Александр Бобров - Дистанционное образование провалилось


Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения. М.В. Ломоносов

Дистанционное образование, так называемое ДО, напрочь убивает ломоносовский принцип. В разгар пандемии, в условиях ручного дистанционного управления Владимир Путин заявил, что считает провокацией все слухи о том, что после пандемии коронавируса дистанционное образование полностью заменит очное. Об этом он говорил в ходе совещания по проблемам и сбоям в сфере образования в условиях самоизоляции и полного крушения традиционных форм. Многие коллеги обрадовались такому решительному настрою лидера.

Через некоторое время президент стал говорить уже не так решительно: «Не может обычный способ получения знаний, естественный процесс полностью быть подменён дистанционным обучением. Здесь чрезвычайно важно прямое, личное общение преподавателя и ученика, студента, школьника», – отметил очевидное глава государства. Но и первокласснику ясно, что полностью заменить невозможно – достаточно посмотреть ролик, гулявший по сети, где девчушка говорит у компа рыдающим голосом: «Мама, позвони Путину! Я хочу в школу – позвони Путину!». 

Между тем приготовили эксперимент по внедрению цифрового образования в России. Его начали с 1 сентября.

Новую систему проверяют в 14 регионах страны. Участниками внедрения стали Алтайский и Пермский край, Астраханская, Калужская, Калининградская, Кемеровская, Новгородская, Нижегородская, Новосибирская, Московская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ. Так и внедрение ЕГЭ начиналось: мол, попробуем в регионах, обсудим, выслушаем всех. Но через год – бах: по всей России, без исключения и всякого обсуждения! Теперь стон стоит, издержки образования – гигантские, наглядные (мы видим, кто приходит в вузы, недаром они стремятся проводить дополнительные испытания), но уже махину не повернёшь. И ничего, кроме ЕГЭ, в пандемию не придумали. А был бы традиционный экзамен – куда плодотворней и безопасней было бы провести, но утрачены методики, кадры, системообразующие подходы… Теперь на очереди – вся система традиционного образования.

Вузы и студенты – особая больная для меня, профессора, тема. Ещё свежи в памяти дистанционные защиты дипломных работ, выпуски бакалавров и первый выпуск специалистов литературного творчества и художественного перевода в МГИК и в МосГУ. 

Где цветы и самобранка?
Где привычный фоторяд?
Реформатор из Сбербанка
Этому формату рад.

 Новая реальность обернулась очередной примитивизацией, разрушением лучших традиций. И дело не в торжественности обряда, цветах и фуршетах – утекло что-то важнейшее, дух вузовский. 

А министерство образования вполне довольно, готово и следующий учебный год так начать. Но почему-то не может решить на государственном уровне проблему технологического и методического обеспечения – кто как изворачивается. Всё-таки живое общение разум включает, совесть, остроумие, а тут – мечта тупого бюрократа. Даже писать об этом стыдно.

Но мы, опытные преподаватели, теоретики и многое пережившие практики, и впрямь справились, завершили учебный год, спасли главный итог – защиту, объективно оценили. Я лично, как и многие коллеги, получил немало благодарных слов. Больше всего тронуло послание моей выпускницы  МГИК Дарьи Мещеряковой, которая халтурила, упивалась безконтрольностью (многих расслабили непонятные каникулы, объявленные вдруг до 6 апреля!) и получила от госкомиссии «хорошо», потеряла «красный» диплом, но поняла, что сама виновата: «Александр Александрович, спасибо Вам большое за Вашу работу над моим дипломом, спасибо, что терпели меня))) Конечно, мне не удалось в полной мере её выполнить, но я благодарна за Ваши советы и профессиональное мнение. Я рада, что в качестве научного руководителя у меня были Вы».

Я привёл это письмо не для хвастовства, а для подкрепления главного вывода: больше всего к пандемии оказались не готовы чиновники и организаторы учебного процесса, которые привыкли только давать указания, придумывать схемы отчётности и контроля. А в реальности оказались не способны встретить вызовы невиданной напасти: вдруг, например, полетели все проверки посещаемости (кстати, за посещаемость студентов, даже на платной основе – отвечает не сам студент, а… преподаватель). Эта глупость у меня прописана в договоре. Всё это ещё говорит о степени ответственности и «жажде знаний» молодых. Они ведь тоже привыкли к формалистике: главное – не пропускать много лекций, сдавать, пусть халтурные, курсовые и контрольные, и «хорошо» на любом экзамене обеспечено. «Вы меня отметили?» – тревожно спрашивает меня девица после лекции, а сама в аудитории из гаджета не вылезала. И вдруг обрушилось – надо что-то делать самому, выполнять увеличившиеся задания.

Может, мне легко так рассуждать потому, что я преподаю будущим литераторам и журналистам. Тут главное – научить работать над текстом. Поэтому у меня и прежде было много письменных заданий, проверочных текстов, оригинальных упражнений на грамотность и умение редактировать.  К тому же у меня по всем семи читаемым курсам созданы и изданы в печатном и электронном виде учебники и пособия, написанные по-писательски неординарно, но в соответствии с учебными программами. Всё, что не принадлежало издательствам, я выложил в открытый доступ, не думая об авторских правах и вознаграждениях, в отличие от многих авторов и наследников-крохоборов. 

Поэтому мои преподавательские рассуждения – не совсем типичные, наверное. Ждём…

Александр Александрович БОБРОВ