Протоиерей Димитрий Смирнов - «Людей, которые стремятся к Царству Небесному, – единицы»

Архив: 

 

О воспитании православного человека как гражданина Отечества земного и Небесного

 

Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил, что худой гражданин Отечества земного недостоин и Небесного. А святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в дневнике: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить…»

Об этом, а также о проблемах семьи и воспитания – в беседе корреспондента «Русского Дома» Владимира Борисовича Панкова с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. 

– Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, какие задачи приходится вам решать и что входит в ваши обязанности как председателя Патриаршей комиссии.

– Одна из обязанностей –  отслеживать законодательство, так как у нас нередко готовятся законы, которые ведут к разрушению семьи. За несколько последних лет мы опубликовали немало официальных документов, в которых даём оценку различных законодательных предложений в отношении семьи и родительских прав и пытаемся вывести на чистую воду негативные тенденции, возникающие у наших законодателей, журналистов и других. Можно сказать, работаем в том же направлении, что и ваш журнал.

Разработанные комиссией документы адресованы не только законодателям или представителям государственной власти, но и всем православным христианам и здоровым общественным силами, желающим сохранить и защитить семью как основу будущего России и всего нашего народа.

Мы помогаем людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Эта тема очень болезненная. Работаем совместно с уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка Анной Юрьевной Кузнецовой, которая оказывает нам всестороннюю поддержку. 

– Из года в год в нашей стране растёт число разводов и, соответственно, неполных семей. Распадаются нередко и православные семьи, где родители являются вполне воцерковлёнными, а дети посещают воскресные школы. В чём вы видите причину и можно ли как-то повлиять на эту неблагоприятную ситуацию?

–  Действительно, народ наш поражён таким явлением, как развод, и уже как следствие –  всякие попытки делить детей. Причём часто получается, что кто сильнее, кто богаче, тот и прав, недаром говорят: «С богатым не судись».

Церковь пытается бороться с этим пагубным явлением. Когда у супругов зреет развод, они могут прийти в нашу комиссию. Могут обратиться к священнику, который проведёт с ними беседу, всё растолкует касательно ценности и важности брака, чтобы помочь сохранить семью. Речь идёт, конечно, о венчанных браках, а не каких-нибудь сожительствах.

К сожалению, в нашем народе под влиянием «Манифеста Коммунистической партии», а потом воспитания в комсомоле понятие о браке как о святыне, как о даре Божьем утрачено. 

Всё это извратилось, сошло на уровень временного соединения, как бывает у млекопитающих. Чуть что не так –  брак распадается. Приведу свежий пример. Молодая женщина, которая четыре года назад развелась с мужем, обратилась в комиссию, чтобы получить от Церкви благословение вступить в новый брак. Она живёт в Москве, а бывший муж в Санкт-Петербурге и вряд ли соберётся сюда приехать. Я спросил: «Сколько вы прожили в браке?» Оказалось, что по факту 11 дней, а реально –  один свадебный день. Потом муж уехал к маме и больше не возвращался. При этом ему не 20 и не 30, а уже за 40, а поведение такое, как у незрелого юнца, школьника, который взял и сбежал с урока. Действительно, у нас очень много мужчин –  маменькиных сынков, которые никак не могут оторваться от мам и жить самостоятельной семейной жизнью. 

Наши предки вершили великие дела, строили государство, создавали армию и флот, созидали духовную церковную и светскую культуру. Чего только русский народ за свою многовековую историю не совершил! Но после революционных богоборческих потрясений и переустройств многое было разрушено, и более всего подверглись деградации такие, казалось бы, обыденные вещи, как сватовство, свадьба, женитьба. С первых лет советской власти проводилась целенаправленная антисемейная пропаганда, которая со временем принесла свои плоды. За сто последних лет у людей совершенно поменялось сознание, исчезли многодетные семьи, уже до половины браков заканчивается разводами. Такая печальная статистика.

Можно ли что-то изменить? Теоретически да. Для этого необходимо создать такую государственную программу, чтобы из мальчиков воспитывать мужчин. Обычная средняя семья на это уже не способна, поэтому делать это нужно в школе, класса с седьмого. А для девочек можно начинать и пораньше, к примеру, проводить уроки материнства, тогда они вырастут подготовленными к семейной жизни. Пока мы можем об этом только говорить, но как развернуть эту огромную машину под названием «государство» в сторону созидания семьи? Это практически невозможно, но, поскольку Церковь получила первый раз в жизни право голоса, мы всё равно стараемся свою лепту вносить.

–  После Великой Отечественной войны потери населения Советского Союза, по некоторым оценкам, составили до 30 млн человек. Однако примерно к 1960 г. численность населения достигла довоенного уровня. И это несмотря на сталинский ГУЛАГ и неимоверные лишения. А в послеперестроечное время вот уже не одно десятилетие численность населения в нашей стране стабильно сокращается. В чём, на ваш взгляд, здесь кроется причина?

