Александр Кадашевский - «Валенки» дошли до Берлина

 

27 октября 1900 года, 120 лет назад,  родилась Лидия Андреевна РУСЛАНОВА

 


С первых дней Великой Отечественной войны уже известная певица Лидия Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад, куда также входил и её муж конферансье Михаил Гаркави. Руководил бригадой театральный деятель и директор ЦДРИ, а потом ЦДЛ – Борис Филиппов. Боевое крещение певица приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмитов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… «Смотрю, – вспоминает Русланова, – никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца».

В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Особый рубеж для певицы – Московская битва. Уже весной 1942 года в Спас-Нуделе, под Волоколамском, где Лидия Русланова выступала с концертами во 2-м гвардейском кавалерийском корпусе, она познакомилась с генерал-майором Владимиром Крюковым, соратником Георгия Жукова. Крюков был вдовцом: его жена умерла в 1940 году, оставив мужу пятилетнюю дочь. Несколько раз Русланова по приглашению генерала приезжала в корпус Крюкова. Чтобы Гаркави не мешал ухаживаниям, его подпаивали и укладывали спать. В июле Лидия Русланова развелась с Гаркави и вышла замуж за Крюкова. По поводу развода она говорила: «Ну что делать: генерала люблю, люблю всей душой, и Мишку жалко».

28 июня 1942 года, к годовщине начала войны, Лидии Руслановой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. Выше этого звания истинно народная певица – не поднялась. На свои собственные средства, заработанные во время предвоенных гастролей, как свидетельствует Маргарита Крюкова, Лидия Русланова приобрела две батареи «Катюш», которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал её муж.

Весной 1945 года Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Один офицер, увидев её на улице, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» А Русланова посмотрела на него и ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!». Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен Рейх-стага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас – “Валенки”, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Один из его участников, Борис Уваров, вспоминал:

– Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни – кто сибирские, кто про Волгу-матушку…

Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне Рейхстага рядом с фамилиями солдат.

Агафья Лейкина, будущая певица Лидия Русланова, родилась (14) 27 октября 1900 в селе Чернавка (Сердобский уезд, Саратовская губерния) в бедной крестьянской староверческой семье. По матери она принадлежала к народности эрзя. Помимо Агафьи в семье было ещё двое детей – Юля и Авдей. Её отец, Андрей Маркелович Лейкин, работал грузчиком на пристани. В семье будущей певицы хорошо пела бабушка, а брат отца – дядя Яша – был деревенской знаменитостью. Сразу после начала позорной Русско-японской войны Андрея Лейкина, единственного кормильца в семье, забрали в солдаты. Вот каковы законы были! «Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: “Повопи, баба, по тятеньке!” И она вопила: ”На кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?”… Бабушка не зря убивалась». 

Мать Агафьи, Татьяна, осталась одна с тремя детьми, слепой свекровью и больным свёкром. Она вынуждена была устроиться на кирпичный завод в Саратов. Детей приютили родители отца, которые сами жили в бедности. Мать будущей певицы недолго работала на заводе – она надорвалась и заболела. Агафье едва исполнилось шесть лет, когда умерла её мама. Заботы о семье легли на Агафью и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и христарадничали. Вскоре умерла и бабушка, Агафье было на тот момент семь лет.

Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Пожалев сирот, она решила за свой счёт пристроить детей по приютам. Старшую удалось определить в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, где был собственный детский церковный хор, но поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки – Агафья Лейкина – выдавало её крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией: Лидия Русланова. Она сразу стала солисткой церковного хора, так и началась её певческая судьба.

В 20–30-е годы грампластинки становятся доступными для массового слушателя. Пластинки с записями Руслановой уже выходили огромными тиражами. Её голос звучал по радио, которое также стремительно завоёвывало аудиторию. В числе почитателей её таланта был Фёдор Шаляпин. Он писал приятелю в СССР: «Вчера вечером слушал радио. Поймал Москву. Пела русская баба. Пела по-нашему, по-волжскому. И голос сам деревенский. Песня окончилась, я только тогда заметил, что реву белугой. И вдруг рванула озорная саратовская гармошка, и понеслись саратовские припевки. Всё детство передо мной встало. Объявили, что исполняла Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверное. Талантливая. Уж очень правдиво пела. Если знаешь её, передай от меня большое русское спасибо».

Великая Отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1 120 концертов. 

24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени Русланову Лидию Андреевну». После ареста мужа, близкого к маршалу Жукову, и награды, и всё имущество у арестованной Руслановой – отобрали. После реабилитации она снова победительно вернулась на сцену и в эфир. Предатель-перебежчик Владимир Резун, взявший подлый псевдоним Виктор Суворов (виктория и великий генералиссимус) написал книгу «Тень Победы», где и Русланову вымазал дёгтем: «Главное в жизни Лидии Руслановой – обогащение. Стяжательство – её страсть и цель жизни. Воровством, мародёрством, скупкой и продажей краденого она сколотила баснословное состояние. Сколько бы она песен ни пела, в Советском Союзе она не смогла бы на все свои деньги купить даже раму от картины Айвазовского. А она имела картинную галерею. Поэтому её подпольный бизнес надо считать основным занятием. Остальное – прикрытием». Всем бы нынешним шоуменам-богачам на пустом месте, строящим шикарные замки на Рублёвке, такое гениальное «прикрытие» – голос, понимание души песни, истовое служение искусству и своему народу!

Александр Александрович 
КАДАШЕВСКИЙ