Владимир Басенков - По Сеньке ли нам шапка Мономаха?

Архив: 

 


19 мая 1125 года, 895 лет назад, отошёл ко господу Владимир Мономах

 

 

«Поучение» великого князя Владимира Мономаха знакомо многим одним названием ещё со школы. Однако памятник древнерусской литературы сегодня незаслуженно забыт и недооценён. О силе морального закона, миротворчестве и христианском житии – в нашем обзоре.


Мономах

Своим прозвищем великий киевский князь обязан матери, которая, предположительно, происходила из рода византийского императора Константина IX Мономаха. Будущий князь провёл детство в Переяславле-Южном с отцом и регулярно возглавлял его дружину в дальних походах, в том числе против половцев. В 1093 году после смерти Всеволода Ярославича Владимир имел возможность занять киевский престол, но, предчувствуя междоусобицу, уступил двоюродному князю Святополку.

По мнению академика Лихачёва, Мономах был одним из главных идеологов провозглашённого на Любечском съезде принципа «кождо да держит отчину свою». Но князь призывал не к разрыву и образованию множества мелких государств с непрерывными войнами. Наоборот, благоверный Владимир ратовал за общекняжий совет, прочные связи, единство в вопросах безопасности Русской земли. Мономах был миротворцем своего времени.

В 1113 году, после смерти князя Святополка Изяславича, в Киеве началось народное восстание. Городские бояре призвали на осиротевший престол Владимира Мономаха. Вступив на княжение, новый правитель поспешил успокоить гнев народа смягчением закона. Так появился «Устав Владимира Мономаха», ограничивавший ростовщиков и облегчавший положение зависимых людей.

Три четверти русских земель были под управлением Мономаха.  Из Киева он периодически силой оружия призывал к разуму нерадивых князей и успешно оборонял Русь от половцев. По указу благоверного Владимира «Повесть временных лет» подверглась нескольким редакциям и дошла до наших дней в известном ныне виде. До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха: «Поучение Владимира Мономаха», автобиографический рассказ о «Путях и ловах», письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) – «Устав Владимира Всеволодовича».
Сидя на санях. Именно так охарактеризовал князь Владимир момент написания «Поучения» («Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»). Мономах призывает:

«Прежде всего Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, – это ведь начало всякого добра».

Князь видит в страхе Божьем основу нравственности. На протяжении всего «Поучения» Мономах цитирует 36 и 55 псалмы, а также Василия Великого. Псалтырь князь Владимир, по его замечанию, во время написания открыл произвольно. Подобная традиция получения ответов через «случайное» раскрытие священных книг до сих пор живёт в православном народе.

Владимир Мономах упреждает сыновей от участия в междоусобной брани, настраивая на миролюбивый лад:

«Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, а послушные Господу будут владеть землей» (Пс. 36, 1)… «И ещё немного, и не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром» (Пс. 36, 10–11).

Князь призывает сыновей к жизни по Евангелию:
«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем… Лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи… Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».

Мономах говорит о необходимости социального служения, настойчиво повторяя не только о делах милосердия по отношению к бедным и обездоленным, но и силовой защите слабых. Князь напоминает, что век человека скоротечен и час смерти неизвестен, а значит, в первую очередь стоит заботиться о душе и очищать её от греха. Благоверный взывает сыновей быть ответственными и хозяйственными людьми: проверять все поручения самостоятельно, не надеясь на «тиунов и воевод». Владимир Мономах наставляет быть гостеприимными и внимательными к простым людям, любить жён, но не давать им над собой власти. В заключение князь говорит о важности постоянного самообразования, труда и повторения уже имеющихся навыков. 

Равняться на святых подвижников прошлого – добрая христианская традиция, ведь человечество, увы, с веками не движется в сторону духовного прогресса. Русь приняла Христа всем своим сердцем, вдвойне отрадно, что власть, «сильные мира сего», глубоко прониклись идеей христианства.

Владимир Мономах – правитель Русских земель, непререкаемый авторитет своего времени среди князей. В своём фактическом завещании князь говорит об одной из ключевых христианских идей – мире между людьми. Князь благословляет будущие поколения русских «жить дружно», поддерживать друг друга, помогать. Не кичиться своим положением, а всех воспринимать равными, в каждом видеть образ Божий. Никогда не проходить мимо нуждающихся и терпящих лишения. Быть ответственными за своё дело и вверенных людей. Быть мужчинами, «патриархами» своей семьи. Помнить, что прежде всего в этой жизни – Бог.

Владимир Вячеславович Басенков