–  У советской женщины за годы коммунистической власти сформировалось, я бы сказал, абортивное сознание. И сейчас в этом отношении, в сущности, ничего не изменилось, а если и изменилось, то в худшую сторону. Для такой женщины убить собственного детёныша совсем несложно. На стороне убийства, как правило, и её мама, и, если жива, бабушка при молчаливом согласии всех окружающих мужчин. Поэтому количество абортов всё время росло, росло, и мы стали вымирающей нацией. Если помните, к началу перестройки русских, то есть государствообразующего народа, стало меньше половины от общей численности населения страны, об этом сообщали СМИ. До этого мы составляли большинство, но прирост населения шёл в основном за счёт азиатских республик и Кавказа. 

В нашем государстве живёт примерно 180 разных народов. Все они сохранили и культуру, и язык, имеют национальные школы, и это большое благо, но государствообразующий народ у нас только один. У всех остальных народов за исключением некоторых, никогда не было государства, поэтому они вошли в состав России. И сейчас, после отделения от России, вся их государственная система начала рассыпаться. Причина в том, что у этих народов нет инстинкта создавать государство, а у русских такая структура, как говорится, в крови, это для них –  многовековая форма существования. 

Можно рассматривать вопрос с рождаемостью с другой стороны. У нас теперь немало людей с хорошими доходами, есть и просто богачи с многомиллионными и многомиллиардными состояниями. Однако деньги, оказывается, не стимулируют рост рождаемости. Из всех наших известных богатеев только один Роман Абрамович многодетный, да и то с женой развёлся. Ну, казалось, люди состоятельные могли бы пример показать остальным, поддержать государство. Однако такие «героические» поступки их не привлекают, у них нет ни потребности, ни любви к детям. От детей предохраняются, как от бандитов. Детей не считают счастьем, а только обузой, они якобы мешают самореализовываться. Поэтому скоро сюда придут другие народы и будут сами самореализовываться за счёт нас.

–  Сейчас в ряде стран узаконены так называемые однополые браки. Насколько мне известно, и в нашей стране действуют организации, активно поддерживаемые и финансируемые извне, которые стремятся культивировать и развивать подобные тенденции в российском обществе. Каким образом можно противостоять всему этому?

–  Можно противостоять законодательным путём. Не так давно у нас была уголовная статья за такие проявления. Пока ещё действует запрет на пропаганду подобных действий среди детей. К чему может привести легализация всего этого? Только ускорит наше вымирание, потому что ещё больше растлит общество. Брак создан Богом для мужчины и женщины, которые образуют семью и соединяются навечно для продолжения рода человеческого. А то, что узаконено на Западе, не есть брак. Однополого брака не существует. Вот я сейчас возьму и женюсь на треноге с кинокамерой. Если мужчина играет роль женщины, то почему кинокамера этого не может? 

–  Закон о ювенальной юстиции принят у нас в 2016 г., а в ряде западных стран такой закон действует уже не одно десятилетие. Были случаи, когда наши соотечественники, постоянно живущие за рубежом, в полном отчаянии обращались к президенту В.В. Путину с просьбой помочь вернуть их ребёнка, которого у них забрали силой по ювенальному закону, потому что все их попытки добиться этого в стране проживания оказались тщетными. Изложите, пожалуйста, вашу позицию по этому нововведению в мировой судебной практике.

–  Меня до глубины души возмущает, когда без суда и следствия приходят представители этой новой государственной структуры и вершат откровенный произвол. Раньше такого не было и в помине. Ювенальная юстиция впервые возникла у нас в России, но она создавалась для того, чтобы с большим пониманием совершать судебные действия в отношении малолетних, лишённых достаточной родительской опеки. То есть задача стояла совсем иная. А здесь просто приходят люди и без суда и следствия отбирают детей, иногда трёхмесячных младенцев. Идут как на охоту, и им за такой сатанинский произвол государство платит деньги, причём немалые, поэтому живут они прекрасно.

Такие структуры неимоверно разрастаются, становятся государством в государстве. Чтобы забрать ребёнка из семьи, достаточно соседу написать письмо в упомянутую структуру. А если люди, на которых пишут донос, ещё этнические русские, тогда детей отбирают без всяких разговоров и доводов. Я сам по долгу службы просто спас несколько семей из Германии. Они в ужасе бежали из этой страны, как от фашистов.

–  Это похлеще сталинских репрессий…

–  Нет, при Сталине то же самое было, но в другой форме. Если папа, к примеру, был репрессирован по расстрельной политической статье, то могли репрессировать и маму, это называлось «член семьи врага народа». А детей в таких случаях направляли в казённые заведения, где им внушали, что папа у тебя –  изменник Родины, мама –  враг народа, и ты должен обязательно вырасти совсем другим. А были случаи, когда детей даже расстреливали, правда, не так часто, как взрослых. 

–  Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни –  это стяжание Духа Святого, чтобы наследовать Царство Божие. Что вы посоветуете родителям? Как всё-таки нужно воспитывать детей в нынешних условиях, чтобы они стали достойными гражданами Отечества земного и Небесного?

