Протоиерей Артемий Владимиров - Тайна благодатного супружества

Архив: 

Мне хочется побеседовать с читателями «РД» о предмете светлом, радостном и одновременно возвышенном – о человеческой любви, ведь от правильного выбора жениха и невесты подчас зависит сама земная участь наша. Побеседовать об обручении, скрепляющем единство брачующихся, о тайне супружеской жизни, освящаемой в венчании, и о благословении Божием, свыше даруемом супругам, – о детях.

Думаю, слово о влюблённости и человеческой любви не оскорбит и монашеского слуха, тем паче рано или поздно большинство из них становится на стезю пастырства. Как правило, именно в монастыри идёт народ, чтобы снять с души бремя грехов, и поэтому монашествующему приходится вникать в эти предметы поневоле, хотя они и несродны им по образу их жительства.

Сам Бог есть Любовь. Бог является Источником Божественной, Творческой любви, чистой, чуждой чего-либо плотского. Эта любовь воззвала мир из небытия, этой любовью пронизаны все предметы видимого мира, силой Божией содержимые в порядке, во взаимодействии. Творец вложил в каждого из Своих разумных существ жажду истинного Богопознания, Богообщения, вложил в нас стремление к познанию Божественной любви и жажду стяжания, приобретения этой любви.

Господь так устроил человеческое естество, что оно раскрывает заложенные в нём дары, выбирая один из двух жизненных путей. Есть высший, превосходнейший, ангельский путь. Этим путём небесной лёгкой поступью прошла Пречистая Дева Мария. Этой же дорогой шествовал Её преданный ученик и попечитель святой Иоанн Богослов, а вслед за ними сонмы и сонмы подвижников христианского благочестия, сравнявшиеся с ангелами по чистоте жития.

«Девство, жизнь безбрачная, посвящённая Богу, не может быть восхвалена по достоянию человеческим словом», – говорит Иоанн Златоуст, но он не забывает упомянуть при этом и второй дороги, второй стези, брака, супружества, высказываясь об этой добродетели так: «Супружество же поистине достойно благоговейного удивления». О втором пути, более широком, более для большинства приемлемом, мы и побеседуем.

Любовь, истинная возвышенная любовь, которая благословлена Богом, – поистине удивительное чувство, трудно поддающееся описанию. Сколько ни тщатся земные художники, поэты, певцы воспевать любовь, она всегда остаётся невыразимой словами до конца. Подлинно любящие друг друга любят не на час и не на месяц, и даже не на короткий отрезок земного бытия. «Любовь даётся не для того, чтобы расставаться друг с другом, но любовь наша воистину сильнее смерти», – так говорил премудрый Соломон в своей книге «Песнь песней».

Символом супружеской любви является единство двух, Адама и Евы, обращённых лицом к Богу и шествующих земной стезей, преодолевая все препятствия, поддерживая друг друга на пути к вратам вечности. Смерть не разлучает подлинно любящих друг друга мужа и жену, и поэтому брак в идеале – один. Переживая земную утрату любимого или любимой, христианин ощущает, что любовь его по-прежнему изливается из глубины сердца и обращена не в пустоту, не в небытие, но в молитву о том (или о той), рядом с которым (или которой) было проведено столько времени, пролито столько слёз, подарено столько улыбок. Любовь не может быть изглажена из нашей души даже тогда, когда любимый ушёл за грань земного бытия.

Истинно верующим супругам, соединившим свои сердца, дано общение во Христе, дано слышать друг друга. Лучше всего эту тайну прозревают венчанные супруги, которые пожелали принять благословение свыше и получили дар супружеской любви от Бога. Истинная любовь подлинно преображает человека. К истинной любви способен лишь тот, кто сберёг себя для неё. Представим себе драгоценный, но прохудившийся сосуд. Удержит ли он в себе свежую влагу? Только если лудильщик запаяет трещину. И как важно жить нам по пословице: «Береги платье снову, а честь смолоду».

