Суриков – известный и неизвестный

Архив: 

19 марта 1916 105 лет назад ПОЧИЛ Василий Иванович СУРИКОВ

 

 

Любителям искусства Василий Иванович Суриков известен прежде всего как автор масштабных эпических полотен на темы русской истории. Его картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» покоряют широтой охвата изображаемых явлений. В них исторические типы, колорит и атмосфера эпохи воссозданы так достоверно, как если бы автор сам был очевидцем изображаемых событий. Однако историческими картинами отнюдь не исчерпывается вклад В.И. Сурикова в мировое изобразительное искусство. Он с успехом писал пейзажи и натюрморты, портреты и жанровые сцены. И, наконец, картины на библейские сюжеты, которые до недавнего времени оставались в тени и были известны лишь узкому кругу специалистов.
Василий Иванович родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье казака. Крещён на следующий день во Всехсвятской церкви. Его художественная одарённость проявилась очень рано. Во время обучения в Красноярском уездном училище на Сурикова обратил внимание учитель рисования Николай Васильевич Гребнёв – первый наставник будущего художника.
Суриков рано лишился отца и, что бы поддержать семью, устроился на службу канцелярским писцом. «Иногда приходилось, – вспоминал он позднее, – расписывать пасхальные яйца по три рубля за сотню». Однажды начинающий художник написал на заказ икону «Богородичные праздники».
Позднее, уже учась в Петербургской академии художеств, куда он поступил в 1869 году, Суриков выделялся среди своих товарищей исключительным мастерством в психологической проработке характеров, а также в создании многофигурных композиций, за что даже получил прозвище «композитор». Вершиной раннего творчества Сурикова стало полотно «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» (1875).
В строгом соответствии с текстом Деяний святых Апостолов художник запечатлел римского гражданина Павла в тот момент, когда он, простерши руку, стал говорить в свою защиту (Деян. 26, 1). В его лице и осанке чувствуются мудрость, уверенность и решительность великого проповедника и столпа Церкви. Лицо Феста выражает смешанное с сомнением уважение, Береника словно зачарована проповедью апостола, а Агриппа так захвачен ею, что в волнении подался вперёд. На заднем плане в некотором затемнении показаны тысяченачальники и знатнейшие граждане – язычники и иудеи. Тщательно выписав не столь много фигур, художник мастерски создаёт впечатление большой массы людей, наблюдающих за этой сценой.
За эту картину В.И. Суриков в 1875 году удостоился звания классного художника первой степени. Полотно стало последней его работой за время учёбы в академии. Через полгода художник получил возможность поехать за границу, однако предпочёл остаться в России, чтобы расписывать только что возведённый Храм Христа Спасителя. В 1877 году Василий Иванович окончательно переехал в Москву и в течение последующих двух лет выполнил в новом кафедральном соборном храме фрески на темы четырёх Вселенских соборов. Больше В.И. Суриков никогда на заказ не работал.
Художник никогда не писал и заказных портретов, хотя достиг в этом жанре выдающихся успехов. Это были портреты для души. Ярчайший пример – очень личный портрет старшей дочери художника Ольги Васильевны с куклой в руке (1888). Яркий красный цвет платья, белая кладка печки – такая светлая картина, словно расплывшееся световое пятно. И жаркий восторг в глазах...
Этот жар сердца художника, которым он оживлял и зажигал своих героев, кажется, достигает своего апогея в одном из самых оптимистичных творений Сурикова – «Взятии снежного городка» (1891). Для самого Сурикова создание этого полотна стало знаком «исцеления», возврата к вдохновению, к творческому огню после сурового периода «зимы», молчания, когда художник в течение года не брал кисть в руки из-за тяжело переживавшейся утраты – кончины жены. Василий Иванович здесь пишет победу – победу жизнелюбия, энергии, радости над жизненным холодом, невзгодами, потерями...
Последней крупной работой В.И. Сурикова стало «Благовещение» (1914). Почти всё пространство полотна заполняет златозарный свет. Он концентрируется в виде нимбов вокруг архангела, возвещающего о будущем рождении Сына Божия с жестом ликования, и Пречистой Девы, исполненной смирения и детской веры. Это свет, окончательно побеждающий тьму!
Вспомним, что Василий Иванович Суриков родился словно на границе между бурным веселием Святок и Масленицы. И недаром уже в самый год смерти художника (1916) знаменитый художественный критик Яков Тугенхольд отметил: «Суриков – ровня и Толстому, и Достоевскому».
Когда В.И. Суриков писал «Боярыню Морозову», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», он показывал, как русский человек умеет стоять – стоять до конца, до последней грани, до последнего предела. Но ещё художник показал, на какую великую радость способен русский человек. И это счастливое соединение в русском характере способности к постному стоянию и масленично-пасхальной радости – не это ли верный знак того, что Россия действительно и несомненно выстоит и возродится.
Владимир Дмитриевич
СОКОЛОВСКИЙ