Икона Старой Руси

 

В январе 2021 года исполнилось 20 лет со дня блаженной кончины одной из самых выдающихся и ярких представительниц Русского Зарубежья – великой княжны императорской Романовской крови Веры Константиновны Романовой.

 

Великую княжну Веру Константиновну Романову в последние годы её жизни, а прожила она почти 95 лет, Высший монархический совет России считал последней законной императрицей России, после смерти которой наследников российского престола не осталось.

А ещё Веру Константиновну и её старшую сестру, великую княжну императорской крови Татьяну, в монашестве Елеонскую игуменью Тамару (Романову-Багратион-Мухранскую) заграничные монархисты, оказавшиеся в вынужденной эмиграции за пределами России после 1917 года, называли иконами Старой Руси.

Умудрённые русские арабки, нынешние насельницы Елеонского женского монастыря в Иерусалиме – матери Рафаила, Тамара, Вероника, Магдалина, Христина, Екатерина, подвизающиеся в этой всемирно известной обители вот уже несколько десятков лет, очень хорошо помнят приезды великой княжны Веры Константиновны Романовой на Святой Русский Елеон с 1951 по 1979 годы, когда игуменией монастыря была матушка Тамара, родная старшая сестра Веры Константиновны Романовой. 

Вера Константиновна была самой младшей из многочисленного семейства Константиновичей Романовых, проживавших в императорских дворцах Санкт-Петербурга и прилегающей столичной петербургской провинции. Её отец, великий князь Константин Константинович Романов – один из самых заметных Романовых того последнего времени, сподвижник императора Николая II, президент Императорской Академии наук, поэт, писатель, просветитель, общественный деятель. Большой друг и почитатель великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, в будущем преподобномученицы Елисаветы, умученной большевиками вместе с другими Константиновичами, сыновьями К.К. Романова – князьями императорской крови Иоанном, Константином и Игорем – в Алапаевской шахте в июле 1918 года. 

Как отмечают нынешние ветераны Елеона, матушка игумения Тамара рассказывала, что, если бы её отец, великий князь Константин Константинович, внезапно не умер от приступа астмы в июне 1915 года, никогда бы он не допустил отречения императора Николая II от трона в марте 1917 года и лёг бы костьми за сохранение Российской Романовской империи. И империя была бы сохранена. Момент смерти своего отца в том страшном июне 1915 года в Павловске видела самая младшая из его детей, 9-летняя Вера, закричала что есть силы, призывая домочадцев и слуг на помощь. Но Промысл Божий прекратил жизнь великого князя именно в том 1915 году и не позволил ему сохранить Романовскую Россию.

Елеонские сёстры отмечали, что Вера Константиновна была очень частым гостем на Святом Русском Елеоне в 50-70-х годах прошлого века. Высокого роста, несгибаемая, всегда с твёрдой прямой царской осанкой, она являла собой образец настоящей Романовой, сильной как физически, так и духовно. Казалось, что Вере Константиновне ничего не страшно в этой жизни.

Замуж Вера Константиновна так до конца жизни не выходила, чтобы не менять родовую фамилию и до конца сохранить память о последних настоящих Романовых. Ведь именно её, великую княжну Веру Константиновну Романову, а не Кирилловичей, заграничные русские монархисты и многие потомки Романовых признавали истинной главой Российского Императорского Дома Заграницей и последней российской императрицей до самой её смерти в США. Со слов елеонских ветеранов-монахинь, Вера Константиновна всегда неуклонно подчёркивала свой Романовский императорский статус. 

Она никогда не ела простыми столовыми приборами, а только царскими серебряными и золотыми. Всегда была безупречно одета. Строго держалась дворцового этикета. А вот её старшая сестра, тоже великая княжна императорской крови Татьяна, но уже в монашестве игумения Тамара (Романова-Багратион-Мухранская) после принятия монашества в 1949 году навсегда забыла свою дворцовую царскую жизнь, оделась во всё чёрное, монашеское, и жила в быту как простой аскет.

В последние годы жизни великая княжна Вера Константиновна Романова, переступив 90-летний порог жизни, жила в знаменитом Толстовском доме в США, строго сохраняя все царские традиции. Русские и российские эмигранты США и всего мира, в особенности молодёжь, смотрели на Веру Константиновну как на последнее олицетворение Великой Российской империи, которую мы, неблагодарные потомки в своей стране, уже потеряли…
Как великий патриот своей Родины, Вера Константиновна не приняла американское гражданство, твёрдо оставаясь только российской подданной. О России она говорила всегда только одно – НАША СТРАНА.

Всемилосердный Господь за все патриотические благодеяния верной дщери императорской России даровал великой княжне Вере Константиновне Романовой возрастное долголетие и тихую, блаженную, мирную кончину в своём любимом кресле в Светлые Рож-дественские Святки 11 января 2001 года. С великим почётом она была отпета иерархами РПЦЗ и погребена на кладбище Ново-Дивеевского монастыря, недалеко от Нью-Йорка.

Царствие Небесное и вечный покой великой княжне императорской крови Вере Константиновне Романовой!

Владимир Александрович НИКОЛАЕВ,
многолетний паломник Святого Русского Елеона в Иерусалиме