пошёл 75-й год, но настрой у меня оптимистичный, и я лично искренне верю в возрождение нашего народа. Более 30 лет веду свою работу и отступать не собираюсь, потому что уверен: мы должны выполнить миссию, которую нам предназначил Господь Бог. Почему мы получили такие огромные земли и богатства? Для того чтобы иметь возможность создать духовную альтернативу всему миру. То есть мы должны и сами духовно выздороветь и показать другим, что есть иной путь для мировой цивилизации, и надо этого пути держаться. С этой целью я даже написал книгу «Вернуться в Россию». Она имеет подзаголовок «Третий путь, или Тупики безнадёжности». Нужно уйти от той схемы, в которую нас загоняют: или с либералами, или с коммунистами. Оба этих течения, оба этих фактора, обе эти конструкции – антинародные, антирусские, антироссийские. Они уже дважды привели нас в тупики. Февралисты и демократы – в 1917 и 1991 гг., коммунисты вели нас 70 с лишним лет. Есть третий путь, тысячелетний. Почему идёт борьба на историческом поле? Упомянутые силы хотят доказать нам, что всё это ерунда, такого пути нет, есть в прошлом отсталая немытая Россия, грязь и беднота… Видите, как хорошо на Западе, вот и давайте делать, как на Западе. Самое страшное для врагов России, если наша страна двинется по своему историческому многовековому пути. Тогда действительно возникнет реальная духовная альтернатива скрытому и открытому сатанизму, который сейчас активно развивается на Западе. И этого они больше всего боятся.
– Леонид Петрович, вы автор нескольких книг. Насколько мне известно, у вас сейчас вышла новая книга «В тени и на свету. Линия жизни разведчика». Не могли бы рассказать об этой книге?
– Написать такую книгу меня долго уговаривали близкие, друзья, соратники. Я часто рассказываю им истории из жизни разведчиков, в основном юморные. Они все смеются и говорят: «Петрович, надо это книжкой выпустить». И так я потихоньку начал писать. Сначала о своём роде, а потом и о жизни разведчика. Но я написал эту книгу с одной только целью – не себя как-то представить, а время, в которое жила наша страна, события, судьбы людей. Сейчас ходит немало ностальгических легенд о нашем сравнительно недавнем прошлом.
Я посчитал, что более или менее объективную книгу об этом может написать человек, который в силу своих занятий или каких-то способностей сохраняет относительно объективное восприятие. Не случайно я столько лет проработал в аналитической службе разведки, где требовались и выдержка, и хладнокровие, чтобы не поддаваться никаким эмоциям.
Приведу небольшой эпизод из моей книги. 90-е годы, в стране – полный развал, а разведка функционирует. Президент Ельцин и его окружение вызывают огромное недоверие у разведчиков. Многие тогда ушли из разведки: кто в бизнес, кто в охранные структуры, кто вообще неизвестно куда, но самые преданные всё же остались. Почему мы остались? Как мы работали? Почему, когда мне вручали орден «За личное мужество», делали это в кабинете один на один? Потом пояснили: «Награда подписана Ельциным, но всё, что ты делал, всю твою информацию мы ему не докладывали. Боялись провалить агента». Представляете, в какой обстановке действовала разведка?.. Боялись, что в окружении президента есть люди, которые могут всё «слить». Я пытаюсь объяснить, как мы держались и работали в таких условиях и каких достигали результатов, и очень хороших результатов. За счёт чего, почему, как это происходило. Люди продолжали работать ради страны и её будущего. Вот главный смысл моей книги. Я повествую, как мы жили и при Хрущёве, и при Брежневе. Далеко не идеально всё было, но мы не отчаивались, не бежали на Запад.
Думается, книга будет интересна для общественности. Тираж небольшой, всего одна тысяча экземпляров. Понравится – допечатаем. Каких-то особых задач я не ставил: то, что получилось, то получилось. Знаете, часто неприятели, недрузья, так я их называю, мне говорят: «Вот ты в КГБ служил, а теперь ты вот какой, перелицевался…» Ну, во-первых, я уже тогда, будучи майором, подполковником, находился на тех позициях, на которых и сейчас стою. Для меня ничего не изменилось. Как я стал в 1986–1987 гг. на позицию русского православного патриота, так у меня с того времени практически ничего не изменилось. Просто тогда, в конце 80-х годов, с одной стороны, долг обязывал, а с другой стороны, у меня были такие руководители, которые тоже понимали, что социализм – в глубочайшем кризисе, что надо искать путь выхода, иначе страна погибнет.
Бог поругаем не бывает. И чада Господни могут быть везде: и в КГБ, и в МГБ, и где угодно. Думаю, прекрасно, если у человека проснулась в сердце вера, и он оказался в погонах майора или подполковника, или старшего лейтенанта. Это же всё дело Господне.
Если ты Его услышал, то ты будешь Ему служить.
Верю, что Россия победит. Всё у нас будет благополучно. Но надо пережить трудные времена и чем-то пожертвовать каждому из нас.