Александр Крутов - Слово редактора - Клиповое мышление

...Слово clip в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек в эпоху интернета воспринимает окружающий мир как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.

 

От послушания и смирения рождается 
истинное рассуждение. А истинное рассуждение, 
по свидетельству всех святых отцов,
выше всех добродетелей.
Амвросий Оптинский

Можно без конца спорить, было ли раньше образование лучше или нет, в правильном направлении развивается человечество или деградирует. Но то, что у нынешней молодёжи преобладает клиповое мышление, – уже не оспаривается. И хотя для термина «клиповое мышление» пока ещё нет чётко сформулированного определения, но уже точно известно, что у обладателя клипового мышления совсем другая психика и образ мышления по сравнению с людьми старшего поколения.

Слово clip в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек в эпоху интернета воспринимает окружающий мир как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.

По утверждению учёных, за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Информации много, она быстро меняется, и клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Куда Цезарю до современного школьника! Нынешний ученик может одновременно слушать музыку, общаться в «чате», бродить по сети, редактировать фотки и при этом делать уроки.

Кажется, что же здесь плохого? А вот учителя бьют тревогу: школьники не умеют фиксировать внимание, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир» даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, при решении задачи не могут сосредоточиться. У школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго, то есть не развивается долгосрочная память. Они акцентируют внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного. У них снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению, происходит процесс отупения. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к примитиву.

Зачем мыслить и думать самостоятельно, если можно спросить Google или Yandex? Отсюда поспешные суждения и выводы, скудный словарный запас, цитирование фразами из фильмов, афоризмов, мемов из соцсетей. При выполнении домашних заданий школьники стараются воспользоваться всевозможными подсказками, готовыми сочинениями, решебниками. Детям сложно излагать свои мысли, они не хотят читать и анализировать, писать сочинения и учить стихи наизусть.

Откуда берётся клиповое мышление? Оно формируется в процессе жизни человека в современном мире. Мощный поток информации окружает его с рождения. Через компьютерные игры, телевидение, интернет, кино и происходит поверхностное потребление информации. Систематический просмотр коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостей, которые лишь очерчивают контуры проблем, беглое восприятие заголовков, реклама, пролистывание ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений… Вы, конечно, обратили внимание, что сцены в современных сериалах, фильмах, мультфильмах идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга. Они создаются специально для клипового потребителя, чтобы человек привыкал к постоянной смене сообщений и требовал новых. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Что делать? Запретить детям пользоваться смартфонами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т. д.? Согласитесь, это невозможно. Это неизбежность времени. Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие. Тем более что изменилась система технического производства. Один мой собеседник привёл интересный пример. Ещё 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И для ремонта нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашёл бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Происходит снижение квалификации.

Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ, решать достаточно сложные задачи. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Таким человеком легко манипулировать и влиять на его вкусы, желания, мысли, образ жизни, моральные ценности. Ему внушается, что сегодня уже не так важно знать информацию, главное – уметь её найти. И мир разделился на поставщиков информации и потребителей с клиповым мышлением. Создание «клипового человека», отказавшегося от рассуждения, – главная задача властителей мира. Мира, в котором нет Бога.

И тут можно ругать ребёнка сколько угодно, но только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребёнок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно, смотреть на мир вдумчиво и целостно. А это способность интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями.

Но делать что-то надо. Может, поступать, как основатель компании Apple Стив Джобс, который ограничил количество современных устройств для детей в доме? И я думаю, что родителям лучше не запрещать детям пользоваться смартфонами и соцсетями, а ограничить их использование и постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Больше путешествий, музыки, театра, книг, живых игр, спорта, а главное – обычного живого общения.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №9, 2019г.