К супружескому счастью не приходят методом проб и ошибок – можно лишь оказаться перед разбитым корытом. Поэтому слово моё особенно обращено к тем молодым людям, которые не отказывают себе в мыслях о супружеском счастье, но которые даже не слышали, что залогом этого счастья является необходимость сохранения себя от греха, который, словно змея, покушается осквернить его.

Люди влюблённые часто сами с удивлением замечают изменения в себе, в своём образе жизни и поступках. Молодой человек, обретший предмет своего нежного чувства, начинает тщательнее следить за собой. Ещё вчера он общался лишь на языке междометий, и вдруг, под влиянием романтического и облагораживающего чувства изливаются стихи, подчас безыскусные по содержанию, но искренние. Любовь подлинно возвышает и облагораживает.

Но влюблённость, по учению святых отцов, может перерасти в болезнь. В каком случае? Вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира», т. е. никогда не обожествляй никого и ничего. Поклоняясь Единому, Истинному Богу во плоти Христу Спасителю, к Нему устремляй «души прекрасные порывы». И подлинно, совсем по-разному протекает это состояние у христианина, живущего полнотой духовной жизни Церкви, в первую очередь кающегося, знающего, что такое исповедь, причащающегося Святых Христовых Тайн, и у той души, которая ещё, к сожалению, не нашла своей дороги в храм. Во втором случае образ любимого или любимой, бывает, заслоняет собою всё и самое Солнце правды – Христа. Человек восчувствовавший, что сердце его занято образом любимого, как кажется, навсегда, настолько прилепляется к этому образу, словно предполагает вечно черпать из него силы к бытию. Если натура чистая, не растлена блудом, развратом, то она всем существом тянется к тому (или к той), в ком «узнала» этот идеал, и эта тяга может перерасти в болезнь.

Причины этой болезни ясны. Источник нашего бытия, Податель сил к жизни – это Бог, Который есть Свет и в Котором нет никакой тьмы. Нормальное духовное состояние разумной личности – обращение ума, воли нашей, способности к действию, чувств ко Христу.

Если мы действительно в молитве обращены к Богу, мы каждый день и час, и минуту нашего бытия внутри себя молимся: «Господи, помилуй! Господи, помоги! Господи, благослови!» или, во всяком случае, неким шестым чувством помним о том, что Бог нас видит, слышит, любит, покрывает, сохраняет и ко благу нашу жизнь направляет. В этом случае личностные качества наши раскрываются, как лепестки бутона под лучами солнца. Наградой за благочестие, то есть за стремление всё делать, говорить, мыслить во славу Господа, бывает глубокий мир, спокойствие сердца и ясность ума. Вот почему вера никогда не бывает слепой, она бывает только зрячей. Вот почему «блажен, кто верует, тепло ему на свете».

Бог в награду за такое стремление упорядочивает все силы нашей души. Просвещая наш дух, Он умиротворяет душу, а душе покоряет тело. Такой человек является подлинно господином, царём над своей собственной природой. А если Бога мы не знаем и не питаемся Им духовно, то есть риск, что, встретив человека, с которым мы почувствуем духовное сродство, единство, он, словно статуя античная, займёт ту единственную, самую важную, предназначенную только Богу нишу в нашем сердце. Особенно это случается с молодыми людьми. Именно им свойственно обожествлять или, по крайней мере, идеализировать объект своей влюблённости.

И тут вступает в свои права болезнь. Мы чувствуем такую зависимость от любимой или любимого, что без неё, кажется, не можем сделать ни одного шага. Очень велик уровень зависимости!

Если исследовать классические художественные произведения мирового значения, например, «Ромео и Джульетту», мы увидим, что любящий даже начинает сохнуть, чахнуть. Почему так? Потому что он, прилепившись к земле, всё более и более отделяется от своего истинного духовного и Небесного Отечества, от Бога, в обладании Которым содержится подлинная радость, подлинная полнота нашего бытия. Если болезнь разовьётся, то душа становится близорукой. Земная любовь производит слепящее действие. Русский народ несколько грубовато, но довольно метко по этому поводу констатирует: «Любовь зла, полюбишь и козла!», т. е. не увидишь, что у него рога, что у него какая-то грязная, жёлтая бородка, не увидишь его грубости, но будешь созерцать его в каком-то ложном свете.

