Александр Москалёв - С первого генваря

 

В декабре 1699 года, 320 лет назад, вышел указ ПЕТРА I о праздновании Нового года

 

 

Вслед за родиной Деда Мороза в Великом Устюге на карте России появилась вотчина Бабы-яги в Архангельской области – ею стал город Красноборск, объявленный прежде родиной белого гриба. Потом губернатор Тверской области решил объявить Старицу с её каменоломнями и пещерами родиной Кощея Безсмертного. Надо бы и в Подмосковье, в сердце Руси, основать родину какого-нибудь сказочного или легендарного персонажа. Например, Василисы Премудрой, поскольку Московия женского рода…

В декабре 1699 года, 320 лет назад, Пётр I издал указ о реформе календаря в России и высказался твёрдо: «Поелико в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря». Но государь сам задурил людям головы, потому что заявил, что с 1 генваря 1700 года наступит XVIII век. Поторопился на год! Так потом и с XXI веком стало – его вдруг в Европе в туристско-коммерческих целях начали 1 января 2000 года праздновать, а он наступил – только через год!

Итак, 1 января 1700 года Пётр I командовал военным парадом, затем устроил угощение для «скудных людей» в Кремле. Так царь отмечал свой указ о праздновании Нового года и введении летоисчисления на западный образец – от Рождества Христова. Лично ездил по Москве и проверял, как исполняется повеление: «...поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает». По воле депутатов и высоких чиновников, у которых есть средства на вояжи и долгие празднования, в России учреждены излишне продолжительные каникулы, каких нет ни в одной знакомой мне стране…

Но в историческом календаре отзываются и другие даты: с 1 января 1769 года начал действовать указ Екатерины II, который гласил: «С 1 января 1769 года пустить в обращение государственные ассигнации, изготовив их в Сенате, учредить нарочито для действования оными особые ассигнационные банки в обеих Империи российской столицах». Введение бумажных лёгких денег в народе приняли охотно. Слово «ассигнация» надолго вошло в русскую жизнь, как и «красненькая» – купюра в 10 рублей. Правда, вскоре мошенники стали 25-рублёвую бумажку переправлять в 75-рублёвую, которую потом изъяли вовсе, а назревавшая война с Турцией потребовала увеличение расходов. И родился самый простой способ решения государственных проблем – включить печатный станок. Ценность ассигнаций в пересчёте на звонкую монету поползла вниз. Ничто не ново под луной…

В последние дни декабря все покупают ёлки или даже сосенки. Трудно представить новогодний праздник без хвойной красавицы. Обычай украшать ёлку родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель – священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов, защитник правды. Чтобы задобрить духов, обитающих в ели, люди наряжали её ветви нехитрыми украшениями – яблоками, орехами, фигурками животных и людей. В российских домах ставить и украшать новогоднюю ёлку стали в 30-х годах XIX века. Русский Дед Мороз явился к нам из народного предания про Мороза Васильевича, из чудесной пьесы-сказки А. Островского, из повестей князя В. Одоевского. Вполне естественно рядом с Дедом Морозом позднее появилась и Снегурочка – ещё один персонаж зимней русской сказки. То, что традиция ставить и украшать ёлки пришла в Россию из Германии, помнили в течение нескольких десятилетий. И когда в период царствования Николая II, в 1914 году, началась война с Германией, праздничные ёлки повсеместно оказались под запретом. 

Запрет наложил Священный Синод. Тогда всё немецкое объявили «непатриотичным». Санкт-Петербург стал Петроградом, немецкий язык отменили во всех школах, а ёлочку назвали «германской выдумкой и разукрашенным зелёным помелом»... Советская власть ёлку в правах не восстановила, но и закручивать гайки не стала. Дети были у Ленина на новогоднем празднике в Горках в 1924 году, и там стояла ель. И лишь позже, в 1925 году, новогодние ёлки были запрещены как «буржуазное наследие», связанное с религией. Новый год, как многие русские традиции, возвратился к детям и взрослым в 30-х годах, когда перед лицом набирающего силу фашизма вспомнили о главном народе-воине и начали снимать патриотические фильмы «Александр Невский» да «Александр Суворов»… Школьные коридоры, залы дворцов культуры и городские квартиры снова наполнились чарующим запахом свежей еловой хвои. Для детей организовывались новогодние представления с играми, танцами и подарками. Новый год стал государственным праздником,  а 1 января – нерабочим днём. Первую новогоднюю ёлку отпраздновали в Харькове в 1935 году. Ещё через год пришёл черёд столицы. Десятиметровую красавицу установили в Колонном зале Дома Союзов.

И грянул первый после долгих лет новогодний бал!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