По Домострою

Архив: 

Ценность традиции как лучшего опыта предков, накапливаемого, совершенствуемого и передаваемого, в наши дни, увы, девальвировалась. Современная православная семья, муж и жена в которой далеко не всегда воспитывались верующими родителями, вынуждена искать новые формы для выстраивания своего быта.

За свою многовековую христианскую историю русский народ создал универсальную систему семейных ценностей, которая, имея нравственные категории, всегда чётко проявлялась во внешнем: в словесных выражениях, от ношениях, организации пространства.

Привычный разговор о патриархальной русской семье, как водится, начинается Евангелием, а заканчивается неизменно «Домостроем». Творение Сильвестра, написанное ещё в далёком XVI веке, и поныне частично, а иногда и всецело служит руководством к семейной жизни. Конечно, полноценное применение правил этого памятника древнерусской литературы встречается крайне редко, чаще – в закрытых общинах старообрядцев, живущих далеко от цивилизации, в сельской местности.
В единоверческих семьях сегодня можно встретить абсолютно разные ситуации с домашним устроением: общество неизменно влияет на всех нас. И хотя патриархальность сохраняется, далеко не всегда женщина пребывает лишь в статусе «хранительницы очага» и может вместе с мужем вставать в ряд добытчиков. Но такие случаи являются скорее исключением, чем правилом.
Пытаясь обобщить главные принципы единоверческих семей, отметим такие особенности, как основательность, строгость и ответственность в подходе буквально ко всему. Баловать детей в таких  семьях не принято, их с малых лет приучают к молитве и труду. В нашем изнеженном обществе в среде православных часто можно встретить противодействие методикам предков в вопросах воспитания как архаичным и даже безчеловечным. На это единоверцы всегда уверенно парируют: строгость в детстве поможет легче преодолевать жизненные испытания в зрелом возрасте. Кроме того, подобное отношение быстрее делает из детей настоящих самостоятельных помощников своим родителям, позволяя отцам и матерям экономить силы, средства и время в решении семейных вопросов. Например, на моих глазах однажды трёхлетний сын помогал отцу делать ремонт. Мальчик прекрасно разбирался в инструментах, не капризничал и на просьбы папы подать молоток очень живо откликался. Знаю случаи, когда обоих трудящихся родителей дома всегда ждёт готовый ужин от дочерей-подростков, а квартира содержится в надлежащем порядке. Единоверцы считают, что детскую энергию нужно направлять в созидательное русло с малых лет, не развращая нежную душу излишним сюсюканьем. На мальчиков и девочек с самого рождения смотрят как на мужчину и женщину соответственно, вплетая в воспитание исключительные гендерные элементы. В этом помогает и сохранившаяся в среде единоверцев народная традиция (во многих формах сейчас доступная и в интернете). Так, мальчикам могут петь короткие колыбельные, несколько отличающиеся от девичьих по подтексту.
Семья воспринимается как единое целое, где муж – глава, а жена и дети – части тела, о которых нужно заботиться. О серьёзных семейных вопросах муж и жена, конечно же, держат совет.
Никакой лубочной авторитарности в управлении семьёй со стороны мужа, как это было представлено и успешно посеяно в головы интеллигенции в советское время, нет и в помине. Вежливое, уважительное общение, негромкая речь, стремление воздерживаться от криков в трудные моменты – всё это важные особенно сти быта единоверцев.
Поскольку богослужение занимает центральное место в жизни единоверческой семьи, утренние и вечерние молитвы, как правило, превращаются в важнейший семейный ритуал.
Красные углы, иногда целые моленные комнаты обустраиваются довольно тщательно. Во время молитвы не используется электрический свет, горят лампады и свечи. В зависимости от решения главы семьи читаемые отрывки утренних и вечерних молитв (полунощницы и павечерницы) могут распределяться между детьми. Вечером, как правило, совершается душеполезное чтение Евангелия и других духовных книг с обязательным толкованием и обсуждением.
Важно, что трапеза в единоверческих семьях не начинается, пока к еде не приступит глава семейства. Этот вроде бы очень простой ритуал формирует у детей чувство понимания семейной иерархии.
С принятой на богослужении народной одеждой в быту дело может обстоять по-разному, но видна тенденция среди молодых единоверческих семей и дома носить национальную одежду или стремиться выдерживать определённый стиль. Халатов, шортиков и топиков на взрослых членах семьи точно не увидишь. Детей, естественно, также приучают к определённому стилю в одежде. Юбка для девочек, брюки – для мальчиков. В единоверческих семьях сама одежда не сакрализируется, но есть дань традиции и мнение, что внутренний человек непременно будет выражаться во внешнем – ведь мы существа из плоти и крови.
Детей единоверцы стремятся с малых лет обучать церковной грамоте и ремёслам. Кого-то берут с собой на клирос, кто-то уже в семь лет свободно читает псалмы, а кто-то осваивает иконописное искусство или помогает маме плести лестовку (разновидность чёток у единоверцев. – Прим. авт.). Труд возведён в хорошем смысле в культ, в детях воспитывают трудолюбие, которое является хорошим средством в борьбе со страстями. Умеющий работать человек, по мнению единоверцев, не пропадёт нигде.
Детей единоверцы стремятся приучить брать благословение у родителей на любое дело. Во всяком случае, вся семья благословляется у отца после трапезы и перед сном. Связь детей с родителями очень тесная, здесь снова необходимо опровергнуть миф о некоем самодурстве в отношениях с детьми. На самом деле всё основано на принципах любви и евангельских законах, общении, вникании в проблемы и интересы чад.
В домах православных старообрядцев в глаза бросается порядок и чистота. Семьи очень запасливы и разумны в своих расходах. В интерьере всегда чувствуется определённый вкус, встречаются элементы народной культуры.
Быт единоверцев, конечно, не является калькой с образа жизни русских христиан XVI–XVII вв. Однако полезный опыт, на наш взгляд, несмотря на вековой возраст, сохраняет свою ценность в любые времена. Стоит также отметить, что в том же XVII веке быт людей, их повседневная жизнь были воцерковлены. А это, безусловно, подчёркивает определённую целостность и основательность их мировосприятия, с чем, безусловно, нельзя не считаться.
Опыт по устройству семьи, воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, передаваемый из поколения в поколение в единоверческих семьях, будет, несомненно, ценен 1всем чадам Русской Православной Церкви. Во времена, когда мир в буквальном смысле ополчился на Христову веру и традиционные ценности, жизненно важно иметь мощную защиту, сквозь которую враг не сможет нанести нам духовного урона.
Семья – это основа государства. Традиционная семья – его надёжная основа.
Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