Мы, священники, знаем, как часто это слепящее чувство заслоняет сам здравый смысл. Однозначно: если ваш жених, если тот, кто говорит, что любит вас, философствует с бутылочкой, – предложите ему всё же сделать свой выбор. Ради подлинной любви можно пожертвовать всем дурным. Тот, кто подлинно любит, с большой радостью у вас на глазах бросит курить, пить, ругаться морскими крепкими словечками. Настолько велика сила любви, вложенная в нас Творцом!

Иногда случается, что, влюбившись, человек не замечает недостатков другого или же покрывает эти недостатки, стараясь их не замечать. Конечно, любви не прикажешь... Но тем не менее влюблённый человек всё же должен отдавать себе отчёт, кто перед ним – человек, который только хочет быть любимым или умеет любить. Если он взвалит на себя безчувственное бревно, человека, который настолько исполнен эгоизма и себялюбия, что ради любимого и пальцем двинуть не захочет впоследствии, то может серьёзно надломиться.

Итак, очень важно иметь Царя в голове, т. е. поклоняться Небесному Царю – Христу, потому что именно в свете любви Христовой нам дано на весах Божественной правды и любви взвесить то чувство, которое родилось в сердце по отношению к человеку.

Если девушка – христианка, а юноша – христианин, то он никогда не согрешит кумиротворчеством. Получив от Бога вразумление, он увидит достоинства, красоту Божественного образа в любимом человеке и при этом разглядит немощи, несовершенства, присущие каждому из нас.

Формулу любви я нашёл на страницах Священного Писания Нового Завета. Она изречена апостолом Павлом в Послании к Коринфянам (хотя он имел в виду свои взаимоотношения с духовными детьми, которым был обручён как пастырь). Мы можем применить их и к теме нашего разговора:

– Я люблю не ваше, а вас!

Люблю не ваше, не то, что вам принадлежит, а вас самих.

Любовь в идеале – это безкорыстное чувство. Любящий доволен возможностью хотя бы издалека, чистыми светлыми очами созерцать ту, которую полюбил. Любовь – это не хищническое, животное чувство. Безкорыстие и чистота – вот идеал подлинной любви.

В древности в Церкви, прежде чем совершалось обручение, священник в течение трёх воскресений выходил после литургии на амвон и объявлял о намерении жениха и невесты соединить свои судьбы в Боге. Он вопрошал паству, не знает ли кто-нибудь из прихожан чего-либо препятствующего этому единению.

Давным-давно существовал особый институт в русской жизни, вмещающийся в словосочетание «сватья баба Бабариха». Кто это такая «сватья баба Бабариха»? Это православная женщина, смекалистая, умная, рассудительная, которая, пользуясь доверием родителей и зная, на ком остановился выбор жениха или невесты, приходила в дом того самого лица, относительно которого строились планы, и не как-то исподтишка, а достаточно прямолинейно выведывала обо всех возможных препятствиях к браку. Такими препятствиями, во-первых, могут быть родственные связи, точнее – кровное родство. Ещё Византийское право указывало на недопустимость супружеского единения троюродных брата и сестры. Это же законодательство соблюдалось и в Российской империи.

«Сватья баба Бабариха» выясняла и многое другое. В частности, спрашивала, не было ли в роду падучей (эпилепсии), т. е. не было ли в роду каких-то наследственных заболеваний на генном уровне, которые ставят нравственное препятствие к рож-дению детей, ради которых-то брак и заключается.

К сожалению, в наше время совершенно потеряна не просто культура и этика супружества, но и видение элементарных вопросов. Конечно, не совсем удобно девушке, с которой познакомился приличный молодой человек, начинать строить отношения с просьбы:

– Покажите, пожалуйста, ваш военный билет!

