Протоиерей Александр Шаргунов - «Взыдем на гору Господню»

 

19 августа – Преображение Господне

 

Господь взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и возвёл их на высокую гору, и преобразился пред ними. «Приидите, взыдем на гору Господню», – говорит слово Божие (Ис. 2, 3). Откровения Божия в Ветхом Завете даются всегда на вершине горы. Мы все должны, так или иначе, совершить это восхождение, пасхальный переход, если мы хотим достичь небесного Иерусалима, имя которого означает «священный мир». Это восхождение было предпринято Моисеем по повелению Божию (Исх. 19, 20) для общения с Богом и для принятия от Него света, которым он мог вести свой народ. Это восхождение – также долгий путь, который прошёл Илия, чтобы достигнуть вершины Хорив, горы Божией. Там он вошёл в расщелину между скалами, и Бог явился ему в виде «гласа хлада тонка» – в веянии тихого ветра. Это восхождение относится непосредственно к Иерусалиму, к которому от праздника к празднику устремлялся всякий чающий утехи Израиля, чтобы приобщиться к Завету с Богом и обрести в Его храме Живущего на горе Сионе (Ис. 8, 18).

Вся наша христианская жизнь – восхождение. И по мере того, как мы восходим, Христос становится зримым для нас в сиянии славы. Его одежды, то есть то, что окружает Его в земной жизни – обстоятельства, события – всё яснее проступают для наших глаз. И слова Писания, в которые Он облечён, становятся белыми. Всё, что в Писании – открывается ослепительной и чистой белизной, потому что освящается Духом Святым. Закон и пророки отступают в Евангелии, и не видно в нём никого, кроме одного Господа.

Но «кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его?» – вопрошает псалом (Пс. 23). Необходимо уготовление. Надо снять обувь свою, очиститься покаянием, «обрезанием сердца». Засвидетельствовать желание – до конца, до сокровенных глубин принадлежать Господу. Отвергнуться всех чуждых богов, оставить у подножия горы всё, что может своей тяжестью препятствовать восхождению. Бог сказал на горе Моисею: «Сам Я пойду пред тобою и введу тебя в покой» (Исх. 33, 14).

Преображение было во время молитвы Господа. Только в молитве лик Христов открывается нам, и мы узнаём любовь Божию. Гора Фавор – это некая духовная высота. И Успенский пост, как и Великий пост – духовная гора. Он должен привести нас к видению света Христова, каждого – в его мере. Ибо 

Христос приспосабливается к тем, кто знает Его плохо и мало. И к тем, кто начинает свой путь, и к тем, кто уже преуспел. Он приспосабливается к силе нашего зрения. Но всегда – для того, чтобы явить Себя нам. Будучи образом Божиим, Он умалил Себя ради любви к людям, «зрак раба приим», и даже после Воскресения является идущим в Эммаус простым путником.

Различно восприятие Его теми, кто остался у подножия Фаворской горы и избранными апостолами Петром, Иаковом и Иоанном – единственными, кто мог тогда видеть Его славу. «Славу как единородного от Отца, исполненного благодати и истины» (Ин. 1, 14). Но и они видели Божественный свет только «якоже можаху». Ибо дар Божий соответствует нашей способности его принять. Бог есть свет, но для нас Он – тьма, потому что ночные птицы не могут видеть солнца. Но чем большее место начинает занимать Христос в нашей жизни, тем большим светом наполняется мрак, через который мы идём. Тем глубже становится наша вера даром Духа Святого, воспринятого нами в крещении.

В чём смысл этого таинственного и очень важного события? Поистине, Христос даёт Своим ученикам узреть Своё Божество. Он уготовляет их к Своим Крестным страданиям и к преображению в славе Воскресения.

Сойдя с горы, трое учеников не слышат уже гласа Отча, а слышат шум расположенного рядом селения. Господь имеет обычный человеческий облик, и одежды Его не светятся. Сияние исчезает, но оно запечатлевается в каждом из них глубоким и всевозрастающим желанием быть со Христом в Его животворящем свете. Это образ христианской жизни – жить пасхальной тайной. Свет уходит от нас, чтобы мы искали его среди испытаний и трудностей в ночи мира сего. Но он возвращается к нам, принося тот же день Господень и ту же радость. И всякий раз мы видим это лицо, в Котором любовь Отца Небесного и сияние Духа Святого. Преображение Господне – ради преображения человека. Его Преображение преображает нас. «В доме Отца Небесного обителей много» (Ин. 14, 2), но «никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – говорит Христос (Ин. 14, 6).

Протоиерей 
Александр Шаргунов