Александр Лукин - Любимое русское имя

Архив: 

В ХХ веке России посчастливилось испытать два великих триумфальных взлёта — День Победы над фашистской Германией 9 мая 1945 года и День Космонавтики 12 апреля 1961 года, когда русский человек первым вырвался в космическое пространство. И обе даты напрямую связаны с людьми, носящими имя Святого Георгия Победоносца.

Главным полководцем Великой Отечественной войны был Георгий Константинович Жуков, а первым космонавтом мировой истории стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Скептик скажет — простая случайность. Но в истории ничего нет случайного. Имя Георгий, оно же — Юрий, всегда было излюбленным на Руси, потому что это имя святого, проявившего высочайшие воинские качества — силу физическую и силу духа, твёрдость и стойкость, бесстрашие и волю к победе. Само прозвище его — Победоносец — звенит, как оружейная сталь, зовет к подвигу, к высокому служению, пробуждает в мужчине стремление к мужеству.
Стояние за Христову веру, проявленное Святым Георгием, является одним из ярчайших событий в истории христианства.

Он родился в Каппадокии — области в Малой Азии. Родители Георгия, будучи христианами, подверглись гонениям, отец был замучен до смерти за отказ отречься от Христа, а мать бежала из Каппадокии в свой родной город Лидду, или, как он ещё тогда назывался, Диосполис. Там, в Палестине, у своих богатых родителей она продолжала воспитывать Георгия. Мальчик рос крепким, мужественным и весьма красивым. Вопреки своему имени (Георгий означает «землепашец») он отличался столь ярко выраженным воинским характером, что быстро привлёк внимание римских военачальников. По достижении взрослого возраста его приняли в войско. Он быстро достиг звания всадника, а затем, лет двадцати от роду, был уже избран трибуном — одним из шести военачальников, стоящих во главе каждого римского легиона.

Диоклетиан ненавидел христианство, считая его религией, угрожающей безопасности Рима. Весной 303 года император Рима Диоклетиан созвал большой совет, на котором следовало постановить, что делать с христианской религией, всё более и более распространяющейся. Совет принял самое жёсткое решение — заставить всех христиан, проживающих в пределах империи, публично принести жертвы языческим богам и отказаться от Бога Живого.

Вероятнее всего, что именно накануне этого решения Георгий совершил своё знаменитое Бейрутское чудо, одолев змея. По преданию, огромный змей время от времени выползал из болота, похищал людей и употреблял их в пищу. Уничтожить его не могли, поскольку при виде приближающихся к нему вооружённых людей змей испускал смрад, от которого многие заболевали и умирали в страшных судорогах. Ради ублажения чудовища жители Бейрута установили бросать жребий и приносить в жертву своих юных сыновей и дочерей. По легенде, именно в тот день, когда к городу подъехал императорский комит Георгий, жребий выпал на дочь бейрутского государя, и её вели на заклание к страшному болоту. Увидев сие горемычное зрелище, Георгий осенил себя крестным знамением и громко воскликнул: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!». Затем на коне своем бросился к змею и ударил его копьем в гортань, прижав к земле. Он велел дочери бейрутского царя сделать из своего пояса ошейник, и на том ошейнике она привела покорного, будто собачонка, змея в Бейрут.

Жители Бейрута спрашивали Георгия, как ему удалось совершить невозможное, на что он ответил:
— Вы язычники, и потому не могли одолеть змея. А я — христианин. Спаситель Христос по моей молитве пришёл ко мне на помощь. Только веруя в Него, можно одолеть любое зло в этом мире.

После таких слов он извлёк свой меч и отсёк чудовищу голову. Все жители приняли крещение и построили христианскую церковь Пречистой Девы Марии.

В этом предании учёными принято усматривать христианское переосмысление заимствованных из древности легенд.

Но предки наши воспринимали красивое предание не мудрствуя лукаво, избрав чудо Георгия о змие в качестве наиглавнейшего сюжета при иконописном изображении святого.

Предание сообщает нам, что Георгий, узнав о предречённой страшной участи христиан, сам решил добровольно присоединиться к несметному сонму мучеников и открыть Диоклетиану своё вероисповедание. Прежде чем сделать это, он роздал нищим всё своё имущество и все многочисленные награды, которыми его удостоил император за воинские подвиги. Он дал свободу рабам, находившимся при нём, и тем, которые жили в его владениях. И наконец Георгий явился перед Диоклетианом и признался, что он христианин.

