Ксения Кривошеина - Жизнь после смерти

Архив: 

31 марта 1945 года, 75 лет назад, в лагере смерти Равенсбрюк была казнена мать Мария (КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА)

 

Мать Мария часто говорила, что «если выживу, обязательно вернусь в Россию и буду бродить по дорогам…» Но рок распорядился иначе. Не дожив до Победы всего несколько месяцев, она была казнена в газовой камере 31 марта 1945 года.

Образ матери Марии уже после её трагической гибели в лагере искажался как в СССР, так и во Франции. В Советском Союзе из-за недостатка информации и разрыва с русской эмиграцией долгое время её считали католической монахиней, правда, ещё знали как поэтессу Серебряного века Е.Ю. Кузьмину-Караваеву. Во Франции её помнили как монахиню в миру и участницу Сопротивления – и только.

Сегодня мать Мария действительно возвращается в Россию – своими стихами, богословскими эссе, дивными вышивками, иконами, памятью о её подвиге и милосердии. За последние годы в России и Франции были изданы несколько сборников её произведений, прошли конференции, в интернете появился посвящённый ей сайт, а в 2003 году состоялась выставка её работ в музее Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге.

Мать Мария обладала даром предвидения и в своих эссе предрекала близкий апокалипсис. При этом оставалась человеком светлым и весёлым, всеми силами поддерживала людей отчаявшихся и падших. Тяжёлая жизнь матери Марии была разрублена надвое: первая половина – это Россия, а вторая — эмиграция, Франция, но и тогда Россия оставалась в сердце. Елизавета Скобцова (её имя в миру) покинула родину уже сформировавшейся личностью, уже известной талантливой поэтессой и художником.

…В 1910 году 19-летняя Лиза выходит замуж. А в юности она была влюблена в А. Блока: в нём она видела второго мессию. Любовь её оказалась неразделённой, и от безысходности Елизавета по-женски «бежит в замужество», окунается в семейный уют… В этот период возникают первые живописные произведения и стихи, в основе которых лежат ветхозаветные сюжеты. Как и многие русские интеллигенты того периода, она вмещала в себя странную смесь христианства и революционных идей.

Но война 1914 года, первые жертвы и разочарование в революции довольно быстро отрезвили её. Елизавета Скобцова всё больше обращается к Богу, задумывается о главном предназначении человека. Николай Бердяев, её близкий друг и наставник, говорил, что свой собственный «переход от большевизма в христианство он совершил за один день». Их дружба продолжилась в эмиграции, и во Франции Бердяев оставался для неё истинным духовным наставником, а фотография матери Марии до сих пор висит на стене его кабинета в квартире-музее в Медоне, что под Парижем.

В 1932 году в Париже, в храме Сергиевского подворья при Православном богословском институте, Елизавета Скобцова приняла монашеский постриг от митрополита Евлогия (Георгиевского). Её нарекли именем Мария. Но для своего служения Богу она выбирает не монашескую келью и затвор, а деятельное монашество в миру. Всего за восемь лет монахине Марии удалось открыть несколько храмов, приютов для бедных, безплатных столовых, а в провинции – дома для престарелых русских.

На долю матери Марии выпало много горьких потерь. Ещё в 1926 году от менингита в парижской клинике умирала её четырёхлетняя дочка Настюша. У постели умирающей девочки бедная женщина молилась и рисовала. Эти датированные по часам рисунки сохранились, мы можем только догадываться, что чувствовала мать в эти страшные минуты... Но удары судьбы на этом не закончились. В 1935 году в Ленинград уехала её старшая дочь Гаяна. Патриотический и наивный порыв имел трагическое завершение: через год Гаяна умерла в Москве при невыясненных обстоятельствах. Сын Юрий, блестящий студент Сорбонны, глубоко верующий, помощник матери во всех её начинаниях, оказался следующим в этом погребальном списке. В 1943 году он умер от истощения в лагере Дора.

Невозможно не вспомнить и о соратниках матери Марии по основанному ею «Православному Делу» и Сопротивлению. Кроме Н. Бердяева с ней до конца были отец Д. Клепинин, И. Кривошеин, Р. Мачульский, отец Сергий Булгаков… Во время оккупации Парижа в своей церкви на ул. Лурмель мать Мария вела опасную и ответственную работу. Она была душой «Лурмельского комитета», который стал центром антифашистской деятельности в городе. Его члены скрывали бежавших из плена советских солдат, английских лётчиков, передавали посылки, деньги, устраивали побеги. Они выдавали фальшивые метрики крещения евреям, готовили документы, укрывали людей в церкви и потом переправляли их в безопасные зоны.

В феврале 1943 года после обыска в храме агенты гестапо арестовали священника Д. Клепинина и сына матери Марии – Юрия. Вскоре их ждал страшный конец в лагерях смерти. Она была следующей…
Смысл и итог своей жизни сама мать Мария описала в одном четверостишии:

И сны бегут, и правда обнажилась.
Простая. Перекладина Креста.
Последний знак последнего листа, – 
И книга жизни в Вечности закрылась.

Ксения Игоревна КРИВОШЕИНА
Составлено по материалам из книги 
«Мать Мария (Скобцова). Красота спасающая».