Александр Москалёв - Келья, вместившая мир

 

Ноябрь 1114 года - 905 лет со дня преставления преподобного НЕСТОРА ЛЕТОПИСЦА

 

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи, откуда мы черпаем по сей день многие знания, начинается с безымянного упоминания её автора – черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, которое датируется XIII в., прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 г. о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нём не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублениии Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Но, конечно, главная заслуга Нестора (ок. 1056 г.– ноябрь 1114 г.) – первого писателя и агиографа, автора «Повести временных лет», заключается в том, что его труд наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры, истории, этики. Нестор, в Ближних пещерах почивающий, канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобного 9 ноября.

Преподобный Нестор родился в Киеве. Юношей он пришёл к преподобному Феодосию в Лавру и стал послушником. Постриг преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нём же он был посвящён во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщённого в иудейское мудрствование. Преподобный глубоко ценил истинное знание, соединённое со смирением и покаянием. 

«Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчётная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретёшь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель славилась цветущей духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам: «Когда Стефан управлял монастырём и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на колено-преклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные – варёное зелие, другие – только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых». Похоже, что ныне в древнем Киеве – вразумлять некому!

Что творится в головах авторов, которые утверждают, что Нестор писал на «украинских землях» «историю Руси-Украины»? Это ведь похоже на помешательство, но европейский учёный мир – молчит, да и российские телепропагандисты, рассматривая каждый политиканский шаг и жест Владимира Зеленского, комментируя каждое его словечко на плохом украинском, не говорят о духовной экспансии, об исторической лжи, потому что сами ничего не знают, не чувствуют Русского мира, не осенены духом просветительства

 Издавая учебник украинской истории в 2018 году, историк Р.Я. Пастушенко, по идее, должен был знать о защите известной русофобкой И. Фарион в 2015 году докторской диссертации по общественному статусу староукраинского (русского) языка в XIV–XVII столетиях. Даже Фарион писала о том, что староукраинский язык и был русским языком. И дальше – царил только общерусский. На ХIV–ХVII века приходится основная масса летописей, вошедших в Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), включая южнорусские, что в Греко-латинской академии учились по учебнику грамматики Мелетия Смотрицкого, 

написанному в 1619 году. Никто не скрывает вклада православных братских школ Львова, Киева в развитие русского языка. Ведь когда первопечатник Иван Фёдоров вслед за первым просветителем Нестором издавал свои книги во Львове, его книги и речи не надо было переводить!

Чем же забивают головы пятиклассникам? Про Нестора образно говорят, что его келья вместила целый мир. Да, Русский мир, чей дух усиленно изгоняется на нынешней безпамятной Украине. В Киеве установлен довольно-таки странный парадный памятник Нестору Летописцу, который не творит в тиши русского монастыря, а демонстрирует какую-то тяжёлую книгу. В ней вряд ли написано, «откуда есть пошла Русская земля».

Александр Александрович МОСКАЛЁВ