Как избавиться от уныния

Архив: 

Я скажу Вам как на исповеди. Всё мне трудно даётся. Труднее, чем другим, кого я знаю. Нет у меня ни способностей, ни талантов  – ни к чему земному, тем более к духовному. И от этого, когда приходит какое-нибудь испытание, у меня опускаются руки.

Что мне делать, на что надеяться? Священник посоветовал мне больше молиться Божией Матери. Здесь я хотел бы обратиться к Вам с таким вопросом. Почему Евангелие так мало, почти ничего, говорит о Божией Матери, в то время как Церковь призывает нас к величайшему почитанию Её?
М.И. Гонтеров, г. Тула

Божия Матерь явилась на земле, чтобы уготовить приход Спасителя. Она так жила в Его свете, что мы почти не видим Её присутствия в Евангелии, кроме как под именем Матери Иисуса, Которая следует за Своим Сыном, бодрствует над Ним и как бы исчезает после Его Вознесения. Она исчезает, но остаётся в памяти человечества, потому что Ей мы обязаны Христом.
Мы должны сугубо молиться Божией Матери о всех Его дарах, чтобы быть добрыми проводниками новой жизни во всех наших трудах, во всех наших общениях. Она откроет нам путь к смирению, которому зовёт нас научиться Христос. Не имея ни таланта, ни известности, ни богатства, мы можем быть действенными служителями Господа, если будем прибегать к Нему. Хотя Сам Христос учил этому Своих учеников в течение трёх лет, они разбежались, устрашившись Его врагов. Но после Пятидесятницы они уже не боялись ни бичевания, ни темниц, и завершили свой путь отдачей жизни во свидетельство веры в воскресшего Господа. Если мы будем верны дарам благодати, которые мы получили в крещении от Духа Святого и которые непрестанно предлагает нам Церковь, это не может не обнаружиться в нашей жизни. И мы исполним на деле то, что заповедал нам Христос. Все святые свидетельствуют, что молиться Божией Матери – самый надёжный способ обретения даров Святого Духа.
Никогда не прерывается зов на земле, молящий о милосердии Божием к миру. Все верующие прибегают под Её покров среди опасностей и трудностей, которые встречаются им. Через Божию Матерь всегда приходят к Богу. Народное благочестие, рождающееся из постоянного узнавания этой тайны, не напрасно именует Божию Матерь Всесильной Заступницей и находит в Ней кратчайший путь к Богу. Любовь всегда находчива в обретении множества способов угождения любимому. Постоянное почитание Божией Матери – надёжнейший путь ко спасению. Потому что Она – всегда Путь, ведущий ко Христу.
Всякая встреча с Ней должна непременно закончиться встречей с Самим Христом. Нет иного смысла в том, чтобы прибегать к Ней, кроме как искать в Ней, через Неё и с Нею Христа, нашего Спасителя. В скорбях и опасностях здешней жизни мы обращаемся к Божией Матери, как к двери спасения, как к источнику избыточествующей жизни.

Наш священник в проповедях постоянно напоминает слова преподобного Серафима Саровского о том, что смысл и цель христианской жизни – это стяжание Святого Духа. Также я читала у кого-то из святых отцов, что, если Дух Святой касается нас, мы не можем не ощущать Его благодатного прикосновения. И Сам Господь говорит в Евангелии: «Приближаются люди сии ко Мне устами своими, сердце же их далеко отстоит от Меня». Иногда мне кажется, что это сказано о таких, как я. Моя молитва почти всегда бывает рассеянная. Не только во время чтения Псалтири, но и в других молитвах я даже плохо понимаю смысл некоторых слов. Каждый день почти механически я повторяю из молитвослова одни и те же слова. Жизнь так заполнена суетой, что невозможно сосредоточиться на молитве. И в голову невольно приходит искусительная мысль: чем так молиться, лучше совсем не молиться. Что Вы посоветуете мне делать, чтобы избавиться от неизбежно одолевающего меня уныния?
Н.А. Васильева, г. Нижний Новгород

