Андрей Кашкаров - Он не вернулся из боя

Финляндия – страна контрастов. Для меня очередная турпоездка оказалась познавательной: в финской, как сказали бы у нас, провинции жители ухаживают за могилой нашего военного лётчика, который погиб 26 февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожного моста у озера Ристиярви, одноимённого населённого пункта и перекрёстка дорог.

Самолёт упал южнее, в районе железнодорожной станции Контиомяки (координаты: 64°20'17"N   28°6'51"E, вблизи дороги Е63, ближайшие города: Каяани, Оулу, Куопио), провинция Кайнуу, на востоке бывшей губернии Оулу, Финляндия. По данным РГВА значится: «Не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года».

В окрестностях Контиомяки эту могилу знает и стар, и млад. Более того, финны хотят и готовы установить памятник советскому лётчику – младшему лейтенанту Голубеву Валентину Ивановичу, 1918 года рождения, за свой счёт. Для этого им не нужно разрешения российского правительства. Но желательно найти родных и наследников. Я разговаривал с местной инициативной группой, поиском родственников лётчика финны занимаются все послевоенные годы, здесь эта инициатива стала уже делом чести – сменяются поколения поисковиков, но финны не унывают – хотят найти. Почему бы не помочь им? Они выходили на наших поисковиков, но большого толка не случилось: кроме разбросанных в разных местах интернета кличах о поиске родных лётчика и его анкетных данных, дальше продвинуться не удалось. Более того, в скромных по информативности объявлениях, многократно растиражированных на разных сайтах уже моими согражданами, есть ошибки.

Мы провели своё исследование и начали поиск с максимально возможного по точности определения служебного пути Валентина Ивановича (в 1940 году ему было только 22 года) с тем, чтобы по уточнённым данным получить ответы на запросы в архивы. Кое-что из этого удалось. 

Итак, Советско-финская война 1939–1940 года, Зимняя война, как её называют финны. Она была трагичной для СССР прежде всего по потерям. Ассоциации с трагедией связывают c боями у деревни Суомуссалми, где в лесах, вблизи дороги на Раату, замёрзли и попали в плен тысячи красноармейцев, две советских дивизии были разбиты, что привело к переформированию целого корпуса в Северной Карелии. Именно здесь на северо-западе карельского перешейка в начале 1940 года воевал лётчик В.И. Голубев.

Несколько слов об условиях ведения военной кампании: до 1939 года на огромном пространстве между Мурманском и Петрозаводском аэродромов не было вообще. Архивные документы свидетельствуют о том, что в 1939 году велась реорганизация и ротация частей, именно поэтому проследить служебный путь младшего лейтенанта Голубева было непросто, но возможно.

Известно, что Голубев, подготовленный в Военной школе лётчиков к разным типам истребителей, с начала 1940 года летал на истребителе И-153. Эти бипланы (два крыла) называли «чайками» – за форму, маневренность и нагрузочную способность – машины, даром что истребители, могли нести несколько авиабомб. Затем он был отправлен в командировку на Север, в Ухту, где и получил самолёт с номером 6820. Воевал в составе 3-й эскадрильи 152-го истребительного авиаполка ВВС 9-й армии.

15 января полк получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, герои которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения. Именно на 80-м САП лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Именно отсюда, из Реболы, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев. Когда мы говорим о военном аэродроме Реболы, подразумеваем, что это был полевой стан или лёд одной из бухт большого Лексозера вблизи населённого пункта Реболы – на советской территории.

По состоянию на 7-9 января 1940 года финские части занимались добиванием многочисленных оставшихся на дороге Раате групп красноармейцев 44-й дивизии и сбором трофеев. К слову, 44-я дивизия была фактически наголову разгромлена и потеряла боеспособность. Остатки дивизии собирались в Важенвааре на советской стороне границы, куда вскоре прибыл из Ставки ВГК тов. Мехлис и предал военно-полевому суду – с расстрелом перед строем командира и комиссара дивизии. Это одни из самых неприятных для СССР страниц истории финской войны.

В Книге Памяти значится: «...Голубев Валентин Иванович, младший лейтенант 152 ИАП ВВС 9 армии. Погиб в бою 26 февраля 1940 года...». Финны, которые ухаживают за могилой, хотят поставить памятник с указанием данных погибшего пилота, они обратились к нам помочь найти родных пилота. Мы сделали официальный запрос в Государственный архив Министерства обороны для установления сведений о мл. лейтенанте Голубеве В.Н., предварительно выяснив все его перемещения по службе со времени поступления во вторую ВШЛ в феврале 1938 года и по 1940 год. Однако теперь требуется помощь общественности. Полные анкетные данные Голубева В.Н. во второй ВШЛ – позднее Борисоглебского ВВАУЛ им. В.П. Чкалова, не сохранились. Необходимо установить родственников лётчика, рождённого в 1918 году, погибшего на финской территории 26 февраля 1940 года, хотя бы в год 80-летия со дня его гибели.

Андрей Петрович Кашкаров