А в военном билете может стоять статья: 8-Б, 7-Б, 6-Б... Случается, что юноши «косят» от армии, т. е. попадают в дурдом на недельку, на месяцок, хотя и не имеют фактически заболевания, обозначаемого этими статьями. Однако высшее призвание – священство требует от администрации Духовной семинарии особенно пристального внимания к здоровью абитуриентов. В Троице-Сергиевой Лавре, пожалуй, самый дотошный экзамен – это медицинские комиссии, и если человек умудрился схлопотать подобную статью, то администрация не берёт на себя риск приёма абитуриента, исходя из того, что нет дыма без огня.

Кто из нас может похвалиться здоровьем душевным и телесным? Мы сейчас представляем собой племя немощное, хилое... Однако жених и невеста, коль скоро у них серьёзные планы, обязательно должны поделиться друг с другом этими тайнами своей личной жизни.

В своей пастырской практике я встречался со случаями, когда даже родители утаивали от противоположной стороны наличие душевного заболевания. Такое утаивание – нравственное преступление. Этот грех ложится на человека, скрывающего свою болезнь.

Вот «сватьи бабы Бабарихи» и занимались тем, чтобы выявить, насколько жених и невеста соответствуют друг другу. Впрочем, даже если такая «сватья баба Бабариха» была бы у нас с вами, это всё равно не снимает ответственности лично с нас.

Безусловно, жених или невеста не могут подыскивать себе пару по принципу компьютера: рост, вес, прикус... Не случайно ведь говорят, что браки заключаются на небесах. Подлинно любящие как-то мистически, духовно узнают друг друга.

Решусь преподать несколько ненавязчивых советов, просто жизненных наблюдений: как узнать своего избранника, свою избранницу? Как найти, выбрать, не ошибиться? В деле супружества не худо бы прислушаться к собственной душе. С одной стороны, нельзя слишком верить своему сердцу, потому что страсти, гнездящиеся в сердце, мешают принимать здравое решение. Однако приходится и в наши дни встречать людей, которым сердце подсказывает довольно трезвые вещи.

Помнится мне рассказ одной женщины, которая претерпела много горя в своём супружестве. Её муж оказался не просто грубым, а безсовестным человеком, у которого отсутствовало всякое проявление человечности, он, по существу, издевался над своей избранницей и над детьми и, скорее всего, был просто больным. После перенесённых жизненных скорбей эта женщина обратилась к Богу. Так вот, она рассказывала, что ещё в молодости пришла в дом своих друзей, где встретила человека, ставшего впоследствии её мужем. В какой-то момент она увидела лик этого человека в каком-то страшном освещении, прямо средь бела дня она как бы увидела его духовную сущность. Очень испугалась, отшатнулась, надолго запомнила... Он потом начал ухаживать за ней, всячески домогался её, в конце концов она сдалась, и он оказался действительно таким, каким Сам Бог в тот момент показал ей существо этого человека.

Сердце – вещун, сердце сердцу весть подаёт.

Брак не основывается на альтруистическом чувстве. Но иногда приходится это наблюдать у современной молодёжи. Девушка говорит своей матери:

– Мама, у Олега, с которым я познакомилась, ужасные жилищные условия. Он проживает вместе с мамой и папой в двух комнатах! Надо помочь ему, ведь это же по-христиански. У нас же четыре комнаты...

Случается, что люди бывают водимы чувством долга, гуманности, проявляют милосердие, желание оказать помощь... Но из этого ни в коем случае не следует необходимость заключать брак с нуждающимся в помощи. Брак – это таинство любви, а не чего-либо иного, и должен он совершаться на основе как душевной, так и духовной близости людей.

Душевная близость обычно выражается словами: «Он мне глубоко симпатичен, нам хорошо вдвоём». Душевная близость – это когда он понимает вас, а вы понимаете его. Душевная близость реально ощутима: первый раз видишь человека, всего лишь два часа с ним побеседовал, а ощущение, что знаешь его с детских лет. Духовная близость – это сфера духа. Духовное единомыслие возможно только для христиан, могущих составить единое целое во Христе. Духовная близость – это дар православной веры, а душевная близость – это тайна общения, в процессе которого мы находим человека, действительно созвучного нашему сердцу.

Протоиерей Артемий  ВЛАДИМИРОВ