Император сильно огорчился, он стал упрашивать своего верного комита отречься от Христа и принести жертву римским языческим богам, обещая за это пуще прежнего возвысить и наградить Георгия. Но тот решительно отказался и принял страшные муки — на грудь ему клали тяжёлый камень, резали тело в машине, нарочно устроенной для пыток, но раны мученика чудесным образом мгновенно заживали, и при виде этого окончательно утверди лись в Христовой вере два претора — Антоний и Протолеон, ранее уже готовившиеся к принятию крещения. Их тотчас зарубили мечом.

Три дня связанный Георгий находился во рву, наполненном негашёной известью. Это была одна из распространенных казней, после которой от приговорённого оставались только самые прочные кости. Но Георгий и тут, к великому ужасу своих палачей, оказался невредим. Он прошёл через множество других пыток, и покуда продолжалось его страдание, многие люди уверовали во Христа и приходили поклониться ещё живому мученику. Наконец, даже Александра, супруга самого императора, не выдержала и на глазах у всех поклонилась Георгию, проклиная его истязателей и восхваляя Христа Спасителя. Диоклетиан, в горе и ярости, приказал тотчас же обезглавить и Александру, и Георгия. Его приказание было исполнено. В день смерти Георгию не было и 30-ти.

Почитание святого началось сразу после кончины. Тело его было перевезено родной матерью в Лидду (ныне предместье Тель-Авива) и там предано погребению. После того, как Византия приняла христианство в качестве главенствующей религии, Георгий был прославлен как святой мученик, несущий победу света веры над тьмой безверия и язычества.

Имя «Георгий» в разных вариантах распространено по всему христианскому и мусульманскому миру. По-немецки — Георг, по-французски — Жорж, по-английски — Джордж, по-испански — Хорхе, по-венгерски — Дьёрдь, по-арабски Джурджис или Хызр, по-чешски — Иржи, и пр.

Но поистине наибольшее почитание Победоносца принято в нашем Отечестве. Ещё первый собиратель земель русских Ярослав Мудрый в крещении был назван Георгием.

От имени «Георгий» произошли ещё как бы два отдельных имени — Юрий и Егор. Но в церковном поминовении — о здравии или за упокой — оба эти имени всегда произносятся как «Георгий».

Ярослав Мудрый основал целый город в честь своего небесного покровителя — Юрьев. В XIII веке его захватили немцы и стали называть Дарбете, впоследствии — Дерпт; а эстонцы, на территории которых град Ярослава Мудрого по недоразумению оказался в наше время, называют его Тарту.

Через 100 лет после Ярослава прославился в нашей истории другой Георгий — великий князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий, основатель Москвы. Герб со светлым всадником, поражающим змея, достался именно этому городу, коему суждено было стать столицей нового могучего государства Российского. Есть даже легенда, что Юрий Долгорукий копытом коня своего растоптал на Боровицком холме змею.

Первым князем, возглавившим отпор монгольским захватчикам, стал великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. Он сложил свою гордую голову в горестной битве на реке Сити. О нём складывались народные былины, в них он назван Егорием Храбрым, а затем он был причислен и к лику свтых.

Чудо Георгия о змие по церковной традиции всегда поминалось поздней осенью, 9 декабря (26 ноября ст.ст.). Именно это был тот знаменитый «Юрьев день», в который по окончании всех работ сельскохозяйственных крестьянин мог совершить переход от одного работодателя к другому, и после отмены которого родилась невесёлая поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Но всё же главным днем Святого Георгия считается 23 апреля (ст.ст.), а по новому стилю — 6 мая. Изредка этот день попадает на Пасху, если Пасха поздняя. В таких случаях празднование Георгия переносится на три дня, на среду Светлой седмицы. Именно так получилось в 1945 году.

В первый день Страстной седмицы, 30 апреля советские войска штурмом овладели Рейхстагом и водрузили на нём Знамя Победы. Примечательно, что человек, водрузивший это знамя, носил фамилию Егоров — опять Георгий поучаствовал! 6 мая праздновалась Пасха. А 8 мая, в канун перенесённого празднования дня Святого Георгия, в пригороде Берлина Карлхорсте представители советского и германского верховного главнокомандования подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Наконец, 9 мая 1945 года стал первым днём мира, и во всех православных храмах бескрайней России возглашали величание Святому Георгию и славу доблестному Русскому Оружию!

Среди нынешних школьников можно встретить Егора. Юрия — гораздо реже. А Георгия и вовсе не встретишь. Хочется, чтоб не забывали мы столь любимое в русской истории имя, данное нам великим светочем Православия Георгием Победоносцем. Глядишь, снова побольше станет в нашей жизни побед!

Александр Юрьевич ЛУКИН