Александр Вяземский - В испытаниях – не отнять

 

1 января 1925 года, 95 лет назад, родился Вениамин Ефимович БАСНЕР

 

Вениамин Ефимович Баснер – композитор военно-патриотической темы. Автор музыки к фильму «Тишина», в том числе – песни «На безымянной высоте». С этой песней связан забавный эпизод.

Однажды Вениамин Баснер рассказал Василию Соловьёву-Седому о произошедшем с ним и его соавтором, поэтом Михаилом Матусовским, случае: «Стоим мы с Мишей в Москве на стоянке такси, ждём машину. Примерно через полчаса подъезжает. Но только мы в неё собрались сесть, как откуда ни возьмись три мужика в сильном подпитии. Отталкивают нас – “пошли на туда-то, жидовские морды”, влезают в машину, а потом как грянут: “Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят!” Нашу с Мишей песню из только что вышедшего тогда на экраны фильма “Тишина”. Выслушав его, Соловьёв-Седой заключил: “Ну, Веня, теперь тебя и вправду можно назвать народным композитором”». 

Родители композитора ещё в Первую мировую войну эвакуировались из Двинска (Даугавпилса) в Ярославль, где и родился в новогоднюю ночь 1925 года Венечка. Оба его деда и родители говорили на идиш. Семья была музыкальной, дед и отец, оба портные, во время работы любили напевать еврейские песенки. Сохранилась фотография: Венечке три годика, а в руках у него игрушечная скрипка: «Мама вспоминала, что я увидел её в витрине магазина и не хотел никуда уходить, пока не купили. Так вот выбрал сам свою судьбу». Сын портняжки стал учиться в Ярославской музыкальной школе имени Собинова по классу скрипки, потом в музыкальном училище. В феврале 1943 года 18-летнего паренька призвали в армию. Попал он в костромское артиллерийское училище. Учился хорошо, мечтал стать офицером. Однако судьба распорядилась иначе: услышав, как играет на скрипке юный курсант, начальник училища приказал: «Победим немца без тебя – в музвзвод». Вот так в Красной армии «притесняли еврейские таланты».

Демобилизовался быстро – в 1944 году. Новым этапом его жизни стала учёба в консерватории им. Римского-Корсакова в Ленинграде. Через пять лет, закончив учебное заведение, начал трудиться оркестровым музыкантом, часто солируя на скрипке, а уже в 1955 году за первые сочинения стал членом Союза композиторов СССР. Как видим, просто зелёная улица мальчику, который в раннем детстве на русском не говорил. Кстати, и его постоянный соавтор Михаил Матусовский родился в Луганске в семье фотографа, владельца фотоателье, а впоследствии лишенца Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны. Но он учился по-русски, закончив строительный техникум, стал работать на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького в 1939 году, тогда же стал членом Союза писателей СССР, поступил в аспирантуру (диссертация по древнерусской литературе). Это ли не столь же завидное образование! Потом был Северо-Западный фронт и замечательные песни, которые стали визитными карточками эпохи – достаточно вспомнить «Подмосковные вечера», написанные с великим русским мелодистом Василием Соловьёвым-Седым. А спас эту забракованную на радио песню, вывел в эфир и в народ замечательный актёр МХАТа Владимир Трошин. И она полетела!

Широкой публике известны мелодии Баснера к опереттам, ста кинокартинам. Своего рода визитной карточкой народного артиста СССР стала композиция «С чего начинается Родина?», сочинённая для многосерийного телефильма «Щит и меч». Данная песня в исполнении Марка Бернеса получила огромную популярность, до сих пор часто звучит в разных исполнениях, и даже президент Владимир Путин наигрывал её публично на фортепьяно. 

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никогда не отнять…

Последующие творения Баснера – «На безымянной высоте», романс из телефильма «Дни Турбиных», «Берёзовый сок», «На всю оставшуюся жизнь» – стали поистине народными произведениями, любимыми многими советскими людьми. В последние годы жизни Баснер активно участвовал в создании еврейского музыкального театра в Петербурге, где такого театра не было никогда за всю трёхвековую историю города. Являлся его художественным руководителем. «Я русский композитор, еврей по национальности, – говорил Баснер. – Родился в центре России, всю жизнь впитывал русскую культуру, взгляды мои формировались на русской литературе и философии. Но меня всегда волновала судьба искусства еврейского народа, особенно музыки».

Вот самая нормальная позиция в огромной многонациональной стране без всяких спекуляций. В прошлом году мы отмечали 100-летие русского самородка – поэта Алексея Фатьянова. Все упомянутые в этой заметке создатели истинно народных песен получили прекрасное образование, прошли горнило военных испытаний, обрели своё место в созидающей стране. Их произведения, уверен, и в наступившем Году памяти и славы украсят любые программы и сценические площадки, чтобы подарить людям радость и печаль, заронить в ожесточённые сердца надежду.

Александр Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