Я вспоминаю разговор с одной прихожанкой. «То, что подлинная молитва должна быть благодатна, – сказала она, – мне хорошо известно. Но это слишком высоко для меня. Я была в Дивеево, проходила со всеми по Канавке, но столь часто отвлекалась мыслями во время молитвы, что невольно подумала: чем так ходить, лучше совсем не ходить».
Чем плохо молиться, лучше совсем не молиться! Что сказать на это? Разумеется, подлинная молитва – дар, и сподобляются его те, кто, невзирая ни на какие преграды, стремятся ходить путями Господними. И это значит, что молитва – это прежде всего труд, и самый трудный труд. Мы больше угодим Божией Матери, если, вместо того, чтобы оставить молитву, будем стараться делать всё, на что мы способны, несмотря на нашу теплохладность и рассеянность. Кроме того, не зря же святые отцы говорят: «Если ты часто отвлекаешься во время молитвы, это, может быть, и оттого что твоей молитве сильно мешает диавол». Вспомним снова преподобного Серафима, какими страхованиями пытался изгнать его диавол с места молитвы, как сражался преподобный за стяжание истинной молитвы, тысячу дней и ночей стоя на камне с самым смиренным, какое только может быть, мытаревым осознанием своей немощи: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Мне кажется очень показательным рассказ той женщины о её хождении по Канавке в Дивеево для понимания того, что такое молитва. Хождение по Канавке можно сравнить с песней. С той песней, которая именуется Песнью Богородицы. Бывает, что слова этой Песни скользят по поверхности нашего сознания. Но церковная мелодия ведёт нас, почти не отдающих отчёта, что происходит с нами, к Богу, соединяя нашу мысль и наше сердце с хвалой Пречистой. Невольное отвлечение не лишает нас плодов молитвы, при условии, что мы стараемся его избежать. В пении и в молитве вслух, говорят  святые отцы, требуется тройное усилие. Мы должны правильно произносить слова, быть внимательными, заключая наш ум в слова молитвы, и не забывать о цели молитвы. Это значит, мы не должны просить у Бога ничего, кроме Бога. Это самое важное и самое нужное. Даже люди, мало духовно образованные и плохо понимающие смысл слов, которые они произносят, могут внезапно постигнуть его. Желание пробиться к истине может быть столь велико, что Бог призирает на молящегося. Да, молитва о даре благодати Духа Святого есть цель христианской жизни. Разумеется, эта молитва не может не включать в себя и всё остальное – прошения о Церкви, о её пастырях, о всех православных монастырях и приходах, о Дивеевской обители, о страждущем народе российском, о погибающих наших
детях, о подвергающейся небывалому разрушению семье, о просвещении «столь великого множества людей, вере не наученных или от веры отвратившихся», о бедствии, которое переживает сейчас весь мир, о всяком конкретном деле, которое волнует нас. Всю нашу жизнь мы должны приносить Господу в молитве, уповая, что предстательством Божией Матери эта молитва не поблекнет вследствие каждодневного её повторения или рассеянности более или менее невольной. Трудно избежать рассеяния в молитве, иногда невозможно, но Божия Матерь знает наши немощи и принимает наши желания и наши труды.
Хорошо каждому христианину находить в течение дня хотя бы краткие минуты уединения для молитвы, как говорится, тот камушек, который является малым сколком от камня преподобного Серафима. Не говори: не остаётся времени для молитвы. Но помни серафимовское правило: в начале, в середине и в конце дня – Символ веры, молитва Господня, «Богородице Дево, радуйся», а в течение всего дня – краткое призывание имени Иисусова и Божией Матери. Как во время шествия по Канавке, эти молитвы можно совершать в храме, на улице, в автомобиле, наедине с собой и в семье, в ожидании приёма к врачу, в очереди за покупкой. Положа руку на сердце, ни один верующий не может сказать, что у него нет времени для молитвы – самой любимой и самой рекомендуемой Церковью. Здесь самый надёжный путь очищения безчисленных наших грехов и стяжания благодати. Придёт день, когда Господь покажет нам плоды такой молитвы. Мы увидим, каких бед мы избежали заступничеством Божией Матери, каких милостей сподобились по Её дару, самых обыкновенных и самых чрезвычайных, не только для себя, но и для других – ибо непреложен завет преподобного Серафима: «Радость
моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Этот крестный путь по Канавке, той, что есть вся наша жизнь, завершится нашей безконечной благодарностью Господу за всё, что было дано нам, и вечной пасхальной радостью, к которой непрестанно зовут нас Божия Матерь и преподобный Серафим, когда мы увидим их лицом к лицу: «Радость моя, Христос воскресе!»

Я знаю неверующих людей, которых с уверенностью можно назвать добрыми. И знаю верующих людей, которых трудно назвать добрыми. Что же такое доброта и в чём смысл веры в Бога?
К.А. Трофимов, г. Москва

Человек может быть добрым в одном и недобрым в другом. Смысл веры в Бога и жизни по вере – в том, чтобы стать во всём добрыми. Может быть, Вам это странно слышать, но доброта без Бога может быть, по выражению преподобного Исаака Сирина, самоистуканством, идолопоклонством. Примеров этому как в общественной, так и в личной жизни можно увидеть сколько угодно. Стать по-настоящему добрым – значит стать святым. Когда мы видим несчастье других людей, большинство из нас невольно проявляют к ним сострадание. Но мы не должны довольствоваться этим, мы должны стремиться стать добрыми. Здесь полнота сострадания. Как нельзя без Христа стать святым, так нельзя без Него стать истинно добрым. Надо стремиться к доброте, приобщаясь любви Христовой и следуя за Ним. Никто не благ, только один Бог. Наш Бог – благ, существенно и неизбежно. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Он благ к праведным и злым, и наш Господь хочет, чтобы мы научились этому.
Доброта и благость нашего Господа! Она была такой, что даже фарисеи не могли не заметить её. Они называли Его «Учитель благий!» Он был добр и благ до конца, и мы знаем, как Он уходил с этой земли – благословляя её. И на Кресте Он молился за убивающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).
Благость, доброта! Это самое лёгкое средство для того, чтобы мы, созданные по образу Бога благого, уподоблялись Ему. Уподобляться Ему разумом, знанием, силой мы не можем. Уподобляться Ему добротой, любовью, терпением, состраданием, приобщаясь Ему, научаясь Его кротости и смирению, – это наш путь, наша часть. Конечно, одновременно это и нелегко. Чтобы стать по-настоящему добрым, надо забыть себя, сказать в конце концов решительное «нет» себе и «да» Христу и дать Ему жить в нас.

Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА