Протоиерей Александр Шаргунов - Два человека вошли в храм…

 

 

  9 февраля – Неделя о мытаре и фарисее

 

Два человека вошли в храм помолиться: фарисей и мытарь. Два человека, два грешника, с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма: он – достойная личность в обществе и в Церкви. А мытарь, не смея пройти вперёд, стал у самого порога – как сказано в Евангелии, вдали.

Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место даже и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражён фарисей и как ослепил его грех. 

Обратим внимание, о фарисее сказано, что он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами – теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог более внимательно слушает то, что говорит сердце, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит: «Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится».

Грешный человек пришёл в храм, чтобы безчестить других людей и похвалиться своими добрыми делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдаёт на Церковь и нищим. Запомним с самого начала нашего пути к Великому посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а, наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост, молитва и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку.

Как научиться молиться? Посмотрим на мытаря. Он, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне грешнику». Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма. Он стоит вдали, он чувствует своё ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами: «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». «Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды», – говорит преподобный Ефрем Сирин. Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви.

Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рождённых жёнами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Из-за близости ко Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет святой Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы приступаем к таинству причащения Тела и Крови Христовых. Горе нам, если мы повторяем их одними устами.

Мы живём в мире, где всё меньше чувство греха. Можно подумать, в «безгрешном обществе», у которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его безпокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесём его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь всё более несчастной.

Самое важное, что люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас как выражение любви и свободы, а древний грех мужеложства – просто как иной стиль жизни, это уже как бы и не безнравственно…

Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнёт чувствовать, что грех – это грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.

Самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки: как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15).

Безумие мира, кажется, уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим и тысячной доли зла, которое в мире, точно так же, как и тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Чем больше неистовствует зло – тем более Дух Божий ведёт нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа.

Никогда, может быть, ещё не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И, как никогда, призываются войти в эту славу грешники кающиеся, ибо, как никогда, приблизилось к нам Царство Небесное.

Протоиерей Александр Шаргунов