Елена Красавина - Бард естественных наук

 

 

23 января 1846 года, 175 лет назад, родился Николай Алексеевич УМОВ

 

Отец выдающегося русского физика и философа Николая Умова был хорошо образованным врачом, интересующимся естественными науками, а мать глубоко религиозной, и маленький Николай сумел соединить в себе оба эти качества, став не просто физиком-теоретиком, но настоящим философом природы, трактуя её широко и увлекательно. 

Отец заметил склонность Николая к математике и ради него переехал из Симбирска в Москву, чтобы мальчик мог получить образование, соответствующее его дарованиям. На физмате Московского университета на Николая произвели неизгладимое впечатление лекции профессора Столетова – великого русского учёного, стоявшего у истоков закона фотоэффекта, за который потом Нобелевскую премию вручили Эйнштейну. Студентом Николай оказался очень способным, и после окончания учёбы его отправляют преподавать в одесский Новороссийский университет. Напомним, это 1871 год, поэтому Одесса – Новороссия. Сейчас же на Украине всякое упоминание о Новороссии стёрто, и это старейшее учебное заведение называется Одесским национальным университетом им. И.И. Мечникова. Кстати, будущий знаменитый биолог Мечников был добрым другом Николая Умова. И он, и Иван Михайлович Сеченов, тоже будущая знаменитость, часто по вечерам собирались дружеской компанией в доме Умова. Все они примечательны тем, что были абсолютно безкорыстны в плане работы. Они не ходили с просьбами или жалобами к университетскому начальству, не просили устроить на тёпленькое местечко своих родственников, а просто честно, с полной самоотдачей работали. Всё это позволило быстро завоевать доверие местных преподавателей и студентов, а позже стать знаменитыми учёными. Так сложилось, что имена Сеченова и Мечникова у всех на слуху, а Умов незаслуженно забыт, хотя его вклад в науку не менее велик.

Вектор энергии Умова

В 1874 году Умов пишет совершенно революционную диссертацию о движении энергии в телах. Не все смогли оценить это исследование – настолько оно опережало время. Однако оппоненты понимали, что имеют дело с чем-то абсолютно гениальным, но консерватизм академической науки не позволял им дать положительный отзыв на эту работу. Однако против присвоения степени никто не возражал, потому что Умов доказал свою правоту математически – он представил уравнения, оспорить которые было невозможно. Защита докторской длилась шесть часов, что было невероятным. Только спустя много лет результат Умова вошёл во все учебники, понятия скорости и плотности энергии стали классическими, а вектор плотности потока энергии стали называть вектором Умова.

Чтобы было понятно, как велико значение открытия Николая Алексеевича, скажем, что оно актуально до сих пор. Без вектора Умова невозможно определить предельную мощность в солнечных батареях, в турбинах, понять, на какой высоте может лететь турбореактивный самолёт. Этот вектор необходим для проектирования радиоэлектронной аппаратуры, используется в оптике, гидродинамике и пр. – т. е. спектр применения широчайший. 

Через десять лет после открытия Умова англичанин Пойнтинг стал заниматься проблемой движения энергии, и открытый Умовым эффект на Западе несправедливо стали называть «вектором Пойнтинга». Наши физики честно называют его «вектором Умова» или «вектором Умова-Пойнтинга», хотя есть и исключения: Ландау и Лифшиц почему-то «забывают» упомянуть Умова.

Вообще, подобные инциденты нередки в научной жизни, но умовские результаты буквально растащили по кускам. Когда Николай Алексеевич ездил за границу и встречался с немецким учёным Кирхгофом, то поделился с ним своей работой о движении электричества. Кирхгоф не замедлил опубликовать собственную статью, присвоив результат молодого Умова себе.

Ещё один пример. В 1873 году, когда Альберт Эйнштейн ещё ходил в коротких штанишках, Умов размышлял над работами немецкого учёного Шрамма и вывел соотношение массы и энергии для эфира E = kmc2. Только через 30 лет эта зависимость без коэффициента k была выведена Эйнштейном для всех видов материи.

Московский период

В 1893 году Умов возвращается в Москву, где преподаёт физику в университете. Студенты ценили его за мягкость, доброжелательность, благородное сердце и широту кругозора. Лекции он читал сжато, лаконично и всегда знакомил студентов со свежими научными исследованиями. Он учил молодёжь мыслить глубоко и целостно. Именно это умение помогло ему самому стать открывателем целых направлений в науке, которые позже были оценены и разработаны его последователями. Он исследовал не только физику, но все смежные науки, считая, что мироустройство надо понимать целостно. Учёный в его представлении должен быть мыслителем и философом, тонко улавливающим музыку мира. 

