Владимир Куликов - «Воскрешая древние формы жизни русской»

 

5 октября 1860 года, 160 лет назад, отошёл ко господу Алексей Степанович Хомяков

 

 

В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова. Он известен как один из идеологов славянофильства. Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: философ, богослов, идеолог Православия, русской общины и соборности, блестящий оратор, полемист, историк, писатель, филолог, журналист, критик и публицист, социолог и экономист, разработавший планы уничтожения крепостничества, и даже художник-иконописец. Помещик-практик, усовершенствовавший сельскохозяйственное производство, организовавший на своих землях угледобычу и сахароварение, изобретатель новой паровой машины, получивший патент в Англии, известный в своё время поэт и драматург.

А.С. Хомяков верил в особое предназначение России, в её великое будущее. По его мнению, главное, что определяет судьбу человека, народа, страны – это вера в Бога, а Бог – это любовь. Многие считают, что именно он первым выявил и сформулировал национальные интересы России.

Что есть Россия? Этот вопрос особенно обострился в середине XIX столетия. И встал другой вопрос – каков возможный путь развития России? Это время прорыва философской и духовной мысли России, но и время углубления разрыва в русском духовном мире. И этот разрыв выразился в противоречии «Россия и Запад».

Семнадцатилетним юношей, получив прекрасное образование, в 1821 году Алексей Хомяков держит экзамен на степень кандидата математических наук в Московском университете. Здесь вскоре сближается с братьями Веневитиновыми и входит в созданный ими кружок университетской молодёжи «Любомудры», проявляет интерес к литературе, работает над исторической поэмой «Вадим», занимается переводом Вергилия, Горация, Тацита. Чуть позднее, в 1830-е годы, возникают кружки Станкевича, Герцена, Огарёва, основатели и члены которых были ориентированы на западных философов. Из этих кружков выйдут те, кто в дальнейшем свяжет свою деятельность с идеей революционного преобразования мира.

Славянофильство предложило искать пути России на иных основах – отстаивать идею национальной самобытной страны. Основателями славянофильства считаются Алексей Хомяков и Иван Киреевский, но первому отводится роль главного идеолога. Кроме них в кружок славянофилов входит младший брат Ивана Пётр Киреевский, Константин и Иван Аксаковы, Юрий Самарин, Александр Кошелев, Дмитрий Валуев, Василий Панов, Фёдор Чижов и другие. К славянофилам были близки Владимир Даль, Александр Островский, Аполлон Григорьев, Фёдор Тютчев.

Статья Хомякова «О старом и новом» стала своего рода манифестом славянофильства.

Алексей Степанович Хомяков родился в Москве 1 мая (по старому стилю) 1804 года в доме на Ордынке. Семья Хомяковых была связана теснейшими узами со многими представителями высших кругов дворянской элиты. Ещё в ранней юности Алексей проявил решительность характера, жажду к знаниям и подвигу. В семнадцать лет он предпринял попытку бежать в Грецию для участия в восстании против турецкого ига. В 1822 году Хомяков поступает на военную службу и через несколько лет принимает участие в Русско-турецкой войне. В 1825 году он на два года уезжает за границу, посвящая себя изучению живописи и архитектуры. Уйдя в отставку, вплотную занимается литературной деятельностью, становится известен как поэт и драматург.

Первые его стихотворения увидели свет в журнале Рылеева и Бестужева «Полярная звезда». С Рылеевым и его окружением Хомякова сближало серьёзное отношение к жизни, но были и разногласия во взглядах: он считал, что «всякий военный бунт безнравственен… Вы хотите военной революции. Но что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружил за свой счёт и которым он поручил защищать себя. Какая же тут правда, если эти люди в противность своему назначению станут распоряжаться народом по произволу и сделают выше его?»

Занимаясь литературой и философией, Алексей Степанович одновременно умело ведёт хозяйственные дела в своих имениях, где крепостных крестьян переводит на оброк, организовывает несколько небольших фабрик, угледобычу. Результат не замедлил сказаться на росте достатка крестьян и собственного дохода. Посвящая свободное время изобретательству, Хомяков придумал паровую машину, дальнобойное ружьё, разработал оригинальную технологию сахароварения и гомеопатические препараты, которыми сам лечил крестьян.

Во второй половине 50-х годов он выступил с рядом предложений подготовки крестьянской реформы в России. Лев Толстой и Иван Тургенев в Тульском губернском дворянском собрании в сентябре 1858 года голосовали за предложение Алексея Хомякова освободить крестьян от крепостной зависимости. К сожалению, Алексей Степанович не дожил всего 5 месяцев до отмены крепостного права. В сентябре 1860 года умер от холеры, которой заразился при лечении крестьян в имении на Рязанщине.

«…Настало для нас время понимать, – писал он в статье “О старом и новом”, – что человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому. Таким образом, мы будем подвигаться вперёд смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада оставались тайными, спрашивая у истории Церкви и законов её – светил путеводных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда, в просвещённых и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющихся вечно между бытием и смертью».

Славянофилы считали, что правильное развитие России возможно лишь по пути, отличному от европейского.  В основе его лежит общинное устройство и Православие как единственно истинное направление в христианстве. Хомяков первым сформулировал понятие «соборности», ставшее впоследствии одним из краеугольных камней русской философии. В будущем России, единственной в мире стране, предстояло воплотить в жизнь идеал общества, основанный на солидарности и христианском братстве. Для достижения этого идеала необходимо было, считали они, восстановить социально-культурное единство русского народа, нарушенное реформами Петра I, и вернуть Россию на путь её самобытного развития.

Свои взгляды славянофилы пытались донести до общественности в изданиях «Москвитянин», «Московский сборник», «Русская беседа». Общественное признание их деятельность получила во время подготовки правительством манифеста об освобождении от крепостничества: многие идеи славянофилов легли в основу проекта реформ. К сожалению, основатели кружка и главные его дея-тели не дожили до официального освобождения крестьян от крепостного права: Киреевский скончался в 1856 году, а Хомяков и Аксаков – в 1860 году. После их смерти деятельность славянофильского кружка стала постепенно затухать. Но очевидно то, что эта деятельность повлияла на сознание просвещённого общества. Идеи славянофилов подхватили, развили, расширили последующие поколения русских православных философов, богословов, деятелей культуры. Идеалы и ценности славянофильства вошли во все важнейшие сферы 
национальной жизни.

Владимир Васильевич КУЛИКОВ,
председатель региональной
 общественной организации
«Тульское Хомяковское общество