–  Понимаете, это настолько высокие слова, что большинство современных людей их не воспринимают. Если молодой человек даже пройдёт какую-то приходскую школу при церкви или закончит православную гимназию, где ему внушат или заставят наизусть заучить эти великие истины, это ещё ничего не значит.

Надо, чтобы это было делом всей жизни, а такое, по моим наблюдениям, происходит очень редко. Большинство людей просто хотят спокойно жить, ждут отпуска и всяких развлечений. Людей, которые стремятся к Царству Небесному, единицы, даже среди тех, кто богословски достаточно «подкован».

–  Однако сейчас имеется немало воцерковлённых молодых семей, которые водят детей в воскресные школы, стараются жить по заповедям Господним.

–  Для нашей страны немало –  это несколько миллионов, а уровень воцерковления нашей молодёжи значительно ниже. Попробуйте сходить в какой-нибудь театральный вуз. Уже в фойе вы сразу увидите клубы табачного дыма, услышите страшенный мат, какого никогда не слышали. В средней школе ситуация чуть потише, но и там тоже мат присутствует. Может ли в такой среде вызревать или зарождаться любовь к Родине, к Церкви, к собственной культуре? Нынешние ученики вообще путают Пушкина с Грибоедовым.

Очень трудно сейчас приходится и невоцерковлённым родителям, и воцерковлённым. Допустим, они воспитывают детей так, как мы бы хотели, но что родители могут сделать против класса, в котором 35 учеников и все они говорят «на мать», а над теми, кто не говорит, подсмеиваются, бывает, что и издеваются, мучают, бьют. А по телевизору взрослые люди аргументированно доказывают, какая это замечательная часть русского языка, причём выступают не просто кто-то с улицы, а иногда в ранге министра. И есть артисты, творчество которых сплошь пронизано матом. Как в такой атмосфере может сформироваться достойный гражданин Отечества?

Конечно, голос Церкви теперь стал слышен, круглосуточно работают православные телеканалы «Союз» и «Спас». Но их смотрит лишь небольшая часть народа, хотя, конечно, и это слава Богу. Выбор есть, но на людей оказывается очень большое давление, особенно на детей и подростков. Информационная агрессия идёт и с Запада, и изнутри, от собственных носителей псевдокультуры, о которых я только что упоминал. А дети хотят быть как все, поэтому очень трудно воспитать человека со своим собственным мнением, со знаниями, основанными на традиционной православной культуре и философии.

В наших школах проводились опросы, и мало кто мог назвать хотя бы одного русского философа. Со святыми –  то же самое. А святые –  это же соль земли. Надо не то что их знать, надо через сердце пропустить их житие. Но это всё проходит мимо нашей молодёжи.

С некоторого момента семья уступает влиянию детского коллектива, который диктует свои условия, воспитывает совершенно в другой парадигме. И всё это окрашено отнюдь не высокими душевными порывами, как могла бы научить русская литература и поэзия. Усваиваются грубость, хамство, обман, тот стиль, который принят в классе по отношению к учителям и другим взрослым. Одни родители недавно рассказали мне, как в течение года изменился их ребёнок. Внешне он остался прежним, только подрос, а вот любовь из него как бы ушла, вместо любви –  зависимость от коллектива.

–  Некоторые батюшки советуют родителям максимально контролировать детей во всём, оградить от влияния улицы и школы, перейти на домашнее обучение, создать что-то наподобие семейного гетто.

–  Царскосельский лицей, например, был как гетто, но много принёс пользы нашему Отечеству. В этом «гетто», как в некой оранжерее, выросли и Пушкин, и государственные деятели.

Вообще говоря, духовность, по моим наблюдениям, лучше сохраняется в больших семьях, где детям есть с кем общаться и старшие воспитывают младших. Таким образом поддерживается надлежащий семейный климат и правильные отношения. Если взять семьи священников, то там ситуация на порядок лучше, чем у других граждан нашего государства. Дети из таких семей нередко выигрывают школьные олимпиады и т. п., хотя и у них бывают всякие увлечения.

А если в семье один или два ребёнка, о чём здесь можно говорить. Вот нас у родителей было трое, но и этого явно недостаточно. Поэтому необходимо возродить многодетность, сменить уклад, который вредит семье. Тогда будут здоровые семейные отношения, крепкие семьи и процветание в государстве. А что происходит сейчас? 

В церковь часто приходят жаловаться на атмосферу в рабочих коллективах и рассказывают порой ужасные вещи. Редко кто говорит, что устроился на работу и ему там нравится, рядом с ним хорошие, отзывчивые люди и он идёт трудиться с радостью. Наоборот, царят законы волчьей стаи, люди не стесняются творить друг другу всякие подлости, чтобы пролезть на ступеньку повыше и получить на десять рублей больше. 

Мы стали как дикари в джунглях, хотя живём в прекрасных обустроенных городах, ходим мимо великолепных храмов, которые теперь называются историческими памятниками –  памятниками некогда бывшему христианству. И старания 40 тысяч священников (у нас в стране зубных техников больше) на сегодняшний день явно недостаточны, чтобы что-то изменить.