Протоиерей Александр Шаргунов - Пророческое слово

 

    15 февраля – Сретение Господне

 

 

В эти дни мы предстоим перед пророческим словом, с которым праведный Симеон обращается к Божией Матери. Это пророчество касается Её и Её Сына. Три вещи говорит он о Христе: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих», «Он будет в знамение пререкаемое» и «откроются помышления многих сердец». А вот то, что относится к Божией Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Чтобы войти в тайну этого пророчества, обратим наш взор на того, кто его произносит.

Симеон – старец, встречающий Богомладенца Иисуса в Храме, ибо Дух Святой открыл ему приход Мессии. Хотя упоминания о Симеоне нет больше нигде в Евангелии, нам достаточно утверждения, что он был человек «праведный и благочестивый». Эти две черты в Священном Писании характеризуют святого человека, верного Завету, соблюдающего Слово Господне и умеющего видеть всё в истинном свете, ибо в каждом событии он различает исполнение замысла Божия. «Благочестивый», то есть «боящийся Бога», означает буквально того, кто знает, что добро сильнее зла, и кто видит всегда светлую сторону всех событий.

Он был человек праведный, подобно тому как праведным именовался Авель, приношение которого было угодно Богу. Как праведным именовался Лот, который бежал из Содома, чтобы не быть поглощённым грехом его жителей, или как Елисавета и Захария «были праведными пред Богом». Как Иосиф, хранитель Пречистой Девы Марии.

Праведный Симеон – одна из тех личностей, которая символизирует всё человечество, открывающееся спасительному замыслу Божию, человечество, очищенное послушанием Закону и потому способное внимать воле Господней. Более того, это человек, «чающий утешения Израилева». Он не был угнетаем старостью, испытания жизни не сломили его. В нём не было ни уныния, ни растерянности, ни тоски – он смотрел на будущее с глубокой надеждой.

Он чаял утешения Израилева, о котором говорили пророки – такие, как Исаия: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его» (Ис. 40, 1–2). Он знал, что это пророчество уже отчасти исполнилось в прошлом, и продолжал с уверенностью ждать, когда Бог снова утешит Свой народ среди стольких бед.

Мы должны обращаться к образу этого человека, не теряющего надежды. Одно из самых печальных явлений нашего времени, особенно в нашей России, – возрастание числа отчаявшихся людей, которые говорят, что они не ждут уже ничего от жизни, от семьи, от детей, от Отечества, от усилий что-либо изменить. Это происходит и с молодыми людьми. Ну а что говорить о тех, кто вышел на пенсию – что ждёт их впереди? Непрестанные болезни, порой полуголодное существование, одиночество, смерть? Неужели мы становимся страной, теряющей всякую надежду? Один из очевидных признаков утраты надежды – безпросветное сокращение рождаемости. Невозможно не сказать об этом в праздник принесения в храм Богомладенца. Люди боятся будущего так, что не хотят больше, чтобы дети появлялись на свет. Несомненно, и другие причины играют здесь роль, но преобладает страх. Как будет развиваться политическая, экономическая и общественная жизнь? Что может с нами завтра случиться? Где гарантия, что не наступит худшее, как на той же Украине?

У праведного Симеона нет страха. Он знает, что будущее его народа не розового цвета (иудеи жили под игом римского владычества, и Иерусалим скоро будет разрушен). Но он не останавливается на одних политических событиях, не без причины ждёт он утешения Израилева от Бога. Он – икона всех тех, кого Священное Писание называет смиренными, тех, кто среди полной безысходности обращает свой взор ко Господу.

Сколько было их в истории Церкви среди недавних небывалых гонений в нашей стране, среди ужасов войны, исполненных глубокого доверия Промыслу Божию, подобно праведному Симеону и Анне Пророчице! Они говорят нам сегодня: «Будьте мужественны и спокойны, Господь не забудет нас никогда, предавайте себя Ему с полным доверием, перед лицом испытаний и болезней не поддавайтесь страху и унынию. Бог всемилостив и всесилен».

В Евангелии сказано о праведном Симеоне: «Дух Святый был на нём». Вот человек, открытый тайне жизни и дару Духа, каким должен быть всякий христианин, крещённый и запечатлённый в миропомазании Духом Святым. Такими поистине были все наши святые в их простоте и чистоте, непоколебимо убеждённые в непрестанной заботе Божией о своих людях.

И Дух Святой даёт праведному Симеону слова, которые он говорит Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу». Праведный Симеон – тот, кто берёт на руки Богомладенца Иисуса (Ветхий Завет встречается с Новым) и узнаёт в Нём Мессию Христа. Он – первый пророк Нового Завета, который обращается к Богу с пением благословения, ежедневно звучащим во всех наших храмах в конце вечерни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Каждый день нашей жизни, который есть образ всей нашей жизни, мы должны завершать этими словами. Это чудная песнь жизни и смерти каждого человека, в которой сияет свет, слава и всецелое доверие нашему Богу.

Протоиерей Александр Шаргунов