Протоиерей Александр Шаргунов - Тайна человеческого тела


28 августа – Успение Божией Матери

 

Праздник Успения Божией Матери – завершение всех богородичных праздников, которые мы совершаем в течение года. И того прославления Её, которое мы приносим каждый день на утрени. Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Божия Матерь – первая из спасенных. Её величание Господа под действием Божественной благодати есть не что иное, как приношение всей славы Богу: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его». Её единственная высота и красота – пребывание душой и телом в Божественной славе – это дар благодати Её Божественного Сына. Божия Матерь не есть некая богиня, Она называет Себя смиренной рабой Господа. И Её песнь хвалы Богу исполнена смирения. Всё, что Она имеет, исходит от Бога, Его дара, и возвращается к Нему в благодарении. Вот почему подлинное почитание Божией Матери постоянно возводит нас к тайне Христа. Чтобы постигнуть Её Успение, требуется приобщение славе Воскресения Христова.

«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мерт-вых» (1 Кор. 15, 20–21). Во Христе Иисусе «последнее время» уже началось. В Нём явилась высшая тайна Бога и высшая тайна человека. Воскресение – не только «завершение всего», но и «основание всего». В нём Бог явил нам глубокий смысл Своего творения. Чтобы привести нас к этой чудесной жизни, которая присутствует в замысле Божием с самого начала. В воскресшем Христе открывается нам конец времён, цель истории.

Божия Матерь – избранная от всех родов – уже достигла этой славы, которая есть исполнение замысла Божия. Она –прообраз того, что Бог хочет даровать всему творению. То, что совершилось с Нею, должно совершиться со всею Церковью, с каждым из нас. Вечное преображение, переход от смерти к жизни явились в полноте во Христе воскресшем. И предваряется для нас Успением Божией Матери. Тайна благочестия – в действии. Пока длится земная история, законченное совершенное лицо человека не может явиться. Каждый из нас ещё отмечен тенью смертной. И мы «восполняем недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24).
В день славы Успения Божией Матери Церковь напоминает нам, сколь скорбным было Её материнство, когда Она усыновила нас у Креста Своего Божественного Сына. И каждый из нас проходит путь испытаний и скорбей. Наши сегодняшние скорби – муки рождения нового мира, в котором мы участвуем со Христом в Его Крестных страданиях. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, – говорит слово Божие, –каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть». (1 Кор. 15, 22–26).

Существует такая ложная духовность, которая удовлетворяется «безсмертием души». Для чего, говорят эти лжеучителя, воскресение тела? Но мы знаем, что Слово стало плотию. За каждой Евхаристией мы приобщаемся Его Телу. И Божия Матерь взошла к Богу с душою и телом. Это не случайное, не второстепенное явление. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», – говорит Господь (Ин. 6, 51). В этот день телесного Успения Божией Матери мы должны осмыслить, что значит тело. Наше тело не есть что-то внешнее по отношению к нам, но, волей Творца – мы сами. Тело и душа нераздельны. Отделение их друг от друга означает смерть. Вместе они составляют личность человека. Наше тело – не просто физическое явление, оно все проникнуто разумностью. И оно делает только то, что велит ему делать душа. И точно также душа ничего не может делать без тела. Нет никакого их разделения в человеческом естестве. Нет ничего, что было бы только телом, и нет ничего, что было бы только душой. Когда мы говорим о душе, мы не имеем в виду то, что отделено от тела или то, что противоположно ему. Мы употребляем этот язык, чтобы сказать, что человеческая личность остаётся тождественной себе, проходя через все физические изменения в течение своей жизни. Этот восьмидесятилетний старик с изношенным и страдающим телом остаётся тем же самым, каким он был в сорокалетнем возрасте, когда в расцвете своих сил напряженно трудился. Тем же самым, когда он был десятидневным младенцем, плачущим в колыбели. Его тело изменилось. Однако это та же личность. Когда человеческое тело столь часто предается поруганию и осквернению, мы призываемся увидеть его славу. Человек не может спастись и достигнуть Божественной славы без преображения собственного тела.

У Христа было тело. Христос имеет тело. И воскресение Его тела не есть что-то второстепенное, но главное – в совете Божием о нашем спасении. И Успение Божией Матери – исполнение замысла, которое Бог имеет о всех людях. Бог низложит всех врагов под ноги Свои, так что «последний враг упразднится – смерть».

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