Даже студенты отмечали, что лекции его были глубоки и поэтичны, словно бы он их не читал, а пел. Борис Бугаев (поэт Андрей Белый) тоже был студентом Умова и оставил о нём такие воспоминания: «Высокий, седой, с огромным челом, с развевающимися “саваофовыми” волосами, с мечтательными глазами, воздетыми горе», «он восходил на кафедру и показывал копернианскую пустоту в величавых афоризмах, которые он не выговаривал, а напевно изрекал, простерши руки и ставя перед нами, студентами, то мысль Томсона, то Максвелла, то свою собственную». 

Когда Умову предложили быть оппонентом диссертации, посвящённой распределению геомагнетизма, Умов, как всегда, плотно изучает тему и начинает собственное исследование этого вопроса. Четыре года он работает, и как результат – найдено изящное толкование законов земного магнетизма. Глубина погружения в тему и красота результата становится его фирменным почерком.

Отдавая столько сил преподаванию, он продолжает научные изыскания. Результатов много, и все они фундаментальны. Он решает труднейшие задачи теоретической и экспериментальной физики, пишет множество основополагающих работ по оптике, механике, термодинамике, электричеству. Занимается спектральным анализом, проблемами земного магнетизма, молекулярной физикой, теорией колебательных процессов. Спектр интересов так широк, потому что Умов упорно доказывает, что устройство мира следует изучать в целом. Он преследовал не узкую утилитарную цель, допустим, придумать летательный аппарат, но хотел объять умом весь мир, понять закономерность развития природы и места человека в ней.

Просветительская деятельность

При этом Умов не был витающим в облаках профессором. По его инициативе при университете был организован Физический институт, сразу ставший средоточием научной мысли. Он активно занимался просвещением, участвовал в работе и создании различных обществ: Общества распространения технических знаний, Общества испытателей природы, был председателем Педагогического общества по физическому отделению, редактировал научно-популярный журнал, который, однако, успехом не пользовался, что лишний раз подтверждало идею Умова о необходимости научного просвещения людей – не готовы были люди к сложным темам. 

Желание делать что-то полезное для общества проявилось ещё в его молодости. Когда он преподавал в Новороссийском университете, то сумел наладить в Одессе уличное электрическое освещение.

В начале XX века некий состоятельный человек Х.С. Леденцов решил завещать своё состояние на пользу науке. Умов горячо поддержал эту идею и до конца своих дней занимался деятельностью общества, которое стали называть Обществом для содействия успехам опытных наук им. Х.С. Леденцова. Умов предложил объединить под крышей Леденцовского общества представителей естественных, технических дисциплин и широкой общественности. Всё это он делал ради популяризации науки, считая, что «физические науки ставят краеугольные камни миропониманию».

Он активно участвовал даже в таком далёком от науки объединении, как Общество покровительства отбывшим наказание и безприютным.

В последние свои месяцы (он чувствовал, что болезнь желудка, по-видимому, язва, прогрессирует) он пишет ряд статей, где излагает свои размышления на злобу дня. 

Он негативно отнёсся к революции 1905 года, считая, что идея всеобщего равенства иллюзорна, поскольку продуктивное развитие жизни возможно лишь в неравенстве. А уж если равенство насаждается силой, то всякая эволюция прекращается вовсе.

А вот каков его взгляд на развитие цивилизации: «Политическое значение нации может быть прочным при условии, что культурный её уровень соответствует её политическому подъёму. В наше время оружие, мужество не являются единственными факторами, обеспечивающими успех в борьбе народов за своё развитие». А как актуально сейчас, в эпоху отупляющего интернета, звучит желание Умова «приобщить возможно большую часть рода человеческого к царству мысли».

Грех – лазутчик энтропии

Обладая благородным сердцем, он чрезвычайно остро реагирует на несправедливость, боль. Зло для Умова в его модели мира было «лазутчиком энтропии в потоке живого существа». Он считал, что совесть, этот глас Божий в человеке, упорядочивает душевный хаос, отсекает грех. 

Однажды Умов сказал, что «Вселенная – это арфа. Струны её звучат дивной гармонией закономерности. Вся природа звучит в согласии с гармонией мировой. Только струны людей издают фальшивый звук и нарушают гармонию Вселенной. Каждый человек должен жить так, чтобы его струны вносили новую красоту в общую гармонию; мы должны уничтожать все фальшивые звуки в нашей жизни». Сам он именно так и жил: отсекая всякую неискренность и неправду, пел песню дивной гармонии мироздания. А открытия его не только математически совершенны, но и актуальны по сей день, так что свою немалую лепту в гармонию Вселенной и русскую науку он точно внёс. 

Елена Александровна 
Красавина